Ситуационные тесты и игровые техники как средства оценки характера межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить характер межличностных отношений при помощи таких средств, как ситуационные тесты и игровые техники.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
Построить на основе анализа источников схему характера межличностных отношений в детском коллективе при помощи таких средств, как ситуационные тесты и игровые техники.
Подготовить и провести необходимые исследования.
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность психодиагностики межличностных отношений 5
1.1 Состояние в психологии проблемы изучения
межличностных отношений 5
1.2 Методы диагностики характера межличностных отношений 8
2. Эмпирическое исследование 18
2.1 Организация и методы исследования межличностных отношений 18
2.2 Описание результатов эксперимента 20
Заключение 25
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

Ситуационные тесты и игровые техники как средства оценки характера межличностных отношений.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение                                                                                                                   3

1. Сущность психодиагностики межличностных отношений                            5

1.1 Состояние в психологии проблемы изучения

межличностных отношений                                                                                  5

1.2 Методы диагностики характера межличностных отношений                    8

2. Эмпирическое исследование                                                                            18

2.1 Организация и методы  исследования межличностных отношений           18

2.2 Описание результатов эксперимента                                                            20

Заключение                                                                                                            25

Литература                                                                                                             27

Приложения                                                                                                 29 
Введение

Природа межличностных  отношений в любых общностях  достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, - так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения  самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Ребенок живет, растет и  развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских  и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных  отношений тем местом, которая  возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Исходя из этого, актуальность данной темы определяется необходимостью изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, это, в свою очередь, выражается необходимостью изменений в воспитательной работе с дошкольниками, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий, такие как ситуационные тесты и игровые техники, находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими дошкольными учебными заведениями на всей территории Российской Федерации.

Объект исследования – межличностные отношения в экспериментальной и контрольной группах.

Цель работы: изучить характер межличностных отношений при помощи таких средств, как ситуационные тесты и игровые техники.

В данной работе нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
  2. Построить на основе анализа источников схему характера межличностных отношений в детском коллективе при помощи таких средств, как ситуационные тесты и игровые техники.
  3. Подготовить и провести необходимые исследования.
  4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Практическое  значение нашей работы состоит в ознакомлении работников дошкольного учреждения с полученными результатами и предоставлении им необходимых рекомендации.

 

 

1. Сущность психодиагностики  межличностных отношений

1.1 Состояние в психологии проблемы изучения межличностных отношений

Сфера межличностных  отношений чрезвычайно широка. Она  охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель - ребенок и т.д.). Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оценках, значимых для других. «Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребёнка, занимает среда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особые социальные, экономические, культурные условия его жизни». [8, стр. 607]

Межличностные отношения весьма сложны. А.В. Петровский считает, что они имеют многоуровневую структуру. Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуют различные слои (страты) групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные. Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе может быть представлена следующим образом:

 

 

 

 

 

Многоуровневая структура  межличностных отношений

в коллективе по Петровскому А.В.

 

Г

В

Б

А


 

А

-

основа групповой структуры

     

Б

-

первая ядерная страта

     

В

-

вторая страта

     

Г

-

поверхностный слой межличностных  отношений


Основу групповой структуры  образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. По сути своей это хотя и ядерное – по отношению к психологическим стратам, - но не только лишь психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого.

Первая ядерная страта – психологическая по своей сущности - фиксирует отношения каждого  члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых  она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

Во второй страте локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием  совместной деятельности (ее целями и  задачами, ходом выполнения), а также  принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе. Именно сюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений, например, коллективистическое самоопределение и другие, о которых речь пойдет дальше. Деятельностное опосредствование – принцип существования и принцип понимания феноменов второй психологической страты.

Поверхностный слой межличностных  отношений предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Это не значит, что такие связи в полном смысле слова непосредственные.

В настоящее время  в психологии существует громадное  количество конкретных методических приемов  исследования межличностных отношений. Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);

б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление  групповой сплоченности, совместимости  и т.д.);

в) на основании структурных  особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных  отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик  участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).

Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик, которые важны не сами по себе. Они представляют определенный аспект для оценки адекватности методики тому или другому конкретному исследованию.

«Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты, относящиеся к различным уровням психического функционирования личности. Из-за этого содержание тестового материала различных методик находится на различной "отдаленности" от суждений психолога на основе данных исследования: на основе данных квантифицированного наблюдения, как и на основе специального опросника, можно установить стремление каждого члена группы к доминированию». [7, стр.42] Однако в первом случае мы имеем дело с интерпретацией фактически сложившейся ситуации, где доминирование отдельного человека представляет собой результат взаимодействия всех членов группы, а в другом - с субъективными желаниями или представлениями о себе и других, из чего прямо не выводится прогноз о положении этого индивида в определенной группе. С другой стороны, имея информацию о реальной структуре отношений в группе, невозможно дать прогноз ее развития без информации о социальной мотивации каждого.

Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора "глубины" методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика.

1.2 Методы диагностики характера межличностных отношений

«Традиционной методикой  диагностики межличностных отношений на основе субъективных предпочтений является социометрический тест, предложенный Дж. Морено. Его суть заключается в следующем: субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т.д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются его индивидуальный социометрический статус (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплоченность группы и т.д.». [1, стр.71] Эта методика широко представлена в отечественной литературе (Ольшанский В. Б., Волков И. П., Коломинский Я. Л., Паниотто В. И. и др.)

Социометрия позволяет  получить данные о том, как члены  коллектива относятся друг к другу  на основе взаимных симпатий и антипатий, выявить “социометрические позиции”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования; а также обнаружить внутригрупповые “союзы”. Средний  коэффициент взаимности может свидетельствовать о том, что в группе детей связывают довольно устойчивые взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент взаимности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. «Он может быть показателем действительного единства детей на основе совместной деятельности, направленной на выполнение общих дел: уход за животными и растениями, уборка игрушек, помощь воспитателю в сервировке стола. Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы». [11, с.59]Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит. На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей относятся к комфортной группе, с ними хотят играть, общаться.

Основным  направлением работы педагогов по формированию межличностных отношений может стать выработка системы положительных оценок сверстников. Конечно, коррекционная работа должна быть индивидуальной, и, в данном случае, ориентированной на ликвидацию каждой причины непопулярности и повышение социального статуса детей.

Таким образом, социометрическое исследование помогает увидеть скрытую  от непосредственного наблюдения картину  межличностных взаимоотношений  в группе, определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения и которым необходима поддержка и помощь педагога.

Информация о работе Ситуационные тесты и игровые техники как средства оценки характера межличностных отношений