Символдрамма. Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Кататимно - имагинативная психотерапия или символдрама - одно из направлений глубинной психологии, имеющее фундаментальную теоретическую базу, а также технические возможности для работы с индивидуальной, а также коллективной символикой. Психотерапевтическое воздействие данного метода опирается на глубокое прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов с помощью воображения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3
Символдрамма……………………………...……………………………….………4
Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель…………….5
Стандартные мотивы основной ступени.……………………………………......9
Стандартные мотивы средней ступени………………………..………………..20
Заключение…………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………….……….………24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа психотерапия.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

После сеанса символдрамы пациент также мало способен когнитивно делать рассудочные умозаключения или внимательно воспринимать окружающее. Поэтому предлагаемое психотерапевтом пациенту последующее обсуждение в большинстве случаев не заходит очень далеко. Пациент еще сильно захвачен миром внутренних образов и охвативших его чувств и аффектов. Ему не следует поэтому выходить сразу на улицу с оживленным движением и садиться за руль машины. Лучше предложить ему 10-15 минут побыть в комнате для ожиданий и полностью прийти в себя.

В случае работы с пациентом, отягощенным проблемами, психотерапевт должен быть готов  к непредвиденному развитию и  реакциям, а также должен уметь осторожно и дозировано производить воздействие, учитывая глубинно-психологические и психотерапевтические аспекты.

На основной ступени символдрамы и в случае работы с необученным пациентами предварительное задание мотива является технической необходимостью, способной создать стабильные и возобновляемые условия для введения имагинаций.

С предложением мотива всегда естественным образом  связана и тематизация поля переживания. Хочет человек или нет, но с каждым мотивом представления при помощи соответствующего ему символического значения детерминируется определенная тема. Иногда это может быть что-то имеющее общезначимую природу и подходящее многим людям. В другой раз это может затрагивать специфическую тему, касающуюся только индивидуальных обстоятельств мотива.

Часть мотивов  задумана очень широко, как сцена, на которой может разыгрываться  символдрама или могли бы спонтанно представляться всевозможные давлеющие конфликты. Другие мотивы - более узкие, а некоторые тематически специально сужены и определены.

Основной  ступени символдрамы соответствуют мотивы, символическое значение которых представляет широкое пространство для спонтанного развития индивидуальных проекций. Это:

1) мотив  луга, как начало сновидения наяву  и сцена, плоскость проекций  актуальных конфликтов;

2) мотив  ручья, с просьбой проследовать  либо вверх по течению, до  его истока, либо вниз, до его  устья;

3) мотив  горы, которую сначала наблюдают  издалека, а потом на нее надо  подняться, чтобы увидеть с  ее вершины панораму внизу;

4) мотив  дома, который осматривается самым  тщательным образом;

5) мотив  опушки леса, видимой со стороны  луга. Надо заглянуть в глубину  темного леса, чтобы увидеть, какая  символическая фигура выйдет  оттуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стандартные мотивы основной ступени.

Луг.

Его можно  использовать после теста с цветком  в качестве вхождения в метод  и как начало каждого отдельного сеанса сновидений наяву.

Мотив задается пациенту в совершенно неопределенной форме. "Попробуйте представить себе луг, ведь представить себе что-то - несложно, это Вам будет совсем нетрудно. Так же и любой другой образ - это тоже хорошо".

Сценарий  луга отражает часто более или  менее осознанное настроение пациента. В соответствии с этим детали образа луга могут изменяться от сеанса к  сеансу. Фактор настроения может быть представлен в самых разных областях, но чаще всего он представляется в  погоде. Солнце - приподнятое оптимистическое  настроение, угрюмое небо - от задумчивости до депрессии.

Время года указывает на прочно укорененную  базовую настроенность. Осенняя  ситуация - печальное, плохое настроение, весенняя - оптимистическое ожидание, летняя - чувство удовлетворения от исполнения чего-то.

В случае с  идеально здоровыми испытуемыми  мы ожидаем приветливого, ласкового, залитого летним солнечным светом луга, плодородие которого представлено обилием  трав и цветов. Его атмосфера светлая  и радостная благодаря общему приятному окружению.

Луг - выражение  добродушного, уравновешенного, относительно бесконфликтного, лишенного соперничества, плодородного материнского мира.

Однако гармоничный  образ луга в сиянии солнца может  возникать не только у идеально здоровых испытуемых, но нередко и у пациентов, которые обращаются из-за невроза. В  этом выражается умение скрывать конфликты  и внутренние психические проблемы, то есть умение сильно их вытеснять  у людей с развитыми сильными защитными механизмами "Я".

Но такой  парадокс, в случае с мотивом луга, встречается все же относительно редко.

Большой интерес  представляют частные детальные  проекции конфликтов на мотив луга. Это формы нарушений, в результате которых нарушается идеальный луг  с его плодородием и добродушием (луг обглодан, иссушен солнцем, крошечный, стеснен колючей проволокой, обнесен  забором; бесплодный, топкий, мокрый).

У людей, находящихся  в острой кризисной ситуации или  с невротическими нарушениями, могут  проявляться определенные признаки нарушения образа луга, на которые  следует обратить внимание. Вместо луга появляется сжатое поле, болото, заасфальтированная площадка или даже пустыня. Скопление  похожих сцен может означать особенно тяжелое нарушение, которое ставит под сомнение возможность психотерапии по методу символдрамы.

Работы с  лугом не исчерпывается описанной  диагностической стороной.

В психотерапии предлагается пациенту, если мотив  луга более или менее приемлем, сначала делать то, что он хочет, задавая ему вопрос: "Что бы Вам хотелось сейчас сделать?" У  него могут появиться желания  погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т.д. Терапевт должен занимать разрешительную, все дозволяющую позицию. Иногда этот вопрос ввергает пациента в растерянность. Ему не приходит в голову, чтобы он мог сделать? Это характеризует те тенденции поведения, которые свойственно данному человек и в реальной жизни, хотя они им не всегда осознаются. Кому ничего не приходит в голову, тот, наверное, и в обычной ситуации не знает, что ему способно доставить радость. Не привыкший следовать собственным желаниям и импульсам человек склонен скорее к пассивной установке и привык получать от других людей указания и инструкции. Предоставление свободы может вызвать столь тягостное и беспомощное состояние и поставить пациента перед внутренней дилеммой.

В случае неблагоприятной  картины луга логично поставить  вопрос о вмешательстве психотерапевта. Он может попросить пациента представить  другой, географически удаленный  ландшафт, излучающий положительное  настроение. Может предложить попробовать  перелезть через сужающийся забор, посмотреть, что за ним.

Структурирующие воздействия психотерапевта концентрируются прежде всего вокруг стимулирования представляемых образов. Основная идея при этом - исчерпать мотив в плане восприятия, по возможности во всех подробностях, выяснить все связанные с ним настроения. Восприятие осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, в когнитивном направлении, с рассмотрением фактических признаков образа, с другой, в области настроений, чувств, аффектов.

Мотив луга совсем, что с ним связано, может  занять собой как первый, так и  многие последующие сеансы. Он может  также остаться только одним коротким эпизодом, от которого отправляются все  последующие мотивы.

Ручей.

В этом же или  в следующем сеансе пациенту предлагается, опираясь на мотив луга, переключиться  на ручей. Это - структурное предложение, с мягким внушением, содержание которого остается, однако, совершенно неопределенным. Обычно этого достаточно, чтобы побудить пациента найти какой-то ручей. Конечно  же, может произойти и обратное - мотив ручья не установится. В этом случае можно сделать вывод о некотором сопротивлении или защите. В положительном же случае мы даем сначала пациенту возможность описать детали ручья. Не спрашивая о деталях, терапевт просит рассказать о впечатлениях.

Ручей может  быть и маленькой канавкой , и широким потоком, и рекой. Терапевт просит сообщить о таких признаках, как скорость течения, чистота воды, характер берега и его растительности. Можно опять спросить, что пациенту хотелось бы здесь сделать. В то время, как одни не проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, побродить по ручью, поискать рыб и т.д.

Какое символическое  значение мы можем приписать мотиву ручья? Ручей - это текущая вода, которая  из источника устремляется по различным  потокам в сторону моря и вливается в него. Основной мотив ручья - мотив постоянно текущего потока, в котором в то же время проявляется развитие.

Мотив ручья  является выражением текущего психического развития, беспрестанного развертывания  психической энергии.

Вода как "элемент" несет в себе жизненную  силу. Конец реки, море - особый случай мотива "воды" - считается обычно символом бессознательного в целом.

После того, как пациент подробно рассмотрел и описал ручей, ему предлагается на выбор - пойти вверх по течению  к источнику или вниз по течению  на такое расстояние, на какое он сможет. Идти вверх по течению легче, чем вниз. Для идеально здорового  человека проследить ручей вниз по течению не будет особенно трудным. Он расскажет, как ручей становится все шире и шире, как он протекает  через различные ландшафты, появляются большие деревни и города, потом  он, может быть, впадает в большую  реку. Следуя дальше по его течению, в конце концов можно прийти к месту его впадения в море. Тогда уже море само по себе станет особым мотивом.

Практически всегда по ходу движения возникают  характерные мотивы возникновения  препятствия-недопущения. Они дают сигнал о существующих проблемах, и  их можно считать признаком нарушения  психики.

Признаками  нарушения, указывающими на существование  внутреннего конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится и- песка, источник течет тонкой струйкой или многочисленными ручейками растекается по лугу. Если у пациента с каким-то невротическим нарушением вода из источника вытекает широко и обильно, то можно сказать, что у данного пациента не нарушена витальность (жизнеспособность) и эмоциональная интенсивность.

Пациенту  предлагается смочить водой лицо, попробовать воду на вкус. При этом обращается внимание на то, чувствует  или нет пациент какую-либо влагу, в какой степени он может описать  декорации окружения, какой эмоциональный  тон и какое настроение они  создают.

Если обратиться к глубинной символике, то источник - это оральное материнское обеспечение, материнская грудь. Когда в картине  источника существует серьезное  нарушение, можно с большой вероятностью сделать вывод о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями "мать-ребенок", то есть идущими  из области оральных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей вызывает эмоциональные пробелы.

Признаками  нарушения психики считается  не только недостаточное развертывание  образа источника, но и сложности  с использованием воды источника. Пациент  отказывается пробовать воду, объясняя отказ свой тем, что она кажется  ему грязной, содержит бактерии или  может его отравить. Если он все  же ее пробует, то вода может иметь  неприятный, плохой или кислый вкус, она может оказаться горячей  или крайне холодной. Терапевтически эффективно использовать прием медленного привыкания к родниковой воде, прием  постепенной адаптации к ней.

Рекомендуется использовать такое упражнение - проследить, как ручей превращается в реку, потом в большую реку и , наконец, вливается в море. На этом долгом пути пациент почти всегда встречает обусловленные конфликтами мотивы препятствия-недопущения. Он может обнаружить запруду, бетонную стену, дощатую перегородку, вода может постепенно просачиваться в песок, исчезать в отверстии, в земле и явно продолжать свое течение под землей. Крайне острым признаком нарушения с актуальной динамикой Лейнер считает исчезновение воды с самого начала: русло ручья пусто! Встречаются маневры сопротивления, когда пациент, следуя по течению реки, через некоторое время с удивлением замечает, что ландшафт остается все время одним и тем же. Ожидаемое развитие не наступает.

Еще одна противоестественная  ситуация возникает, если временами  ручей в фантазии пациента течет  в гору, преодолевая закон тяготения. Такое встречается у пациентов  с несколько наивными или детскими представлениями, часто истерически  структурированными. Это указывает  на тенденцию отрицания реальности.

Интересна проработка возникающего у некоторых  пациентов мотива водопада. Чем причудливее, необыкновеннее его образ, тем значительнее невротические нарушения - вода, например, может не доходить донизу, так как  она, в представлении пациента, испаряется.

Сеанс, на котором  пациент прослеживает течение ручья  до впадения в море, требует много  времени. Путь к морю можно сократить, предложив пациенту в какой-то момент лодку без весел, чтобы плыть  вниз по течению реки. Спуск на неуправляемой  лодке может быть тестом на способность  отдаться (кому-либо, элементу или человеку). На море, к которому выплывает пациент, ему можно предложить искупаться и поплавать.

Лейнер, в отличие от Томаса, занимающегося высшей ступенью аутотренинга, не рекомендует погружать пациента в глубину моря. Он объясняет это тем, что существует опасность встретить там монстрообразных архаических символических существ, а у психотерапевта не будет ни достаточного опыта, ни необходимых знаний, чтобы путем соответствующих режиссерских указаний сделать встречу с ними терапевтически эффективной.

Информация о работе Символдрамма. Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель