Семья как первичный фактор социализации личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 07:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: Определение значимости семьи, как института первичной социализации ребенка.
Задачи:
1 Рассмотреть основные аспекты семьи.
2 Оценить роль семьи в формировании первичной социализации ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Основные аспекты изучения семьи
2 Семья, как первичная среда социализации ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Семья первиный фактор социализации ребенка.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

Второй параметр – родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Третий параметр – способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Четвертый параметр – эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений – контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские отношения так или иначе связаны с анализом семейной структуры. По мнению Дружинина В. Н., существует 3 варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая) [13].

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье – взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически ко всем социальным институтам).

Но не каждый родитель имеет правильное представление о воспитании ребенка. Многие из них даже не задумываются о полезности или вреде своего стиля воспитания. Как результат в семье возникают конфликты, непослушание со стороны детей, агрессия, распущенность, разбалованость и многое другое.

Как правило, в каждой семье есть две крайности. Одна, когда родители считают, что ребенок еще маленький, чтобы помогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника». Вторя крайность – гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи, от участия в зарабатывании и распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.

Л.И. Маленкова приводит следующие негативные факторы семейного воспитания:

- неадекватное воздействие  факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей из удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

- авторитаризм, либо либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;

- безнравственность, наличие  аморального стиля и тона отношений  в семье;

- отсутствие нормального  психологического климата в семье;

- фанатизм в любых его  проявлениях (страсть к накопительству  денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);

- безграмотность в психолого-педагогическом  отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

- противоправное поведение  взрослых[9, c. 67].

Сложности семейного воспитания также связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим. Хулиганы, антигерои, наркоманы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков.

Грандиозный поток информации зачастую открыто транслируют, в зависимости от ситуации, достаточно противоположные ценности: индивидуализм/коллективизм; помощь ближнему/собственную выгоду; доброту, взаимопомощь/безразличие; творчество/плагиат; высшие ценности/потребительские ценности; любовь как ценность/любовь как выгоду и расчет; самоактуализацию личности/приспособленчество; свободу/диктатуру, стремление к власти, подчинению своей воле; ответственность/безответственность; психическое здоровье/наркотическую сексуальную свободу; межличностное общение/общение через посредника (Интернет-общение, телефонное общение) и др. И часто, при отсутствии помощи со стороны взрослого,  в силу своей неопытности, дети избирают антигуманистические ценности.

Правильная позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. И если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.

Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия для развития ребенка и взрослого. Дает пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. И от того, какие культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в достижении их своим родителям.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная семья отходит от функционирования в качестве эффективно действующего социального института с жесткими нормами и четко заданными образцами поведения и превращается в общность, где доминирующее значение имеют признаки социально-психологической группы. Повышаются требования к выполнению семьей ее социально-психологических функций, таких как поддержание в своих членах чувства защищенности и безопасности, возможности самоутверждения и личного роста.

Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.

Вместе с тем, будучи особой самостоятельной частью общества, семья тесно связана с определенной социальной средой, зависит от неё. В семье находят отражение все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. Семья в социуме – сложный социальный феномен так, как она, с одной стороны, зависима от общества и потому созвучна тем изменениям, которые происходят в нем, и с другой – имеет собственную эволюцию, обусловленную её собственными механизмами, обладающую присущими ей закономерностями. Диалектика здесь такова: семья изменяется вместе с изменением общества, которое, в свою очередь, изменяется вместе с изменениями семьи. Семья является той социальной ареной, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения человека и общества [1, с. 293].

Таким образом, семья выступает как первичный воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья является важнейшим фактором социализации личности, в ней закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агафонов, А.Н. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / А.Н. Агафонов, К.Н. Менлибаев; под ред. А.Н. Агафонов –  КарГУ, 2003. – 380 с.
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
  4. Выготский, Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
  5. Дивицина, Н.Ф. Семьеведение: (учеб.пособие). – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
  6. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
  7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
  8. Ковалев, М.Г. Семья в современном мире: учебно-методическое пособие/ М.Г. Ковалев; науч. Ред. С.Ю. Девятых. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. – 168с.
  9. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети. (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). – М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.
  10. Развитие субъективности личности в процессе ее социализации /Под.ред. Я.Л. Коломинского, С.И. Коптевой, А.П. Лобанова. – Мн.: БГПУ им М. Танка, 1999. – 197 с.
  11. Харчев, А. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977. 222 с.
  12. Целуйко, В.М. Родители и дети / В.М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007. – 222с.
  13. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с. – («Gaudeamus»)
  14. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

 

 


Информация о работе Семья как первичный фактор социализации личности ребенка