Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 14:11, контрольная работа
Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.
Введение.
Глава 1 Социализация личности.
1.1 Основные этапы, фазы и механизмы социализации.
1.2 Роль культуры в социализации личности.
Глава 2 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания.
2.1Семья как жизнедеятельная система.
2.2Типология семьи и семейных проблем.
Заключение.
Список используемой литературы.
Следует исходить из
Особенности воспитания и родительского отношения
Вторым вопросом, который возникает при анализе семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Выделяют следующие формы неадекватного семейного воспитания.
Гиперпротекция (доминирующая):
Этот стиль воспитания характеризуется постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребёнка с недоверием к «правильности» его самостоятельных поступков, что рождает подозрительность, стойкую конфликтность и агрессивность со стороны безоговорочно доминирующего родителя. Подавляющий стиль воспитания порождает упрёки в неблагодарности, слабоволии.
Гиперпротекция (потворствующая):
При этом стиле воспитания родители или один из них (чаще мать) уделяет ребёнку чрезмерно много внимания, сил и времени; его воспитание становится главным делом ңизни. Со стороны отца чаще отмечается отношение с чертами пассивности со стремлением не вмешиваться. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребёнка и в своих требованиях.
У одних детей такая позиция вызывает усиленные реакции оппозиции и эмансипации. Ребёнок ведёт себя своевольно, сам определяет круг своих друзей, время возвращения вечером, характер своего времяпровождения. У других – усиливаются проявления тревожно-мнительных и конформных черт.
Воспитание с возложением на ребёнка повышенной моральной ответственности:
При таком воспитательном подходе количество и качество требований к ребёнку (чаще девочке) достаточно велико и, как правило, оправдывается необходимостью «строгого контроля поведения», развития таких значимых черт как «отсутствие распущенности». При этом высокие запросы к ребёнку сочетаются с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям. Требования к ребёнку не соотносятся с его возможностями, не соответствуют полноценному развитию его личности и часто сопровождаются риском психической травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и зависимостью.
Гипопротекция со стороны одного из родителей:
При таком стиле отношений, который является типичным как для дисфункциональной (конфликтной), так и распавшейся семьи, родитель – чаще отец не уделяет внимания ребёнку. До него «не доходят руки», «не хватает времени». Ребёнок остаётся предоставленным сам себе и своим проблемам. В этих случаях ребёнок ведёт себя своевольно, воспринимает семью как обузу.
Неустойчивый стиль воспитания:
Этот стиль характеризуется резкой и неожиданной для ребёнка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения. Как правило, неустойчивый стиль воспитания формирует в характере ребёнка черты упрямства.
Эмоциональное отвержение, гипоопёка и жестокое обращение:
Эти особенности отношения к ребёнку характеризуются его неприятием. При таком отношении на первый план выходит невнимание к ребёнку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с маломотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиение и наказаний. Такой стиль воспитания ведёт к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств, а также усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности в характере.
Заключение
Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я".
У человека социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.
Предназначение процесса становления своего социального "Я" — поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда.
Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.
Сегодня все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению важнейшей задачи современности – поиску оптимальных путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. И важнейшим средством на этом пути является воспитание в семье. Поэтому этот социальный институт как субъект педагогического взаимодействия имеет особую важность в обществе. Гуманистическая идея всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании, людей на планете Земля, должна в своей практической реализации пронизывать и все формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в системах подготовки современных кадров - специалистов всех профилей, касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальные отношения в обществе и всю практику социальной защиты человека.
Список используемой литературы.
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2001.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2002.
3. Еникеев М.И. Общая психология. Курс лекций: Учебное пособие для студентов. М.: Приор-издат, 2001.
4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
5.Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996г.; № 3.
6. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.; Мысль, 1993г.
7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - Изд. 3-е. М.; Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007г
8. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003г.
9. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. М.А.Галазуновой.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.
10. Педагогика: пед. теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 2008г.