Ситуационные тесты и игровые техники как средства оценки характера межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить характер межличностных отношений при помощи таких средств, как ситуационные тесты и игровые техники.
В данной работе нами решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
Построить на основе анализа источников схему характера межличностных отношений в детском коллективе при помощи таких средств, как ситуационные тесты и игровые техники.
Подготовить и провести необходимые исследования.
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность психодиагностики межличностных отношений 5
1.1 Состояние в психологии проблемы изучения
межличностных отношений 5
1.2 Методы диагностики характера межличностных отношений 8
2. Эмпирическое исследование 18
2.1 Организация и методы исследования межличностных отношений 18
2.2 Описание результатов эксперимента 20
Заключение 25
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

Ситуационные тесты и игровые техники как средства оценки характера межличностных отношений.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Межличностные отношения  имеют сложную структуру, они  пронизывают разные уровни организации личности. Поэтому вряд ли, используя один, даже хорошо разработанный, тест, можно полностью раскрыть человеческие отношения.

 

2. Эмпирическое  исследование

2.1 Организация и методы исследования  межличностных отношений

Уже  в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. Положение детей в группе можно диагностировать при помощи различных методов, в частности, проведением ситуационных тестов. Если исследование проводится среди дошкольников, то его рекомендуется организовывать в виде игровой техники.

В начале нашей работы для проведения исследования нами была выбрана игра «Дилемма узников». Следуя этическим принципам психодиагностической работы, нами были информированы родители испытуемых о задачах эксперимента и форме его проведения. Однако большинство из них были категорически против участия своего ребёнка в подобной игре. По требованию родителей нами была  выбрана наиболее «безобидная» на их взгляд методика.

Игру «Секрет» предложила экспериментатор Т.А. Репина. Эта методика позволяет достаточно быстро составить представление о группе дошкольников и характере отношений в ней. Она полезна психологу, а ее интерпретация может оказаться важной и для педагога. Дело в том, что воспитатели, работающие с детьми, не всегда могут правильно оценить положение ребенка среди сверстников.

Игра «Секрет»

Цель – изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

Подготовка исследования: необходимы по 3 красочных картинки на каждого ребёнка и 6-8 запасных.

Проведение исследования. Эксперимент проводился с воспитанниками  МДОУ №126 г. Рязани 5-6-7 лет (приложение 1). Для исследования была выбрана игра «Секрет», которая была проведена в первую половину дня. Каждому ребёнку давалось право подарить картинку «по секрету» от других ребят трём детям из группы.

Инструкция.

«Сегодня мы поиграем в интересную игру. Каждый из вас сегодня станет добрым волшебником. По секрету, чтобы никто не знал, каждый из вас подарит трём людям по красивой, волшебной картинке. Волшебные эти картинки потому, что они приносят радость».

Далее каждому ребенку выдаётся по 3 картинки и следует инструкция: «Ты можешь подарить их тем детям, кому захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». Последнее предложение произносится скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это как призыв к действию.

При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть».

После того, как ребёнок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)? Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему? А как ты думаешь, кто из детей вашей группы может тебе подарить картинки?» Все ответы фиксируются, а на оборотной стороне картинки записывается имя сверстника, которому она подарена.

Чтобы дети, уже принявшие  участие в обследовании, не общались с теми, которые в эксперименте еще не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку. Когда  все дети сделают свой выбор, экспериментатор  просматривает шкафчики, вынимает картинки, фиксирует в протоколе обозначения, имеющиеся на оборотной стороне каждой (какой степени выбор и от кого) и подсчитывает общее количество выборов, полученных ребенком. После этого подарки возвращаются на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевальную комнату, могли их забрать.

 

2.2 Описание результатов эксперимента

Подсчитывается число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Данные заносятся в таблицу (приложение 2). Выбор обозначается «+», взаимный выбор – буквой Ф.

Определение положения  детей в группе.

Сравнительный анализ количества выборов. На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка, все дети распределяются  по условным статусным категориям:

В группе обследовано 25 детей  в возрасте от 5 до 7 лет.

  1. «Предпочитаемые»: по 6 – 7 выборов имеют 4 ребенка: Рома Б., Марина Б., Ваня М. и Слава Я.

Эти дети получили наибольшее количество выборов. При беседе с детьми о выборе партнера выяснилось, что дети их ценят за такие качества, как доброта, умение играть дружно, придумывать интересные игры, не обижать друг друга. Марине Б. и Славе Я  присуще доброжелательность и уступчивость; Рома Б. и Ваня М. – заботливые и чуткие дети.

 «Предпочитаемые»  дети отличаются легким характером  и развитыми коммуникативными  умениями.

  1. «Принятые»: по 3 - 5 выборов имеют 12 детей.

Это дети, которые могут принять игру, взять на себя роль, в основном, второстепенную, этих детей выбирали в партнеры за умение рисовать, лепить, за хорошее поведение, за внешние качества: аккуратность,  опрятность. В результате наблюдений можно сделать вывод, что «принятые» дети отличаются бесконфликтностью: не дерутся, не ссорятся, делятся игрушками. В этой группе детей много взаимных выборов. Например, Данил  и Марк всегда играют вместе, Злата и Света любят вместе рисовать, лепить; Аня и Алина вместе приходят в детский сад, дружно выполняют все поручения воспитателя, никогда не ссорятся, помогают друг другу на занятиях.

  1. «Непринятые»: по 1 - 2 выбора имеют 7 детей.

У этих детей избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений.

Ефим Я. и Данил А. не отличаются чуткостью и заботливостью; Никита К. и Костя Б. часто бывают агрессивны, не считаются с мнением других детей, в игру их принимают неохотно. В этой группе такие дети, как Руслан К., Алина К., Наташа И.,  не проявляют особого стремления к общению со взрослыми и сверстниками, у них подчас невозможно обнаружить внимание и интерес к другому человеку, адекватное  эмоциональное отношение к поведению других детей.

  1. «Изолированные» - не получившие ни одного выбора:  2 ребенка

Такими являются Женя С. и Сережа И. Женя С. не испытывает потребность в сотрудничестве и не умеет подчинять свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для совместных игр. Сережа И. с большим удовольствием ябедничает; непоседлив. В группе почти ничем не интересуется, не может занять себя интересным для него занятием. Эти дети редко посещают детский сад, у них не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.

Определение уровня благополучия взаимоотношений в группе.

Уровень благополучия взаимоотношений в группе определяется следующим образом: необходимо соотнести  число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III— IV).

УБВ высокий  при I + II и III 4- IV; т.е. большинство детей находятся  в благоприятных статусных категориях;

УБВ средний при I +II = III + IV; когда наблюдается одинаковое соотношение категорий;

УБВ низкий -  при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.

Выводы:

1.Исходя из обработанных  данных, уровень благополучия взаимоотношений  в подготовительной группе можно  считать высоким, так как большинство  детей (64%) находятся в благоприятных  статусных категориях.

2. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15 - 20%). Обследовано 25 детей  - 100 %. В IV статусной категории 2 ребенка, т.е. индекс изолированности составляет 8 %

3.Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.

Найдём показатель удовлетворенности  детей своими отношениями со сверстниками. Он является процентным отношением детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе.

КВ = (Р1/Р)100%,

где КВ – коэффициент взаимности, Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 - число взаимных выборов.

Нормативные показатели коэффициента удовлетворённости:

1.Низкий уровень – коэффициент удовлетворенности -  33 % и ниже.

2.Средний уровень - коэффициент удовлетворенности -  34 –49 %

3.Высокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 50 – 65 %

4. Сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 66 % и выше.

Анализ социометрической матрицы для определения КВ:

В группе 25 детей – 100 %

Общее число выборов – 75 (Р)

Число взаимных выборов – 26 (Р1)

Коэффициент взаимности равен:

(26: 75) × 100 % = 34, 6 % (т.е. средний  показатель)

На основе определения статуса  каждого члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе.

 

 Заключение

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что межличностные  отношения – это только один из видов социального взаимодействия, социально – психологических  контактов, которые принято обозначать термином «общение». В жизнедеятельности людей общение выполняет множество различных функций. Оно выступает и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком.

Под межличностными отношениями  мы понимаем систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Детское общество оказывает  многогранное влияние на психическое  развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.             

При исследовании межличностных отношений дошкольников выявлен уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе, который  можно считать высоким, так как большинство детей (64 %) находятся в благоприятных статусных категориях.  Высокий уровень благополучия взаимоотношений подтверждает низкий индекс изолированности, который составляет 8 %, средний коэффициент взаимности 34, 6 %.

Экспериментальные данные о межличностных отношениях детей  дошкольного возраста, указывают  на отсутствие необходимости организовывать дальнейшую коррекционную работу с  дошкольниками.

 

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. -  М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.

2.  Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. - СПб.: изд-во "Братство", 1992. - 224 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.

4.  Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагентство, 1994. - 68 с.

5.  Гамезо М.В. Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: Педагогическое общество России, Издательский дом "Ноосфера", 1999. - 272 с.

6.    Кулагина Н.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет), - М,: изд-во УРАО, 1997, - 176 с.

7.  Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

8. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.: ил.

9.  Райгородский В.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: "БАХРАХ", 1998. - 672 с.

10.  Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

11.    Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 512 с.




Информация о работе Ситуационные тесты и игровые техники как средства оценки характера межличностных отношений