Современная психология и правоохранительная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Впервые это понятие появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1689-1754), в частности, в его книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Принято считать, что психология как научная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии под руководством немецкого ученого В. Вундта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………......3
1. Предмет и структура современной психологии ……………………………………....4
2. Основные теоретические концепции психологического объяснения поведения
личности ...............................................................................................................................6
3. Методы современной психологии ……………………………………………............11
4. Использование данных современной психологии в правоохранительной практике…………………………………………………………………………………………..19
Заключение ……………………………………………………………………...……......22
Список литературы ………………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая психология контрольная работа.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

2. Метод наблюдения. Очевидно, что любой беседе сопутствует  взаимное наблюдение, так называемый  визуальный контакт партнеров  по общению. В психологии различают  прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми  объектами наблюдение подразделяется  на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия - включенное  и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в  познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь  имеет возможность целенаправленно  наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями  и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь  использует информацию и от опосредованного  наблюдения. Сопоставительный анализ результатов непосредственного  и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в  различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

С этой точки зрения метод  наблюдения дает очень много положительного. Однако справедливо отмечается, что во время наблюдения «можно легко смешать существенное с второстепенным или же интерпретировать некоторые события, исходя из того, что ожидает увидеть наблюдатель, а не из того, что происходит на самом деле». В подобных случаях мы можем столкнуться с наиболее распространенными ошибками, с так называемым гала-эффектом, или эффектом ореола, приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности тех или иных свойств человека, с "ошибками усреднения", возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления, психической установки по отношению к конкретному лицу.

В целях повышения эффективности  наблюдения, нейтрализации ошибочных  представлений необходимо строже относиться к своим выводам, более объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению  судить о сложных явлениях на основании  первых, порой поверхностных впечатлений.

3. Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод состоит  в том, что исследователь одновременно  является и испытуемым, наблюдающим  за собой и фиксирующим все,  что с ним происходит во  время эксперимента. В практической  деятельности юриста самонаблюдение  носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение может  использоваться юристом как метод  самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше  контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками и т.д.

4. Анкетный метод. Характеризуется  однородностью вопросов, которые  задаются относительно большой  группе лиц для получения количественного  материала об интересующих исследователя  фактах. Этот материал подвергается  статистической обработке и анализу.  Применяется при исследовании  механизма образования преступного  умысла, профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время применяется практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применялся «автомат общественного мнения». Главное достоинство - полная анонимность.

5. Экспериментальный метод.  Эксперимент является одним из  распространенных методов изучения  личности. Например, следователь вправе  производить следственный эксперимент.  В некоторых случаях целью  такого эксперимента является  получение данных о способности  лица воспринимать то или иное  явление, какой-либо предмет в  определенных условиях. В результате  этого следственным путем удается  получить информацию психологического  содержания о качественной стороне  процессов восприятия у свидетеля,  а также по некоторым другим  вопросам.

Широко используется экспериментальный  метод при проведении судебно-психологической  экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных  экспериментально-психологических  методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических  познавательных процессов человека.

Метод эксперимента изучает  зависимость особенностей психических  процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов (по строго определенной программе). Виды: лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент  распространен в научных исследованиях  и при проведении судебно-психологической  экспертизы (применяется сложное  лабораторное оборудование). Недостатки: трудность использования техники  в условиях практической деятельности правоохранительных органов; отличие  протекания психических процессов  в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Недостатки лабораторного  эксперимента преодолеваются при использовании  метода естественного эксперимента.

6. «Биографический» метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих обвиняемого, выясняются сведения о родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д. Все эти сведения помогают понять причины того или иного поведения человека, мотивы его поступков.

7. Метод обобщения независимых  характеристик.

Перечисленные выше методы существенно дополняются методом  обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть  личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых. И хотя в каждом из этих источников информации могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.

Метод обобщения независимых  характеристик может также успешно  использоваться при составлении  психологического портрета разыскиваемого преступника, о чем речь пойдет ниже.

8. Анализ результатов  деятельности. Данный метод в  совокупности с другими особенно  широко применяется при изучении  личности разыскиваемых преступников, причин совершения ими противоправных  деяний.

9. Метод составления психологического портрета преступника (ППП), или, как его еще называют, "криминальный психологический профиль неизвестного преступника", «поисковый психологический портрет (профиль) преступника», с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая не только его психологические, но и социально-демографические, поведенческие признаки, сведения об образе жизни, необходимые для установления этого лица, особенно когда в этих признаках есть какие-либо отклонения.

Концептуальное построение психологического портрета неизвестного преступника основано на личностной детерминированности любого поведения человека. Нахождение ответов на вопросы: что, каким образом и почему произошло на месте происшествия, обычно приводит к искомому - определению того, кто мог совершить данное преступление, через составление его психологического портрета, отражающего существенные для характеристики его личности и поведения признаки. На этом и базируется основная предпосылка составления и успешного использования метода ППП.

Для наиболее полного составления  психологического портрета преступника  используются результаты осмотра места  происшествия, фото- и видеосъемки, материалы исследования трупа, его  фрагментов, повреждений на них, информация о перемещении жертвы до смерти и  следы перемещения трупа, сведения о личности потерпевшего (так называемый психологический профиль жертвы), образ жизни, манера поведения, привычки, круг общения, друзья и враги потерпевшего, район местожительства и работы, образование, род занятий, семейное положение и т.д.

Составление ППП проходит несколько этапов:

- криминалистический этап, который охватывает изучение  возможно более полного объема  следовой информации, сохранившейся  на месте происшествия о механизме  совершенного преступления и  расположения самого места происшествия;

- этап изучения особенностей, признаков поведения предполагаемого  преступника, выбора им жертвы  и ситуации нападения на нее;

- виктимологический этап, относящийся к углубленному изучению очередной жертвы преступного посягательства (образ жизни, работа, увлечения, круг знакомых, характерологические особенности личности и т.п.);

- этап, связанный со сбором  сведений, относящихся к внешности  предполагаемого преступника, манеры  его поведения, особенностей речи  и т.п., включающий сюда же и  какие-то фрагменты словесного  портрета;

- аналитический этап, позволяющий  выдвигать версии о возможном  типе личности преступника, составлять  психологический портрет конкретного  разыскиваемого лица.

Свои особенности имеет  составление психологического портрета преступника в ситуации захвата  заложников. В подобных случаях особое внимание уделяется вербальным и  невербальным признакам его поведения, мотивационной сфере, психологическим  особенностям личности.

Таковы наиболее распространенные методы изучения личности, которыми пользуются юристы самостоятельно либо приглашая  в необходимых случаях в качестве специалистов лиц, обладающих специальными познаниями в области психологии, патопсихологии, судебной психиатрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Использование данных современной психологии в правоохранительной практике.

Современная психология представляет собой обширную систему знаний о  поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжении психотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практики. Рассмотрим один характерный пример. В 1971 году отделом психологического анализа поведения Академии ФБР США впервые был создан психологический портрет преступника в связи с расследованием убийств, совершенных с особой жестокостью. С тех пор этот метод вошел в повседневную практику работы по раскрытию тяжких преступлений. Имеющиеся данные розыскной и следственной практики показывают достаточно высокую эффективность применения этого метода. От 60 до 80 процентов уголовных дел, переданных на консультацию в отдел психологического анализа, раскрываются. В 67 процентах случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника.

В России метод психологического портрета стал активно применяться в последние 5-7 лет. В правоохранительной практике достаточно известным является факт составления психологического портрета серийного убийцы-маньяка Чикатило психологом из Ростова-на-Дону А. Бухановским. За несколько лет до задержания Чикатило был создан его узнаваемый портрет. Вот - основные характеристики портрета. «Возраст - около 40. Рост 170, плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силы отнюдь не выдающейся. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно, образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например, в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на почве своеобразных изменений характера, достигших степени болезненности. Остановиться может только ненадолго, почувствовав обострение опасности».

Очень важными условиями действенности  применения психологических знаний являются:

o установка работников правоохранительных органов на активное применение психологических данных в своей деятельности;

o наличие учебных и научно-исследовательских учреждений в правоохранительной сфере, обеспечивающих системность и надежность в использовании психологии.

Вспомним один исторический пример. Впервые идею использования пальцевых  отпечатков для идентификации личности независимо друг от друга высказали  Уильям Хоршел в 1877 г. и Генри Фолдс в 1880 г. Они опубликовали по этому поводу специальные статьи. Однако их предложения были отвергнуты консервативными практиками органов правопорядка. В 1892 г. ученый с мировым именем Фрэнсис Гальтон написал книгу "Пальцевые отпечатки". Только лишь с 1903 г. в Германии и с 1905 г. в Англии, а в остальных странах позже, дактилоскопирование вошло в повседневную практику. То есть потребовалось четверть века, чтобы новые данные криминалистической науки вошли в массовую практику работников правоохранительных органов. Конечно, этот пример показывает печальный опыт взаимодействия науки и практики раскрытия преступлений. Известно, что установка и мотивы практической деятельности связаны с профессиональной подготовленностью, в том числе в области юридической психологии. Поэтому в настоящее время часто говорят о профессионально-психологической подготовленности юриста.

Информация о работе Современная психология и правоохранительная практика