Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:06, реферат
В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое
нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в
левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования
речи, т. е. до 1—2 лет жизни ребенка
Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря
на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.ера.
Введение ......................3
Симптоматика сенсорной алалии ...........4
Психолого-педагогические и речевые особенности
детей с сенсорной алалией ..............9
Коррекционная работа при сенсорной алалии .......12
Заключение ..................17
Список литературы .................18
Встречаются дети, которые относительно
легко выполняют требуемое
задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации, т.
е. общий смысл фразы
восприятие развивается
Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте.
В ряде случаев дети не понимают слегка усложненные задания, не отличают
ошибочно сказанное от правильного варианта. Некоторые не понимают речь при
изменении темпа высказывания, путают слова с однотипной акцентно-слоговой
структурой, близкие по звучанию слова воспринимают как тождественные. Иногда
дети просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что
проговаривается несколько раз, так как одноразовый раздражитель оказывается
недостаточным для восприятия. При подкреплении слухового раздражителя процесс
восприятия улучшается.
Отмечаются трудности
Ребенок не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь, отвлекается
внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность
слухового восприятия.
Иногда затруднено узнавание и знакомых слов. Встречаются дети, которые
понимают только то, что могут проговорить сами, и понимают только после
такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к
улучшению понимания, видимо, потому,
что оно подкрепляется
собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего. В этом
случае понимание улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со
стороны зрительного анализатора — чтения с лица; включение в восприятие
зрительного раздражения усиливает акустические впечатления.
У ребенка с сенсорной алалией отмечаются колебания слухового внимания и
восприятия: трудности включения и концентрирования внимания,/ устойчивости и
распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость
внимания.
Иногда ребенок понимает только одного человека — мать, педагога и не
понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки
не зависит от громкости звучания.
У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной
или грубо искажается и собственная
речь. В тяжелых случаях у
непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются
выраженные трудности
хаотичен в деятельности. Но иногда такие дети бывают ласковыми,
стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.
Дети пользуются для общения жестами, мимикой. Слушают музыку, избирательно
относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик
раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при
этом слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно
лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно в
звуковом и структурном
При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленные
поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции, ищет адекватные
кинестезии: слон — «сон», «вылон», «сылон», «салон» и т. д. Диффузное
недифференцированное
проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается осознание ошибок: «Нет, я
не так сказал».
Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов —
своеобразная логоррея, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного
слова и словосочетания; повторяются слова, воспринимаемые в данное время или
воспринятые ранее — эхолалия. Не улавливая смысла, ребенок
проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически
произнесенное не осмысляется и не закрепляется.
В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков,
разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве
случаев искажения и замены носят не фиксированный характер, при каждом новом
воспроизведении ребенок допускает новый вариант искажения. Эквиваленты слов
(звуковые комплексы) не
экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и
речи окружающих.
При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно,
без напряжения, не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о
построении предложений, не замечают допущенных ими ошибок. Речевая продукция
детей остается вне их собственного контроля, встречается неадекватность
высказываемого, проговариваются слова и обороты, не связанные с ситуацией,
лишенные смысла. Отмечается фрагментарность речи, но это связано не с
моторными затруднениями ребенка, а с малым объемом восприятия, с трудностями
поиска правильного варианта высказывания.
Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме, часто бывает
трудно понять, о чем так горячо и интонированно он говорит. Проговаривание
характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие парафразий
(замен), элизий (пропусков звуков, частей слова) персевераций, контаминации
(часть одного слова
с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая
активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия
контроля за своей речью. Грубо искаженная речь при сенсорной алалии не может
ребенком использоваться как средство общения. Вне зависимости от степени
нарушения понимания и собственной речи у ребенка с сенсорной алалией
отмечаются нарушения личности;
разнообразные трудности
эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не
является регулятором и
ребенка.
Дети не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают. Не понимая
содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры
ребенок осваивает медленно. К речи не критичен, в поведении хаотичен,
действует часто импульсивно.
Коррекционная работа при сенсорной алалии
Основным принципом работы является последовательное и систематическое
воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи.
Работа оказывается
лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы:
стимулирующего созревание клеток коры головного мозга.
До начала работы целесообразно ознакомиться с условия ми жизни, быта ребенка,
его окружением, близкими людьми, игрушками, это поможет выявить круг его
интересов и возможностей, наметить пути контакта и определить программу
предстоящей работы.
Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка,
так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие
понимания и самой речи. Детям предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия,
их ограждают от излишних обращений к ним окружающих. Постепенно уточняется
состояние восприятия, понимания, после чего ведется целенаправленная работа
по их развитию, расширению и углублению. Для привлечения внимания ребенка
стараются попасть в поле его зрения, повернуть его к себе, взять за руку и т.
д.
Основными задачами работы являются: пробуждение интереса к звукам окружающей
жизни, к речевым звукам, развитие потребности, желания и возможности
подражать им, дифференциации неречевых и речевых звуков.
Для развития направленного внимания и работоспособности используют различные
пособия: вкладки, разрезные картинки (простые и усложненные), палочки
(выкладывание узоров, геометрических фигур из счетных палочек), мозаика — и
действия с ними: сортировка, классификация раздаточного материала по цвету,
форме, величине и т. д. Работа по восприятию звуков оказывается возможной
только при достаточной
сформированности элементарных видов деятельности.
На фоне воспитания деятельности и контроля за ней проводится работа по
направленному формированию речевой деятельности: развитие потребности
общения, его мотивационной основы. Ребенка учат фиксировать внимание на речи,
расширяют и уточняют фонематическое восприятие.
При достаточном развитии внимания, подражательности и работоспособности
ребенка переходят к обучению различению ряда неорганизованных звуков разного
характера, начиная с более яркого, сильно выраженного звучания, с выработки
более грубых дифференцировок: звон монет в кошельке, стук карандашей в
стакане, звук от соприкосновения металлических предметов и т. д. Постепенно
переходят к различению и более тихих, менее интенсивных звуков, более близких
между собой: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке и т. д. То есть
постепенно переходят к
Используются сигналы игрушек и инструментов. В работе избегают хлопков в
ладоши, топанья по полу, стучания по столу, так как в этих случаях
воспринимается не звучание, а колебание, вибрация по костной проводимости.
Постепенно звуковой, шумовой ряд усложняется и разнообразится, в него
включаются новые звуки, сначала далекие и непохожие, затем все более близкие,
требующие тонкой акустической работы. Так расширяется и упорядочивается поле
слышимости ребенка. Параллельно с этой работой продолжается воспитательное
воздействие, направленное на нормализацию поведения, работоспособности,
деятельности ребенка: его учат правильно сидеть, смотреть, копировать,
подчиняться неречевым инструкциям, учитывать реакцию (одобрения или
неодобрения) педагога на выполнение им инструкций, доводить начатую работу до
конца и т. д. Акустическое внимание и восприятие улучшаются по мере развития
усидчивости, памяти, предметно-практической деятельности.
Каждый речевой звук, который ребенок начинает воспринимать, выделять,
дифференцировать от неречевых, а затем и от других речевых звуков, связывается
с предметом, картинкой, действием, с конкретной ситуацией, становится их
обозначением. После дифференциации некоторого количества звуков переходят к
различению слогов, опять-таки в связи с конкретным предметом или действием, и
простых слов со строгой предметной соотнесенностью. Наиболее легкими являются
сочетания двух гласных, гласной и согласной — уа, ау, ам, согласной и
гласной в открытом слоге ма, па, на, та и др. Слова, которые ребенок
учится различать первыми, должны быть далекими, не похожими ни по смыслу, ни по
структуре, ни по звучанию. Каждое слово при его восприятии получает
двигательное, зрительное или тактильное подкрепление.
По называнию ребенок
Разучивается комплекс движений, которые ребенок постепенно привыкает
выполнять сначала по заученному порядку
при речевом сопровождении
позднее вразбивку по словесной инструкции: «Руки вверх, в стороны» и т. д.
На эмоционально-игровом фоне воспитывается интерес к звукам. По возможности
раньше учат ребенка воспринимать словосочетания и фразы. Фраза понимается не
сама по себе, а как часть более общего воздействия на нервную систему
ребенка. Учитывается, что понимание фраз сначала только ситуационно, зависит
от определенных деталей, поэтому и менять порядок слов, интонацию при
проговаривании фраз не рекомендуется.
Постепенно уточняются слуховые и двигательные дифференцировки, воспитывается
понимание и собственная речь ребенка. Первыми исчезают акустические
неточности, позднее изживаются ошибки собственной речи. Формирование
собственной речи становится возможным по мере развития фонематического
восприятия, тонких акустических дифференцировок.
Основной акцент на протяжении всей работы делается на воспитании у ребенка
сознательного анализа и синтеза речи.
От обобщений в работе идут с конкретизации: цвет — красный, синий; вкус —
кислый, сладкий и т. д. Выработка четких акустических дифференцировок
(слушай-покажи) обеспечивает понимание грамматических конструкций,
преодоление отчуждения смысла слов, различение близких по звучанию. При
поиске ребенком правильной звуко-слоговой структуры слова идет сличение
слышимого звукосочетания с тем эталоном слова, который закреплен в
упражнениях. Воспитывается внимание к речи окружающих, контроль за своей
речью, критическое отношение к ней.
Слова и предложения закрепляются через их употребление ребенком в ходе
создания соответствующих
тренировочные упражнения, направленные на совершенствование восприятия и
дифференциацию звуков на слух и в собственном проговаривании.