Современное состояние вопроса о связи логики и мышления. Техника критического мышления и методика «мозгового штурма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являлось выявить связь языка и мышления и на этом основании определить логико-языковую природу высказывания.
Задачи исследования:
- сделать обзор литературы по данной проблеме;
- определить предмет логики;
- выявить связь логики и мышления;
- выявить связь языка и мышления;
- выявить сущность логико-языкового высказывания;
- проанализировать прием техники критического мышления на базе общих законов связи логики и мышления – на примере методики «мозгового штурма».

Содержание

Введение 3
Глава 1 Философские аспекты процесса мышления. Мышление как предмет логики в аспекте философской науки 4
1.1.Что мы понимаем под философией? 4
1.2. Предмет логики - законы и формы мышления 10
1.3. Философские аспекты логико-языкового высказывания 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Современное состояние вопроса о связи логики и мышления. Техника критического мышления и методика «мозгового штурма» 23
2.1. Важность открытия новых способов мышления о том, что уже известно, а не открытие для себя новых данных или фактов. 23
2.2.Техника критического мышления 27
2.3. Метод «мозгового штурма» 30
Выводы по главе 2 32
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Мышление как предмет логики.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Связь логико-языкового  высказывания и философии очевидна. Гегель высказывался о том, что язык необходим человеку именно для общения. Отечественные лингвисты (Л. В. Щерба, А. Н. Винокуров и др.) исследовали  языковые аспекты в контексте  «язык и общество». Человеческое общение осуществляется главным образом с помощью звукового языка, а также с помощью письма. Заметную роль в общении людей играют и невербальные (неязыковые) формы.

Языковое общение носит, как правило, преднамеренный, осознанный характер. Это значит, что, пользуясь языком, можно обобщать и строить предположения, делать умозаключения, иными словами, мыслить. А это уже философия. Более того, содержание информации, передаваемой языком, в принципе безгранично, как безгранично само человеческое познание. Таким образом, логико-языковое высказывание — не просто сообщение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов. Речевое высказывание имеет динамическую структуру, включающую в себя несколько этапов: ориентировку на высказывание, планирование и подготовку высказывания, а также его реализацию. Смысл высказывания заключается в том, что «коммуникант формирует в нем свое понимание конкретного кусочка действительности и передает его в процессе коммуникации».

Высказывание является универсальной конструкцией любой  коммуникации и обозначает не отдельную  вещь, а обнаруживает в адекватной субъективной форме истину существования  вещи, т. е. ее бытие в отношении  к другим вещам. Только высказывание в своей субъектно-предикативной структуре раскрывает «истинную сущность бытия вещи, а именно ее существование во взаимосвязях с другими предметами». Высказывания могут относиться к ситуациям непосредственным и опосредованным, могут быть и продуманными, и спонтанными, подготовленными и неподготовленными, официальными и неофициальными. В любом высказывании закодирована информация, а «всякая информация, передаваемая языком, представляет собой содержание, восходящее в принципе к мышлению (логике)». «Мышление подчинено тем же объективным закономерностям, что и весь природный мир…Оно по своей природе является материальным процессом. А язык – объективная материальная оболочка в форме, которой существует мышление».

Основные методологические положения диалектической теории познания определяют «сущность отношения языка и мышления как неразрывного единства». Таким образом, высказывание – логико-языковое единство – сложная структура, которая обусловлена как логическим, так и языковым фактором. С языковой точки зрения высказывание представляет собой структурно-семантическое единство. С логической точки зрения, высказывание – эстетико-философская сущность, субъективная истина, способ демонстрации собственного понимания действительности, глубинное значение которого скрывается за языковой формой. Язык, таким образом, как материальная знаковая система является средством порождения мыслительного содержания, а способом его реализации становится речь.

Выводы по главе 1

На протяжении веков  философия развивалась, приобретая новые черты, новые формы и направления. Однако, главная ее функция – научная. Как наука философия прочно вошла во все сферы человеческой жизни. Безусловно, философия связана с теологией (учением о боге), социологией (наукой об обществе), а также педагогикой, психологией и медициной, поскольку процесс человеческого познания охватывает комплексное восприятие действительности.

Философия – это, безусловно, наука, которая пронизывает все на свете, зримо или незримо присутствует в том или ином феномене действительности. Философия – основа всех наук, поскольку в любой науке все умозаключения, гипотезы строятся на выводах, требующих не только логического (философия неотделима от логики), но и философского обоснования. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания. Здесь большая роль отводится научному знанию, которое также набирало силу

Мышление – это предмет логики, поскольку именно через мыслительный процесс происходит восприятие действительности и реакция человека на все явления, происходящие в реальности. Человек, таким образом, является «точкой отсчета» всех событий и явлений природы. Через его разум (логику, мышление), происходит оценка и переоценка всех ценностей реального мира.

Логикой и мышлением  обладает только человек. Он наделен даром мышления, а, значит, познания. Формы и приемы мышления способствуют познанию истины. Фердинанд де Соссюр, швейцарский ученый полагал, что «в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции». Однако именно В. Гумбольдт дал глубокое понимание механизма функционирования языка, доказал нерасторжимую связь с логики с мышлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное  состояние вопроса о связи  логики и мышления. Техника критического мышления и методика «мозгового штурма».

2.1. Важность  открытия новых способов мышления  о том, что уже известно, а  не открытие для себя новых  данных или фактов.

Мышление, логика – понятия  философские. Способы мышления у  каждого человека свои, логика тоже. Часто мы слышим: у него неординарное мышление. Что бы это значило? На наш взгляд, неординарное мышление – мышление, отличное от стандартного, традиционного. Тогда возникает другой вопрос: что такое стандартное мышление? Кто и как устанавливает эти стандарты? Здесь стоит задуматься на тему стандартное/нестандартное мышление, а, как следствие, ординарный/неординарный образ мыслей человека и его поведение в обществе.

Жить в обществе и  быть свободным от общества нельзя – известная всем крылатая фраза. А ведь именно так и обстоит дело, когда речь заходит о стандартном и нестандартном мышлении, поскольку именно общество налагает на человека определенные правила поведения, а, следовательно, и мышления. Правда, некоторые люди пытаются вырваться из стандартных рамок. Это, так сказать, неординарные личности. Таким был, например, известный английский писатель XIX века Оскар Уайльд (1854-1900), человек – парадокс, чье искусство неординарной беседы и искрометные афоризмы стали притчей в языках у самых образованных людей не только его эпохи, но и нашего времени. Неординарность мышления великого писателя заключалась, прежде всего, в том, что он считал истину субъективной, и полагал, что искусство не только важнее жизни, а, что жизнь просто обязана подражать искусству. Недаром он прослыл профессором эстетики, мастером светской беседы – беседы о прекрасном, об искусстве, а не о жестокой действительности, которая вызывает лишь боль и отвращение. Его произведения, девять сказок, девять пьес и единственный роман «Портрет Дориана Грея» (1891) насыщены описанием роскоши, утонченности и блеска. А искрометные афоризмы писателя вошли в сокровищницу мировой литературы. Уайльд был неординарен и в мышлении, и в поведении, и в образе жизни, и даже в смерти. Сама судьба сыграла с ним злую шутку, когда Роберт Хиченз (1864-1950) – «заклятый друг» Оскара Уайльда написал на него пародию «Зеленая гвоздика» (1897), которая оказалась роковой для писателя. Таким образом, неординарное мышление может быть опасным. Так не лучше ли иметь стандартное мышление, согласно которому, белое – это белое, а черное – черное, а искусство – отражение жизни, но никак не наоборот? Очевидно, так будет безопаснее и для самого обладателя традиционного образа мыслей, и для окружающих. Мы сказали: «Безопаснее».

Да, безусловно, так, однако откуда тогда набраться свежих идей, если все вокруг будут мыслить стандартно-безопасно? Мир станет скучным и неинтересным, не будут совершаться никаких открытий, люди начнут тосковать и им захочется чего-то нового. Те, кто не побоится переступить черту «безопасного» мышления, начнут думать нестандартно (опасно) с точки зрения окружающих, однако именно они – внесут свежую струю в затхлый поток стандартного, появится нечто новое, оживляющее тихую заводь бытия. Но за это можно пострадать или прослыть безумцем! Так, может, не гоняться за чем-то непознанным, набивая шишки и натыкаясь на кочки и камни, коими усеян путь познания? К тому же сам процесс познания требует затрат времени, усилий и часто денег. Решать вам. Однако, если вы полны энергии, вам все интересно и вы готовы рисковать – вперед! Об одном можно будет сказать точно – вы интересная личность.

 Некоторых к познанию  толкают обстоятельства, например, необходимость получать знания  о чем-либо для того, чтобы их  применить в своей деятельности или для заработка. Тоже неплохой стимул для интеллектуального развития. Другие не могут усидеть на месте в силу своих психологических особенностей – им постоянно нужно движение, а, движение – это развитие. Известный философ сказал: «Все течет, все изменяется». «Движение – жизнь», добавил другой, а третий, небезызвестный нам Фрэнсис Бэкон (1561-1626) выразился ёмко и лаконично: «Знание – сила». Философствовать можно и в пользу приобретения новых знаний (что, безусловно, достойно похвалы), а можно отстаивать другую позицию: намного важнее открывать для себя новые способы мышления о том, что уже известно, чем открывать для себя новые данные или факты. Мы являемся сторонниками второй точки зрения и попробуем доказать это по принципу софистов (а также Оскара Уайльда, исповедовавшего их философию), которые отстаивали субъективность истины, иными словами, софисты предлагали отстаивать свою «истину», доказывать ее всевозможными «правдами и неправдами», поскольку «истины не знает никто».

Итак, на наш взгляд, не стоит гоняться за широтой знания, а стоит задуматься, более конкретно, более глубоко, над уже существующими знаниями о мире, природе, человеке, науке. Таким образом, мы хотим подчеркнуть эффективность глубокого познания (знания предмета), а не поверхностные суждения обо все понемногу.

Человек – существо, наделенное разумом (мышлением, логикой), и только сам вправе считать, когда и зачем  ему следует или не следует  открывать новые способы мышления. Мы хотим еще раз подчеркнуть, что в природе все взаимосвязано, а человек – произведение природы. Таким образом, поиск новых путей мышления уже об известном обязательно сопровождается новыми открытиями, как для самого человека, так и для окружающих его людей.

До сих пор мы рассуждали о взаимосвязи поиска новых путей, способов мышления о том, что человеку уже известно априори и возможностью открытия новых фактов, на первый взгляд (а по существу совсем наоборот) не связанных с существующими «истинами». Теперь коснемся вопросов современного мира, а именно, мира бизнеса и посмотрим, как наше умозаключение «работает» в этой сфере. Вот, к примеру, небезызвестный людям бизнеса эффект синергии.

Прежде всего, постараемся, объяснить в нескольких словах, что этот термин означает. Если уж совсем коротко, то синонимом концепта «синергия» является концепт «эффективность». Иными словами, все то, что имеет смысл быть, все то, что выгодно, можно назвать синергетическим эффектом. В бизнесе это особенно актуально. Например, две фирмы, даже не просто фирмы, а две брендовые фирмы хотят объединиться. Вы спросите, зачем им объединяться, если каждая из них сама по себе является брендом. Ответ может быть один: только из желания получить еще большую прибыль (мы живем в век рыночных отношений). Как же получить еще больше прибыли, и почему объединение мощных компаний может дать желаемый, синергетический эффект? Теоретически, каждую из компаний, имеющих свой логотип, множество филиалов, свой рынок сбыта, своих постоянных клиентов и т.д. вряд ли грозит крах, банкротство. Однако гипотетически каждая из «крутых» компаний хочет все больше и больше зарабатывать на своем имидже. Как ей это сделать? Ответ заключается в том, что если капиталы одной компании определенным образом, на определенных условиях объединить с активами другой, не менее продвинутой компании, то можно наблюдать синергетический эффект. Иными словами, когда «один плюс один» будет не два, а три в своей сумме. Например, один миллион одной компании соединим с одним миллионом другой компании, а в результате получим не два миллиона (как гласят законы математики – уже существующая истина), а три миллиона. Как же так может получиться, если это противоречит здравому смыслу? - спросят многие.

Безусловно, если просто сложить один и один миллион, то получат  два миллиона. Чудес не бывает! Но есть чудеса бизнеса, которые творит человек и которые прекрасно могут проиллюстрировать наш постулат о том, что людям очень важно (как в случае с миллионами) открывать и применять новые способы мышления.

«Умные головы» (tank think – так их называют в мире бизнеса), способным так организовать работу уже объединенной крупной компании, что в результате компания получит огромную прибыль, и два миллиона в общей копилке предприятия превратятся в три. Таким образом, даже, если нас не интересуют новые данные или факты о предметах или явлениях окружающего мира, и мы жаждем углубить наши познания в области уже изведанной, нам все-таки придется открывать нечто новое для того, чтобы применить или открыть новые способы мышления о том, что уже человеку известно.

2.2.Техника критического мышления.

Критически мыслить  – осмысливать, философствовать, анализировать, творить.

Критическое мышление –  это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит  разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую  из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц). Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия.

Под критическим мышлением  американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку  собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер.

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Технологический  подход в образовании возник в  конце 50-х – начале 60-х годов  ХХ века. В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Образовательная технология – это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (В.В.Гузеев). Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения.

Информация о работе Современное состояние вопроса о связи логики и мышления. Техника критического мышления и методика «мозгового штурма»