Современное состояние вопроса о связи логики и мышления. Техника критического мышления и методика «мозгового штурма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являлось выявить связь языка и мышления и на этом основании определить логико-языковую природу высказывания.
Задачи исследования:
- сделать обзор литературы по данной проблеме;
- определить предмет логики;
- выявить связь логики и мышления;
- выявить связь языка и мышления;
- выявить сущность логико-языкового высказывания;
- проанализировать прием техники критического мышления на базе общих законов связи логики и мышления – на примере методики «мозгового штурма».

Содержание

Введение 3
Глава 1 Философские аспекты процесса мышления. Мышление как предмет логики в аспекте философской науки 4
1.1.Что мы понимаем под философией? 4
1.2. Предмет логики - законы и формы мышления 10
1.3. Философские аспекты логико-языкового высказывания 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Современное состояние вопроса о связи логики и мышления. Техника критического мышления и методика «мозгового штурма» 23
2.1. Важность открытия новых способов мышления о том, что уже известно, а не открытие для себя новых данных или фактов. 23
2.2.Техника критического мышления 27
2.3. Метод «мозгового штурма» 30
Выводы по главе 2 32
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Мышление как предмет логики.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования обоснована необходимостью показать неразрывную связь мыслительного процесса и логики на примере техники критического мышления и метода «мозгового штурма» – современных методик, применяемых во всех отраслях знания.

Целью исследования являлось выявить связь языка и мышления и на этом основании определить логико-языковую природу высказывания.

Задачи исследования:

- сделать обзор литературы по данной проблеме;

- определить предмет логики;

- выявить связь логики и мышления;

- выявить связь языка и мышления;

- выявить сущность логико-языкового высказывания;

- проанализировать прием техники критического мышления на базе общих законов связи логики и мышления – на примере методики «мозгового штурма».

Объектом исследования является мышление как предмет логики в аспекте философской науки.

Предметом исследования является логико-языковое высказывание, двуединая сущность которого определяется наличием, с одной стороны, языковых аспектов, связанных с мышлением и речью, с другой – философских, связанных с логикой, а, следовательно, с мышлением. Таким образом, логико-языковое высказывание – предмет мышления.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что законы и формы мышления, в частности техника критического мышления и метод «мозгового штурма» являются предметом логики.

Методы исследования – изучение и теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, классификация теоретического материала, наблюдение, анализ.

Глава 1. Философские аспекты процесса мышления. Мышление как предмет логики в аспекте философской науки.

1.1.Что мы  понимаем под философией?

Философия - «любовь к  мудрости», как наука зародилась в Древней Греции много веков назад. Яркими представителями философской мысли были Платон – объективный идеалист, Гегель, считавший, что в основе всего лежит Абсолютный Дух, что все течет – все изменяется., Кант – родоначальник немецкой классической философии, полагавший, что в основе познания лежит метод критического философствования, Сократ, провозгласивший «Все тайное становится явным», Ф. Бэкон, возвестивший о том, что, что «Знание – сила». Каждый из них внес значительный вклад в философскую науку.

Понятие «любовь к  мудрости» состоит из двух лексем - любовь и мудрость, очень важных с семантической точки зрения. Попытаемся проанализировать каждый компонент. Во-первых, концепт Мудрость – София (греч.), подразумевает некий логически обоснованный аспект. Мудрость – противопоставляется Глупости. Единство знания, опыта, логики, добра – вот что такое мудрость. Любовь к мудрости – проповедование добра, логики, знаний. Философы – мудрецы, почувствовавшие необходимость в проповедовании своего жизненного опыта и логики. Недаром философия лежит в основе всех наук, поскольку любая наука – синтез знания и опыта.

На вечный вопрос философии: что первично – материя или сознание– все философы отвечают по-разному, исходя из собственных оценок и ощущений. Известно, что великие философы прошлого, считавшие сознание (разум) первичным по отношению к материи (бытию) – находились в постоянной идеологической оппозиции, в борьбе за истину. Толчком к материалистическому пониманию философии послужила Милетская школа (VI в.д.н.), возникшая в Древней Греции, основанная Фалесом. Представители этой школы полагали, что все в мире – одушевленные и неодушевленные предметы в равной степени – имеет единую первооснову – космос, воду или воздух. Принцип «нечто не возникает из ничего» - основной принцип философов того времени. Для Фалеса, например, первоосновой мира являлась вода. Земля, по его мнению, как доска, плавает в океане воды. Все представления о мире связывались с единой первоосновой. Все имеет душу, даже магнит или янтарь: например, магнит – потому как притягивает предметы, а, значит, имеет душу. Для кого-то первоосновой был воздух или космос – неважно. Главное, что у всего на свете всегда есть свое начало - «начало всех начал».

На протяжении веков  философия развивалась, приобретая новые черты, новые формы и  направления. Однако, главная ее функция  – научная. Как наука философия  прочно вошла во все сферы человеческой жизни. Безусловно, философия связана с теологией (учением о боге), социологией (наукой об обществе), а также педагогикой, психологией и медициной, поскольку процесс человеческого познания охватывает комплексное восприятие действительности, и объясним лишь именно с этих позиций.

Однако понятие «философия»  имеет не одно значение. Сегодня  под философией понимают определенную отрасль научного знания, важнейшую  составляющую идеологии, систему теоретических  рассуждений, разрабатываемую профессиональными мыслителями. Однако это не единственная «сфера бытия» философии. По мнению М. С. Коган, «есть и еще один важнейший пласт бытия философии… – это общие принципы жизненного поведения, которые вырабатывает человек под влиянием своего и чужого опыта, проходящего через его сознание». Философские взгляды формируются не сразу; только жизненный опыт дает возможность и право на собственные суждения, только возраст прибавляет мудрости – а мы знаем, что философия переводится с греческого языка, как «любовь к мудрости».

О том, как растет и  созревает человеческое сознание, как  оно соотносится с возрастом, пишет М.С. Коган в своей книге, пережившей не одно издание. Несмотря на то, что философия как наука  анализирует мировоззрение человека, его мышление и даже мироощущение, она на самом-то деле богаче и мудрее простого анализа или констатации фактов, поскольку предметом ее анализа является любой предмет, феномен, например, даже она сама – философия.

Философски взглянуть  на вещь или предмет означает продумать  причины и следствия его возникновение, наше отношение к нему, связь его с другими предметами реального мира. Да и это еще не все, так как необходимо определить место исследуемого предмета в историческом процессе, его роль и значение не только для философской мысли, но и для обыкновенного человеческого бытия. Строго говоря, философия является такой формой постижения мира, которая не может быть сведена ни к какой другой форме познания. У нее отличные от науки методы обращения к эмпирическому материалу, свои способы его обобщения и проверки1.

В диалогах Платона, в  которых выразителем его точки  зрения, как правило, выступает Сократ, философия представлена в художественной форме. Диалоги Платона занимают особое место в контексте древней  философской мысли. Они даже больше напоминают пьесы или интермедии. По сравнению с литературой средневековья они намного живее, жизненнее и остроумнее. Философия Платона имеет художественную форму, сравнимую с произведениями великих творцов, таких как Гете или Тарковский. Подобная форма философии, назовем ее креативной философией, прослеживает связь философии как формы логико-теоретического мышления с искусством как формой художественно-образного осмысления мира. В результате можно говорить о теоретической философии и практической философии, в которой художественная составляющая не так видна, однако передаваемый подтекст говорит о глубине и зрелости философской мысли. При этом не следует забывать о существовании еще одной формы философии – философии, пронизывающей произведения классиков, таких как Толстой, Скрябин, Врубель, Уайльд.

Платон считал, что  познать можно только существующие идеи и никак иначе. Поскольку  способность к познанию присуща  каждому человеку (в той или  иной степени), она «живет» в душе человека и помогает ему осуществлять Познавание мира. Подлинный же философ – это тот, кто способен возвыситься до Познавания красоты. Красота универсальна, как и любая другая идея, «она прекрасна всегда, везде и решительно для всего». Такими же идеями являются идеи добра, справедливости и блага. Идея блага – центральная идея в философии Платона.

Платон считал философом  того, кто «созерцает прекрасное, …  кто любит усматривать истину…Философ познает не мнения, а бытие и  истину». Тот, кто познает, познает  уже существующее: ребенок начинает познавать предметы, окружающие его потому, что они уже существует. Сначала рождается идея предмета или вещи, потом сам предмет и только после этого человек в состоянии его познать, ведь предмет уже существует, причем независимо от его (человека) сознания. Такова природа познания. Этот мыслительный (познавательный) процесс Платон назвал Познаванием в отличие от мнения, которое только мнит. Знанию же отведена роль для постижения бытия. Какое оно, бытие? Для Платона, прекрасное не сравнимо ни с какой вещью, однако по своему содержанию красота «продолжает быть творчеством вещей, то есть тем или другим состоянием самих вещей». При этом, когда речь заходит о красоте идеальной, то она тоже мыслится как некоторая осуществленность... Когда происходит созерцание прекрасного, тогда рождается эстетическое сознание. Труды-диалоги Платона, основного греческого философа, мы можем созерцать.

Интересно отметить, что  известный английский писатель Оскар  Уайльд («профессор эстетики», философ, проповедник гедонизма, эстетизма, любви к прекрасному), считавший себя последователем Платона, заявлял, что «философ – тот, кто созерцает прекрасное, …кто способен видеть природу красоты самой по себе». Корни его философии уходят в античную философию, в царство платоновских идей: в мир идей и мир вещей, где идеи первичны, а вещи вторичны, где «реальный мир есть лишь отблеск вечного идеального совершенства»; «ведь ’идея’ у Платона не есть сознание, не субъект и не объект, но тождество и синтез этих противоположностей», синтез субъективного и объективного, синтез ума и удовольствия, то есть эстетический принцип, который является мерой всех вещей. Философия эстетизма (культ красоты и индивидуализма, стремление к прекрасному и к совершенству формы независимо от заключенных в ней уроков) и философия жизни (мудрость и сострадание, великодушие и терпимость) причудливым образом сочетаясь, проникая одна в другую и переплетаясь, сопровождали известного английского писателя, «профессора эстетики» Оскара Уайльда на протяжении всей его недолгой, но яркой жизни. Философия эстетизма была для него формой, которую он, хотя и провозглашает более важной, чем содержание, рассматривает в неразрывной с ним связи и даже в подчинении ему. Обе философии - искусства и жизни - сосуществовали у Уайльда в диалектическом единстве и борьбе, рождая совершенно нетрадиционное, парадоксальное отношение к действительности. Эта двойственность наложила отпечаток на всю жизнь и творчество писателя-парадоксалиста, который провозгласил эстетизм своим жизненным кредо2.

За культом красоты  чувствуется скорбь об уродливости действительности и желание воспевать прекрасное для того, чтобы заставить жизнь подражать искусству и стремиться к совершенству.

Сократовские диалоги  настолько прочно врезались в  память его ученикам, а Платон был  одним из них, что иного пути в поиске истины они себе не представляли3. Платон тоже стал пользоваться методом диалогической беседы, в чем чрезвычайно преуспел. Смысл такой беседы заключался в том, что в процессе ее собеседники высказывали свои точки зрения на все что угодно и каждый из них, выдвигая собственные суждения, находил противоречие в суждениях собеседника и, не высказывая своего личного отношения к его рассуждениям, помогал ему «родить» истину, самостоятельно сформулировать правильный вывод. С тех пор и говорят, что истина рождается в споре. Вопросы обсуждаются достаточно бытовые жизненные, но настолько важна истина в их понимании, что это становится единственной целью и задачей собеседников. Такая философия очень напоминала философию софистов. Если вспомнить их учение, то и у софистов истина рождается в споре, однако не совсем та истина, которую имел в виду Платон – не объективная (не зависящая от воли и сознания человека), а субъективная, т.е. кто сумел доказать свою точку зрения и отстоять ее - тот и прав. Оскар Уайльд говорил, что истина – субъективна, а ложь – это правда других людей.

Понятие «философия» - настолько  яркое, мощное и всеобъемлющее, что нельзя, на наш взгляд, ограничиться одним классическим определением философии как «любви к мудрости». Однако философия как наука, понятна не всем. Мы недаром говорим «философский склад ума», «математический склад ума». Сочетание со словом «философия» и «философский» встречаются повсюду: жизненная философия, философское суждение, философия жизни, философия этики, эстетики, научная философия, классическая философия, философский подход.

Существует много «оттенков», форм, направлений философской мысли, как-то: философия всеединства, которую  исповедовал русский философ  В.С. Соловьев, философия жизни и  искусства, нашедшая отражение в трудах многих писателей и поэтов, в частности Оскара Уайльда, верившего в то, что к совершенству можно придти только через страдание, или философия «непротивления злу насилием» - у Льва Толстого, философия символистов в произведениях Верлена и т.д.

Философия Всеединства  – все едино. Единство бога и человека. Идея богочеловека пронизывает все  учение о всеединстве. Совершенство может быть достигнуто только через  страдание, причем только в том случае, если в человеке есть бог. Идеалом  богочеловека стал Иисус Христос. Идея Добра отождествляется с идеей Всеединства. Стремление к Добру – вот истинная мудрость.

В широком понимании  слова, философия – взгляды, мировоззрение, образ мыслей. У каждого человека есть своя жизненная философия –  отношение к себе, обществу. Все, что человек исповедует и проповедует, его мысли и поступки, относится к сфере его жизненной философии – жизненной позиции4.

Таким образом, философия  – это, безусловно, наука, которая  пронизывает все на свете, зримо  или незримо присутствует в том или ином феномене действительности. Философия – основа всех наук, поскольку в любой науке все умозаключения, гипотезы строятся на выводах, требующих не только логического (философия неотделима от логики), но и философского обоснования.

1.2. Предмет логики - законы и формы мышления.

Логика – результат  развития интеллектуальной культуры общества. Еще в древности люди не всегда довольствовались мифологическими  толкованиями явлений природы, каких-то событий, происходящих в их жизни. Им требовались «более весомые» доказательства того, что представляют собой явления природы. Таким образом, стремясь объяснить происходящее не с мифологической точки зрения, общество постепенно разработало иной, логический подход к объяснению явлений реального мира. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания. Здесь большая роль отводится научному знанию, которое также набирало силу: успехи в математике, астрономии получили наибольший расцвет именно в те далекие времена, когда складывались первые представления о логике как о науке. Это дало толчок к осознанию необходимости изучения природы самого мышления, установления всех процессов мышления с логической точки зрения5.

Информация о работе Современное состояние вопроса о связи логики и мышления. Техника критического мышления и методика «мозгового штурма»