Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:18, реферат

Краткое описание

Задачей будет являться осознание материала по данной теме, предложенного разными авторами.

Целью является более глубокое рассмотрение проблемы с точки зрения психофизиологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образовани1.docx

— 41.08 Кб (Скачать файл)

Внутреннее звено речевого механизма экспериментально изучалось  в нашей лаборатории в течение  ряда лет. Были разработаны и применены  различные экспериментальные приемы: метод тестирующего словесного раздражителя (модификация метода тестирующего стимула  Е.И. Бойко), анализ материалов детской речи, анализ процесса усвоения искусственного языка, анализ речевых продуктов (текстов), дистантная синхронизация биопотенциалов головного мозга (по М.Н. Ливанову).

В результате проведенных  исследований выработана общая концепция  об организации внутриречевого звена. Оно представляет собой колоссальной сложности структурно-функциональное образование, включающее по большому счету работу всех аспектов головного мозга. В функциональном плане выделяют несколько уровней его организации.

I. Уровень «базовых элементов». Он представляет совокупность особых функциональных структур, каждая из которых синтезирует сенсорные воздействия от предметов, называемых данным словом и звучанием слова. Базовые элементы соответствуют словам конкретного значения, усваиваемым в начале речевого онтогенеза. Они составляют первый иерархический уровень внутренней речи, на основе которого в ходе онтогенеза организуются процессы более высокого порядка.

II. Многие факты, полученные различными авторами, показывают, что базовые элементы внутренней речи не остаются изолированными, а интегрируются, объединяясь множественными временными связями, и образуют при этом обширную систему взаимосвязанных структур. В психофизиологии эта система получила название «вербальной сети», которую можно рассматривать как второй уровень структур внутриречевого механизма. Связи вербальной сети, хотя и множественные, оказываются избирательными. Наиболее тесно связаны функциональные структуры, соответствующие словам, близким по значению и звучанию. Опосредствованным образом оказываются связанными по сути все части вербальной сети (рис. 2).

Указанная организация  следов словесных раздражителей  во внутриречевых механизмах создается  на основе воспринимаемой извне речи (речевые сигналы часто воздействуют как повторяющиеся речевые последовательности) и представляет тем самым форму  аккумулирования речевого опыта  и материализации языка.

Представления об организации  следов словесных сигналов во внутриречевых  механизмах, построенные на материалах психофизиологического характера, совпадают с новыми психологическими концепциями об организации долговременной речевой памяти. Некоторые авторы предлагают различные варианты сетевых  моделей долговременной словесной  памяти как пучки ассоциаций.

Организация в виде сети следов словесных раздражителей  имеет приспособительное значение: в результате развития связей между  словесными сигналами создается  новый уровень обобщения и  отвлечения с помощью слова. Появляются слова, значение которых определяется не через связь с непосредственными  впечатлениями, а через связь  с другими словами. Иначе говоря, создается основа для формирования словесных понятий. В языке человека таких понятий очень много.

III. Развивается гипотеза, согласно которой иерархически высшим уровнем внутренней речи являются динамические функциональные паттерны, устанавливающиеся на структурах двух первых уровней. По ходу процессов активируются одни структуры вербальной сети и тормозятся другие, образуются различные виды «мозаики» активности, формируются синтезы, дифференцировки. Эти внутриречевые процессы составляют непосредственную основу произносимой речи (а также тесно связаны с мышлением). Специальным перекодирующим механизмом внутриречевые процессы трансформируются в команды артикуляторным органом и тем самым превращаются во внешнюю речь.

Заключение.

Проблема внутренней речи до конца не решена, наверное, именно поэтому она и остается проблемой. Этот вопрос рассматривали в своих струдах не только психофизиологии, но так же и психологи ,такие как Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, А.А Леонтьев и многие другие. В одном случае мы рассмотрели часть из теории функциональных систем П.К. Анохина, которая гласит о том что окружающая среда организма затрагивает практически все системы организма, в другом случае И.П. Павлов выдвинул свою теории о второй сигнальной системе, в ней он обозначил роль внутриречевого звена, которое включает в себя практически всю работу большинства аспектов головного мозга. Процессы внутренней речи хоть и до конца не изучены, тем не менее мы знаем некоторое ее назначение, например ее программирующая функция, как показывают клинические данные ,она необходима не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1956.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1974. - 446 с.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

4. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982. — 159 с.

5. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Психологические исследования семантики речи. — Вопросы психологии 1983. № 5. С. 30—41.

6. Судаков К. В. Теория функциональных систем. Под ред. Нувахова Б.Ш. - М.,1996.- 89 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение ………………………………………………………………….3

Возникновение и функционирование речи……………………………4

Психофизиология речи ………………………………………………….6

Заключение ……………………………………………………………….8

Список литературы ………………………………………………………9


Информация о работе Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи