Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:12, реферат
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания. Его характеристика. Факторы его вызывающие
Реферат
План
1.Синдром дефицита внимания и гиперактивности
2.
Список литературы
1.Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваденко и др.).
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
В результате коррекции при помощи реципрокных двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.
Перечисленные нарушения приводят к возникновению
трудностей восвоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко
отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны
дислекция1 и дисграфия3, для 61% детей — признаки дис-
калькулии4. В психическом развитии наблюдаются задерж¬
ки на 1 ,5— 1,7 года.
Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем-адреналина в крови. Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Вместе с тем
гиперактивные дети часто
1 Реципрокние — перекрестные, разнонаправленные.
2 Дислекция — частичное расстройство процесса овладения чтением,
проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого
характера и обусловленное несформированностью психических функций,
участвующих в процессе овладения чтением.
3 Дисграфия - частичное нарушение
навыков письма вследствие
прражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
4 Дискалькулия —нарушение
формирования навыков счета
очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного
мозга
21
ности их статуса не способствуют его развитию. Среди гипе¬
рактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и
У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались
трудными подростками.
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплес-ка проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обуче¬ния , второй — в 12—15 лет. Это обусловлено динамикой раз¬вития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 и 9— 10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внима¬ние, память. Д. А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происхо¬дит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произ¬вольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12— 15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормо-нальный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.
По современным научным данным, среди мальчиков 7— 12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение со¬ставляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек ва¬рьирует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.
Результаты исследования, проведенные автором в 1999 г. в ходе работы психологического клуба для девиантных под-ростков, приведены в таблице.
Высокая частота распространенности синдрома у маль-чиков обусловлена более высокой уязвимостью плода муж-ского пола к патогенетическим воздействиям во время бе¬ременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества меж-полушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.
22
Особенности психофизиологической литерализации полушарий девиантных подростков (%)
Девиантные подростки Левопо-лушарные Правопо-лушарные Равнопо-лушарные
Девочки Мальчики 8 9 66 3 14
В связи с вышесказанным следует отметить, что механиз¬мы формирования девиаций мальчиков и девочек различ-ны. Девиантное поведение мальчиков часто связано с «зас-треванием» нейропсихологического развития в стволовых отделах мозга, правом полушарии или мозолистом теле. Этим объясняется большее количество девиаций среди мальчи¬ков. Коррекция девиантных мальчиков может быть постро¬ена на элиминации дисфункций правого полушария: кине-зиологические упражнения1, артгерапия и т.д. Девиантность девочек базируется на «застревании» нейропсихологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо труднее поддается коррекции и компенсации. Так как де-виантное поведение часто является проявлением определен¬ного синдрома, то оно не возникает эпизодически. Девиа¬ции проявляются в любой ситуации.
Таким образом, синдром гиперактивности нередко вклю-чает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интел-лектуально-мнестические нарушения, а также такие психо-патоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессив¬ность.
1 Кинезиологическис упражнения
- комплекс движений, позволяющий
активизировать межполушарное
Глава 3
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
И МЕХАНИЗМЫ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА
ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Этиология и патогенез (причины и механизмы развития) синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены^ несмотря на большое количество исследований. В настоя¬щее время существуют нейроморфологические, генетичес¬кие, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома. Существует также развер¬нутая биопсихосоциальная патологическая модель, которая включает в себя различные факторы возникновения СДВГ. Кроме того, к гипотезам, описывающим механизмы СДВГ, относятся концепция диффузной церебральной дезрегуля-ции О. В. Халецкой и В. М. Трошина, генераторная теория Г. Н. Крыжановского, теория задержки нейроразвития 3. Тресоглавы.
Однако на современном этапе исследования СДВГ счи-таются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:
— генетические факторы;
— повреждение центральной нервной системы во время
беременности и родов;
— негативное действие внутрисемейных факторов.
По результатам исследования Н. Н. Заваденко возник¬новение СДВГ из-за раннего повреждения центральной не¬рвной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины — в 57% случаев, не¬гативное действие внутрисемейных факторов — в 63% слу¬чаев.
Характерные проявления генетического фактора просле-живаются в нескольких поколениях одной семьи, значитель¬но чаще среди родственников мужского пола. Влияние био-логических факторов и грает существе иную роль в младшем
24
возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений. Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить не¬достаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотичес¬кое отравление плода (например, кокаином) во время пре-. катального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. Многие дети с симп¬томами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти сим¬птомы обычны. По результатам многочисленных исследова¬ний одной т самыхраспространенных причин отклонений в обу¬чении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что приводит к возникновению синдромов несформированности или дефицитарности головного мозга в онтогенезе. В настоящее время специалистами многих стран ведут¬ся нейрофизиологические, нейропсихологические и био-логические исследования детей с СДВГ. Проводимые элек-троэнцефалографические исследования выявляют измене¬ния биоэлектрической активности головного мозга, нару¬шения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость системы регуляции внимания, не¬зрелость системы коркового торможения и т. д. Нейропси¬хологические исследования гиперактивных детей выявля¬ют их низкий психический статус, повышенную истощае-мость, трудности в освоении чтения и письма. ,, Исследования, проведенные A. J. Zametkin и J. L. Rapoport в Институте умственного здоровья (США), продемонстри¬ровали связь между дисфункцией лобной доли и гиперак-тивностью: уровень активности мозга у гиперактивных де¬тей в экспериментальной группе был на 84% ниже, чем у обычных детей в контрольной. Следовательно, у гиперак¬тивных детей снижена активность мозга в зоне лобных до-