Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

Содержание

Введение.

Глава 1 Социализация личности.

1.1 Основные этапы, фазы и механизмы социализации.

1.2 Роль культуры в социализации личности.


Глава 2 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания.

2.1Семья как жизнедеятельная система.


2.2Типология семьи и семейных проблем.


Заключение.


Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная псих. и педаг..doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

       2.1 Семья как жизнедеятельная система и ее функции.

 

    Семья представляет собой комплексное  социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы  общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

     Существует  много  определений семьи, но, на мой  взгляд, наиболее полно его дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

     Известный отечественный  социолог Баранов  С.П. определяет  семью как основанное на браке  и кровном родстве  объединение  людей связанное  общностью быта  и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.

     Под социальным институтом  понимается организованная система  связей и социальных норм, которые  объединяет значимые общественные  ценности процедуры, удовлетворяющие  основным потребностям общества. В этом определении под общественными  ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

     Институт  семьи включает  в себя совокупность общественных  ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их  физическом развитии, семейные правила  и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

     Институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

     Каждый  социальный  институт имеет специфические  особенности и выполняет ряд  функций. Социолог выделяет следующие функции социальных институтов:

- функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

- регулятивную функцию;

- интегративную функцию;

- транслирующую функцию;

- коммуникативную функцию.

     Существуют  функции  явные (перечисленные) и  латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования социальных структур, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.

     Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. Дадим определение семьи - это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью. Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

  Социальные  функции семьи обусловлены не только потребностью общества, но и  потребностью самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически  изменяются, поэтому каждый этап в  развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

   Семья может рассматриваться  как социальный институт, и как  семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

     Репродуктивная  функция

  Выполняет две основных задачи:

  общественную - биологическое воспроизводство населения;

  индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.

    Воспитательная  функция

   В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

  первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

 второй - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

        Хозяйственно-экономическая  функция

  Выполняя её, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

     Восстановительная функция. Направлена на восстановление  и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил  человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

        Регулятивная  функция

  Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль над соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

     Семья как социальная  общность является первичным  элементом, опосредующим связь личности  с обществом: она формирует у  ребенка представление о социальных  связях и включает в них  его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводства человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

         Коммуникативная функция

  Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

  Досуговая функция

  Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

        Социально-статусная  функция

  Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

     Эмоциональная функция

  Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

     Функция духовного общения

Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

     Сексуальная функция

 Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

 

 

   

    2.2 Типология семьи и семейных проблем

 

   Витальной, то есть жизненно необходимой средой для развития и воспитания ребёнка несомненно является семья. В самом общем виде перед решением вопросов, связанных с обращением к семье с вопросами консультации или оказания помощи, необходимо чётко ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья, асоциональная семья с противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.

  Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально тёплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимносолидарные и  поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

  Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи, например, семья с мужчиной-отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединёнными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиями. В такой семье у членов семьи постоянно наблюдаются  проблемы с алкоголем; особенно у женщин, часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья, поэтому могут отмечаться «хронические, трудно излечимые заболевания», вина за которые перекладывается на «не болеющих» членов семьи, в том числе и детей. Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:

- общение между ними находится  на низком уровне, в нём отсутствуют забота, юмор, радость от общения;

- в межличностных отношениях  доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины; активное  нежелание членов семьи не  обсуждать внутрисемейные проблемы  с кем-либо из окружающих, поэтому  семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;

- по отношению к семейным  проблемам легко возникают состояния  тревоги и паники; часто наблюдается  тенденция разрешать возникающие  проблемы на эмоциональном уровне.

  В конфликтной (дисфункциональной) или дисгармоничной семье проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся », что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребёнка. Дети переживают тревогу перед неопределённостью будущего, они могут тяготиться домом, подолгу задерживаются вне его. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки. Еще более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребёнок становится дезориентированном в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.

   Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Достаточно часто такая ситуация утяжеляется тем, что члены «распавшейся семьи» вынуждены по-прежнему проживать совместно, что усугубляет конфликтность и делает отношения патологически зависимыми. Не менее конфликтным по своим последствиям является и тот вариант, когда поведение ребёнка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить порочный замкнутый круг отношений. Например, каждый раз, когда сын приходит с запахом алкоголя или признаками наркотического опьянения, мать звонит отдельно живущему супругу и требует от него вмешательства. Не исключено, что за этим стоит неосознаваемое подростком желание восстановить распавшиеся отношения. Во многих случаях можно наблюдать, что дети и подростки могут прибегать к использованию наркотических средств для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых. При этом они, как правило, не осознают, что таким образом лишь пытаются изменить конфликтную семейную ситуацию.

Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:

- сочетание затяжных, конфликтных  внутри семейных отношений с  криминологической и наркологической  отягощенностью;

- нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями, живущими рядом.

  Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы давления: разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующихся матери, отца. Они вынуждены соизмерять своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил» - аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, определёнными правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания