Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:05, статья

Краткое описание

Суицидальное поведение является основным понятием в суицидологии, под этим термином понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознано. Принято различать несколько форм суицидального поведения. Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, а также суицидальные тенденции. Суицидальные мысли - мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции - более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья Савушкина В.С. Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

К антисуицидальным факторам относятся:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • проявление интереса к жизни;
  • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством  антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Истории и сказки могут  выступать эффективным средством  формирования и развития антисуицидальных факторов, и, следовательно, средством профилактики суицидального поведения. Психологу в процессе работы, важно понять какие факторы у ребенка уже сформированы и их можно укреплять, а какие факторы необходимо и возможно сформировать.

Схема использования сказки для профилактических целей достаточно проста:

  1. Прослушивание истории или сказки.
  2. Анализ сказки и проведение параллели с жизнью ребенка.
  3. Предложение ребенку придумать сказку на заданную тему.
  4. Анализ авторской сказки и проведение параллели с жизнью ребенка

Биргитта Брун пишет: «В процессе слушания сказки, или участия в ее интерпретации, часто происходит символическое освобождение от оков собственного прошлого, что может давать хотя бы минутное облегчение и чувство комфорта и поддержки, даже если психическая болезнь тяжела и нет шансов на существенное изменение».

 

Литература:

  1. Абрумова А.Г.. Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М.: 1980. – 55 с.
  2. Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. //http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml (Русский Медицинский Сервер; 24.01.2002).
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. Спб.: Речь, 2007.
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.
  5. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В.Киселева. – Переизд. – Спб.: Речь, 2012.
  6. Ненастьев А.Н. Самоубийство как девиантное поведение/Ненастьев А.Н.- М: Прогресс, 2000.
  7. Разноцветное детсво: сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под ред. Е.В. Свистуновой. – М.: Форум, 2012.
  8. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис, 2012.
  9. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М. С 77 «Когито-Центр», 2005.

Информация о работе Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения подростков