Современная психология и правоохранительная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Впервые это понятие появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1689-1754), в частности, в его книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Принято считать, что психология как научная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии под руководством немецкого ученого В. Вундта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………......3
1. Предмет и структура современной психологии ……………………………………....4
2. Основные теоретические концепции психологического объяснения поведения
личности ...............................................................................................................................6
3. Методы современной психологии ……………………………………………............11
4. Использование данных современной психологии в правоохранительной практике…………………………………………………………………………………………..19
Заключение ……………………………………………………………………...……......22
Список литературы ………………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая психология контрольная работа.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

Когнитивная концепция поведения  исходит из приоритетной роли перечисленных  психических явлений как факторов поведения. В соответствии с этим подходом человеческое поведение в  организации следует рассматривать  не как реакцию человека на объективную  рабочую ситуацию, а скорее как реакцию на ее субъективный образ. Следовательно, предметом управленческого воздействия на поведение персонала должны быть не объективные условия работы, а результаты их восприятия. Хороший управляющий — тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных» (Д. Мак-Грегор).

6. Гештальтпсихология.

Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других. В основе такого понимания лежит основной постулат гештальтпсихологов, согласно которому человек воспринимает окружающий его мир в виде целостных образов, а не путем последовательного накопления и суммирования ощущений. Согласно методологии гештальта, человеческая природа (если под ней понимать психическую жизнь) организована в виде целостностей и только таким образом может быть воспринята и понята. Человек взаимодействует с окружающим миром, выделяя в нем актуальные для него в данный момент целостности. Что же касается поведения людей в организации, то его нужно понимать как одно из проявлений их бытия, переживаемое в виде единого образа.

Этот образ будет индивидуально различным в силу индивидуальности восприятия. Для одного сотрудника помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) — как фон. Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники — фоном, и т.д. Сама же организация, очевидно, не для всех сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения, поэтому для гештальтпсихологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» будет важнее поиска объяснения его причин.

7. Концепция групповой динамики.

Концепция групповой динамики строится на утверждении  о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой. Из такой точки зрения следует, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, и является ее продуктом. В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.

8. Социологические теории, объясняющие  особенности и факторы различий  организационного поведения.

Напомним, что социология изучает главным  образом поведенческую активность не отдельных индивидов, а различных объединений людей — социальных общностей. Это отнюдь не означает, что для социологов не представляют интереса конкретные люди. Напротив, социология личности традиционно является одним из основных направлений социологических исследований и структурных элементов социологических теорий. В соответствии со своими взглядами на природу человеческой активности социологи объясняют особенности поведения отдельных людей двумя факторами:

  • принадлежностью их к конкретным социальным общностям, отличающимся размерами, культурой, целями, видами деятельности, образом жизни, интересами и пр.;
  • положением, которое эти люди занимают в данных общностях.

В социологии (так же, как и в  психологии) пока не сложилось единого  целостного представления о собственном  предмете исследования — обществе. В частности, существуют два противоположных  взгляда на соотношение человека и общества:

  1. Согласно первому взгляду человек, точнее, его личность, — продукт того общества, в котором он появился на свет, рос, воспитывался, учился и работал.
  2. Согласно противоположной точке зрения общество и другие, менее масштабные социальные общности непрерывно создаются деятельностью людей и, таким образом, являются ее результатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы современной психологии.

Методы юридической психологии рассматриваются прежде всего как методы познания для решения практических вопросов в условиях осуществления правоприменительной деятельности. Предлагается методологический аппарат юридической психологии, классификация применяемых методов в зависимости от цели (методы научного исследования, методы психологического воздействия на личность, методы судебно-психологической экспертизы), даются их характеристики.

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции  и психологии для раскрытия изучаемых  ею объективных закономерностей, подходы  ученых к классификации методов  различны. Эти методы можно классифицировать как методы собственно юридической  психологии, а также как методы по целям и способам исследования.

I. Методы юридической  психологии:

- психологический анализ  уголовного дела;

- метод психоанализа, способствует  более глубокому и всестороннему  исследованию личности, в особенности  сферы подсознания. Распространен при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении степени социальной запущенности и др.

II. По целям исследования  методы юридической психологии  делятся на три группы:

1. Методы научного исследования. С их помощью изучаются:

- психические закономерности  человеческих отношений, регулируемых  нормами права;

- разрабатываются научно  обоснованные рекомендации для  практических работников, занимающихся  работой по борьбе или предупреждению  преступности.

2. Методы психологического  воздействия на личность. Они  осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью.  Диапазон применения этих методов  ограничен рамками уголовно- процессуального законодательства и этики.

Их цели:

- предупреждение преступной  деятельности;

- раскрытие преступления  и выявление его причин;

- перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к  условиям нормального существования  в нормальной социальной среде.

Они основаны на: уголовно-процессуальной регламентации, научных методах  психологии и тесно связаны с  криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

3. Методы судебно-психологической  экспертизы.

Цель - наиболее полное и  объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению  следственных или судебных органов. Диапазон ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

III. Методы способов исследования (классификация методов психологического  исследования, предложенная Ананьевым  Б.Г.)

1-я группа. Организационные  методы:

- сравнительный метод  - способ изучения психических  закономерностей посредством сравнения  отдельных фаз психического развития  индивида;

- лонгитюдный метод - (от англ. долгота) - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

- комплексный метод - в исследовании участвуют представители  разных наук; при этом, как правило,  один объект изучается разными  средствами. Исследования такого  рода позволяют установить взаимосвязи  между явлениями разного типа, например между физиологическим,  психологическим и социальным  развитием личности.

2-я группа. Эмпирические  методы:

а) наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация  поведения объекта;

б) самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические  состояния, действия самого объекта;

в) эксперимент - это активное вмешательство в ситуацию со стороны  исследователя, осуществляющего планомерное  манипулирование одной или несколькими  переменными и регистрацию сопутствующих  изменений в поведении объекта;

г) психодиагностические методы:

- тесты - стандартизированные  опросники, в результате применения которых делается попытка получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого психического явления или личности в целом;

- анкетирование - один  из групповых методов опроса  по заранее разработанным вопросам  в целях получения различных  показателей мнений людей;

- опрос - представляет  собой метод, основанный на  получении необходимой информации  от самих обследуемых путем  вопросов и ответов;

- социометрия - метод  психологического исследования  межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения  структуры взаимоотношений и  психологической совместимости;

- интервью - метод, заключающийся  в сборе информации, получаемой  в виде ответов на поставленные  вопросы;

- беседа - метод, предусматривающий  прямое или косвенное получение  сведений путем речевого общения;

д) анализ результатов деятельности - метод опосредствованного изучения психических явлений по практическим результатам, предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности человека;

е) биографический метод - изучение личности по имеющимся фактам ее биографии;

ж) моделирование - это создание искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры  и предполагаемые свойства. На этой модели исследуется данное явление и делаются выводы о его природе. Применяется в том случае, когда применение других методов затруднено или невозможно.

3-я группа. Методы обработки  данных:

- количественный (статистический) метод - некоторые методы прикладной  математической статистики, используемые  в психологии в основном для  обработки экспериментальных результатов;

- качественный метод  - установление различных свойств,  особенностей изучаемых психических  явлений, дифференциация материала  по группам, его анализ.

4-я группа. Интерпретационные  методы:

- генетический метод  - способ изучения психических  явлений, состоящий в анализе  процесса их возникновения и  развития от низших форм к  высшим;

- структурный метод - установление структурных связей  между всеми характеристиками  личности.

Характеристика и условия  действенности методов

юридической психологии

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений, как и адекватность самих методов, во многом зависит от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без  какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в той или иной области психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической  экспертизы, а также в ходе профессионального  психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, абитуриентов в учебные заведения.

Прежде всего остановимся на методах, которыми широко пользуются не только психологи, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде.

1. Метод беседы (интервью). Основное назначение беседы состоит  в том, чтобы в процессе общения  в психологически благоприятной  обстановке получить необходимую  информацию об интересующем человеке  и других лицах.

В ходе беседы составляется мнение о его развитии, интеллекте, психическом состоянии, о его  отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает составить определенное мнение о субъекте, определить по отношению к нему наиболее тактически правильную линию поведения.

Со своей стороны во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у  него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них, участвовать  в диалоге. Беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех  или иных явлениях. Поэтому она  является важным инструментом налаживания  и поддержания психологического контакта с лицами, с которыми предстоит  продолжать диалог в той или иной форме.

Вопросы о личности того, с кем проводится беседа, не следует  задавать с самого начала. Лучше, если они возникнут естественно как  следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

Информация о работе Современная психология и правоохранительная практика