Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:06, реферат
В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое
нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в
левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования
речи, т. е. до 1—2 лет жизни ребенка
Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря
на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.ера.
Введение ......................3
Симптоматика сенсорной алалии ...........4
Психолого-педагогические и речевые особенности
детей с сенсорной алалией ..............9
Коррекционная работа при сенсорной алалии .......12
Заключение ..................17
Список литературы .................18
Дети с сенсорной алалией способны к овладению грамотой, хотя чтение и письмо
их оказываются нарушенными. Грамоте начинают обучать детей по возможности
раньше.
На начальных этапах работы и в более тяжелых случаях эффект в работе
достигается только в результате длительной систематической работы с ребенком,
преимущественно индивидуальной, в других случаях возможно объединение детей в
маленькие группы когда им уже нужна организация активной речевой практики.
При коррекционной работе в условиях специализированного стационара частичная
компенсация дефекта возникает быстрее.
Алалия — одно из наиболее сложных речевых нарушений. В некоторой степени это
связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико,
а его распознавание и
затруднены. Проблема сенсорной алалии на протяжении всей истории ее изучения
вызывала острые дискуссии. С течением времени менялись требования к
диагностике, понимание нарушения то сужалось, то неоправданно расширялось.
Существование сенсорной алалии как самостоятельного нарушения и сейчас у
отдельных исследователей вызывает сомнения, иногда полагают, что диагноз
ставится без необходимых
Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно
изученным. Достоверных статистических сведений о распространенности алалии
нет. Успехи в изучении алалии в последние годы достигнуты благодаря
использованию исследователями методологии комплексного синдромального подхода
к анализу дефекта. Наиболее сложными дискуссионным является вопрос о
механизмах алалии; сенсомоторные, психологические и языковые концепции по-
разному его интерпретируют. Недоразвитие речи при алалии носит системный
характер, отмечается несовершенство всех операций в процессе порождения
речевого высказывания, хотя наблюдается многообразие вариантов проявления
речевых и неречевых симптомов в структуре нарушения. Комплексная система
работы при алалии направлена на создание механизмов речевой деятельности,
формирование речи как средства коммуникации и развития психической
деятельности в целом. Дальнейшее углубленное изучение алалии на основе
клинических, психолингвистических, психолого-педагогических и других
критериев позволит уточнить вопросы этиопатогенеза, дифференциальной
диагностики, структуры дефекта при алалии и, как следствие этого, обеспечит
оптимизацию коррекционно-логопедического воздействия.
Список литературы
1.Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.
2. Логопедия: Учебник для
Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов
пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.
4.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-
тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А.
Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
5.Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. —
М., 1977.