Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:05, статья
Суицидальное поведение является основным понятием в суицидологии, под этим термином понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознано. Принято различать несколько форм суицидального поведения. Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, а также суицидальные тенденции. Суицидальные мысли - мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции - более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.
Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения подростков.
Савушкина В.С., педагог – психолог ГБОУ СПО Зарайский педагогический колледж им. В.В. Виноградова
Суицидальное поведение является основным понятием в суицидологии, под этим термином понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознано.
Принято различать несколько форм суицидального поведения.
Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, а также суицидальные тенденции. Суицидальные мысли - мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции - более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству
Внешние формы - суицидальные попытки и завершенные суициды.
Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).
Рассмотрим возможности сказки относительно диагностики и профилактики суицидального поведения.
Психодиагностические возможности сказки.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что используя авторскую сказку ребенка в психодиагностических целях, следует обратить особое внимание на несколько моментов
Кроме этого, следует обратить внимание на словесные и сюжетные ключи, которые раскрывают суицидальные мысли или намерения. Если в сказке есть сюжет самоубийства, то важным является замысел и способ его реализации.
Анализируя серию авторских сказок подростка, возможно проводить мониторинг динамики его состояния, делать выводы о наличие суицидальных тенденций, суицидальных замыслов или намерений. При этом мы должны учитывать, что диагностические выводы о наличии суицидального риска нельзя делать только с помощью сказок, необходим подтверждение другим диагностическим инструментарием. Для подростков характерно фантазирование на тему смерти и это не всегда является показателем склонности к суициду.
Зинкевич – Евстигнеева указывает на принципы, которых необходимо придерживаться при психологическом анализе сказок.
1.Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента. Данный принцип отрицает «оценочный подход». Мир, представленный в сказке, воспринимается целостно, безоценочно. Даже в контексте выявления «конфликтного» и «ресурсного» содержания сказки мы отказываемся от прямых оценок.
С опорой на эти принципы Зинкевич – Евстигнеева предлагает схему психологического анализа сказок, которая также опирается на ключевые характеристики сказки.
Под ключевыми характеристиками понимаются качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Ключевые характеристики помогают психологу выявить отправные точки анализа сказки и таким образом встать на путь понимания внутреннего мира клиента и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром.
Ключевыми характеристиками сказки являются:
Читая разные сказки, мы отмечаем изменения в своих ощущениях и впечатлениях. Здесь психологу нужно зафиксировать свою первую реакцию, но не следовать за ней, т.к. если подчиниться энергоинформационной волне сказки, можно потерять объективность профессионального взгляда.
Основная тема может быть представлена на нескольких уровнях:
Под оригинальностью понимается новизна, необычность сюжета, его непохожесть на популярные фабулы.
Жанры сказок могут быть разными, иногда совершенно нестандартными. Например:
Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер переживаний и область его интересов.
Работая с сюжетом сказки, важно также проанализировать последовательность событий в ней. Бывает, что в сюжете сказки автор «зашифровывает» реальные события своей жизни. С другой стороны, автор, описывая их в сказке, определенную последовательность событий может «программировать» в своей реальной жизни. В любом случае, это чрезвычайно важно, поскольку связано с судьбой автора.
Главный герой — это образ автора, либо реальный, либо идеальный. Целью психологической диагностики мы ставим понимание личностных особенностей автора сказки. Поэтому, данную характеристику обязательно нужно включать в психологический анализ.
Здесь важно прояснить четыре момента:
Работая с символическим полем сказки, следует отмечать наиболее яркие образы и исследовать их символическое значение на двух уровнях: личном и глубинном. Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является такой-то образ?» Глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы (словарей символов).
Нередко встречаются истории, в которых нет ярких символов, действие происходит в реальном мире, в обыденной жизни. В этом случае символический анализ не проводится, используются другие ключевые характеристики.
После анализа сказки по ее ключевым характеристикам мы составляем заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяем перспективные задачи психологической работы с автором.
Итак, схема психологического анализа авторской сказки включает в себя семь шагов и выглядит следующим образом:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сказки являются информативным средством для понимания внутреннего мира их авторов и эффективным средством психодиагностики. Интерпретация сказки может быть проведена по схеме психологического анализа, с учетом основных принципов анализа.
Профилактические возможности сказок.
При изучении суицидального
поведения в противопоставление
факторам повышающим риск суицида, многие
ученые противопоставляют
Н.А.Сакович указывает на то, что каждому суицидальному фактору противостоит антисуицидальный фактор. Под антисуицидальным фактором она понимает сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.