Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:18, реферат
Задачей будет являться осознание материала по данной теме, предложенного разными авторами.
Целью является более глубокое рассмотрение проблемы с точки зрения психофизиологии.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный медицинский
социальному развитию»
Кафедра общей и дифференциальной психологии.
Реферат
Тема: «Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи»
Выполнила:
Студентка II курса ФКПП и СР,
гр. 6004,Уралбаева К.А.
Проверил: Каштанова Т.В,
Томск 2012
Введение.
Проблема которую я хотела бы рассмотреть в контексте своего реферата- это современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи. Всем известно, что внутренняя речь существует как феномен в нашем мире, но даже и эту проблему можно рассмотреть с разных точек зрения.
Задачей будет являться осознание материала по данной теме, предложенного разными авторами.
Целью является более глубокое рассмотрение проблемы с точки зрения психофизиологии.
В настоящее время, вопрос о внутренней речи до конца не изучен, тем не менее, внутренняя речь является важным компонентом любой деятельности человека, помимо этого внутренняя речь влияет на развитие ребенка, учит планировать свою деятельность, так же речь тесно связанна с процессом мышления, а значит и со всеми когнитивными процессами, необходимыми для гармоничного развития ребенка в целом.
В течение длительного
времени «внутренняя речь»
Однако в
конце 20-х годов XX века работами
Л.С. Выготского в учение о
«внутренней речи» были
Исходными для
анализа формирования
Под речевой деятельностью
следует понимать деятельность (поведение)
человека, в той или иной мере
опосредованную знаками языка. Более
узко под речевой деятельностью
следует понимать такую деятельность,
в которой языковый знак выступает
в качестве "стимула-средства"
(Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность,
в ходе которой мы формируем речевое
высказывание и используем его для
достижения некоторой заранее поставленной
цели.
Она является одним из наиболее сложных
видов деятельности по всем своим параметрам.
Например, по своей организации. Начнем
с того, что речевая деятельность крайне
редко выступает в качестве самостоятельного,
законченного акта деятельности: обычно
она включается как составная часть в
деятельность более высокого порядка.
Говоря далее о речевой деятельности,
для нас будет представлять интерес и
нами будет в дальнейшем рассматриваться
не весь акт речевой деятельности, а лишь
совокупность речевых действий, имеющих
собственную промежуточную цель, подчиненную
цели деятельности как таковой, из этого
можно сделать вывод о том что речь тесно
связана с процессом мышления. Кроме того,
и составные элементы речевой деятельности
весьма различны. Это и типично умственные
действия (например, планирование речевого
высказывания), и действия внешние (например,
активность органов речи), причем их взаимная
связь и взаимообусловленность весьма
трудно поддаются точному определению.
РЕЧЬ-это сложившаяся исторически в процессе
материальной преобразующей деятельности
людей форма общения, опосредствованная
языком. Речь включает процессы порождения
и восприятия сообщений для целей общения
или (в частном случае) для целей регуляции
и контроля собственной деятельности
(Речь внутренняя, речь эгоцентрическая).
Для психологии представляет интерес
прежде всего место речи в системе высших
психических функций человека - в ее взаимоотношении
с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями
и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности,
которые отражают структуру личности
и деятельности.
Речь изучается не только психологией
речи, но и психолингвистикой, физиологией
речи, лингвистикой, семиотикой и другими
науками.
Возникновение и функционирование речи.
Из теории функциональных
систем ( по П.К. Анохину)можно выделить
факторы возникновения и
Справа на этой
схеме в блоке под названием
«Основные факторы, учитываемые при принятии
решений», представлена и часть известной
схемы (по П.К. Анохину). Если параметры
выполненного действия "оценка результатов"
не соответствуют поставленной цели при
многократном повторении по скорректированной
программе, то задействуются еще выдвижение
и селекция гипотез и ориентировочно-
Слева на новой схеме в блоке "Коллектив" представлены процессы практического функционирования речи: пополнения словарного запаса (при общении с членами других коллективов); реальный процесс накопления и закрепления новых слов (опыт бытового научения); создание новых слов (в случае необходимости).
В верхней части схемы представлена своеобразная нервная модель «Смысловая языковая подсистема», формирование и функционирование которой связано с использованием слов, совокупностью значений этих слов, а также понятий.
Слова-понятия позволяют
нам обобщать и углублять наши
знания об объектах, выходя в их познании
за пределы непосредственного
Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно сокращаем время коммуникации и мышления.
В нижней части схемы представлена модель «Эмоциональная языковая подсистема», функционирование которой связано с образом, эмоциональными сигналами и «Смысловой языковой подсистемой». Образ порожден ощущениями и восприятиями человека, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) и порождает сам образ. Образ здесь связан с понятием и фрагментами поэтических, изобразительных и музыкальных произведений при их практическом использовании.
Взаимосвязи «Основных факторов, учитываемых при принятии решений», с языковыми подсистемами отражают необходимость и возможность обсуждения в коллективе, как вариантов принимаемых решений, так и их реализаций.
Предложения имеют как поверхностную структуру, которая описывает их структурные составляющие (словосочетания и слова) и порядок их произнесения в речи, так и скрытую структуру, которая отражает их смысл.
Слушатели слышат
только поверхностную структуру, но,
чтобы понять смысл сказанного, они
должны выявить скрытую структуру.
Психологический аппарат, который
осуществляет понимание, носит название
аппарат для анализа
Психофизиология внутренней речи
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные
виды использования языка (точнее, языковых
значений) вне процесса реальной коммуникации.
Выделяют три основных типа внутренней
речи: а) внутреннее проговаривание - “речь
про себя”, сохраняющая структуру внешней
речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения
звуков, и типичная для решения мыслительных
задач в затрудненных условиях; б) собственно
речь внутренняя, когда она выступает,
как средство мышления, пользуется специфическими
единицами (код образов и схем, предметный
код, предметные значения) и имеет специфическую
структуру, отличную от структуры внешней
речи: в) внутреннее программирование,
т. е. формирование и закрепление в специфических
единицах замысла (тина, программы) речевого
высказывания, целого текста и его содержательных
частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.).
В онтогенезе внутренняя речь формируется
в процессе интериоризации внешней речи.
Язык может входить в интеллектуальный
акт, акт деятельности, на разных его этапах,
в разных фазах. Во-первых, речевым может
быть планирование действий, причем сами
планируемые действия могут быть и речевыми
и неречевыми. В этих двух случаях характер
планирования совершенно различен. В первом
случае это программирование речевого
высказывания без предварительного формулирования
плана средствами языка; во втором - это
именно формулирование плана действий
в речевой форме. Эти две функции речи
в планировании деятельности нельзя смешивать,
как это иногда делается "Те или иные
мысли выражаются во внешней речи только
потому, что предварительно они оказываются
словесно выраженными по внутренней речи".
Во-вторых, речевыми могут быть сами действия.
При этом соотношение речевых и неречевых
действий в интеллектуальном акте может
быть очень различным. Это различие может
быть опять-таки двояким: во-первых, указанное
соотношение может меняться за счет изменения
длины речевого высказывания при тождестве
остальных компонентов акта деятельности;
во-вторых, за счет удельного веса речевых
действий в акте деятельности в целом,
т. е. в результате изменения структуры
этого акта.
В-третьих, речевым может быть сопоставление
полученного результата с намеченной
целью. Это происходит в тех случаях, когда
акт деятельности достаточно сложен, обычно
- когда интеллектуальный акт носит целиком
или почти целиком теоретический характер
(как это нередко бывает в деятельности,
например, ученого).
Первоначальная постановка
вопроса о внутренней речи связана,
по свидетельству литературных источников,
с философско-этическими изысканиями:
в учениях о совести и
Если говорить о самой психофизиологии внутренней речи, в более широком виде это выглядит так: психофизиология внутренней речи — это изучение нейронных и физиологических механизмов, посредством которых осуществляется внутренняя речь. Ее речедвигательный компонент осуществляется посредством зачаточной артикуляции слов, которая сопровождается микродвижениями или повышением тонуса органов речи (языка, губ, гортани). При повторном осуществлении тех или иных умственных действий речедвигательная импульсация может существенно уменьшается или прекращается совсем и возобновляться при выполнении новых умственных действий. При внутренней речи в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевыми центрами происходит максимальная ЭЭГ–активация мозга, свидетельствующая о речедвигательной проприоцептивной активации мозга и о процессе образовании речедвигательной доминанты в его речевых отделах, объединяющей импульсы других анализаторов в единую функциональную систему.
Согласно аудитативной
гипотезе (В. Эггер), внутренняя речь возникает
на основе слуховых образов; их оживление
и внутренняя активность составляет
ее функционирование. Р. Додж, А. Торсон,
Е. Джекобсон и другие поддерживали
моторно-кинестетическую
Нельзя не обратить внимание на то,
что характеристика внутренней речи,
открывающаяся в результате психологического
анализа, оказывается близкой
Информация о работе Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи