Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:26, контрольная работа
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Цель данной работы – рассмотреть современные теории и модели стресса; классифицировать виды стресса.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Введение
1. Современные теории и модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности
2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности
Заключение
Список литератур
Содержание
Введение
1. Современные теории и модели
стресса. Классификация видов
стресса: по стрессору, по
2. Разработка Программы
Заключение
Список литератур
Введение
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.
Цель данной работы – рассмотреть современные теории и модели стресса; классифицировать виды стресса.
1. Современные
теории и модели стресса.
В специализированной литературе можно встретить три различных подхода к определению и изучению стресса. Первый подход рассматривает профессиональный стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную – экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.
Второй подход определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную – как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического. Третий подход рассматривает профессиональный стресс в условиях динамичного взаимодействия человека и его рабочей среды. Это психологический подход1.
В современной теории стресса встречаются различные варианты психологического подхода, которые можно отнести к двум типам: интерактивному и транзакционному. Интерактивные модели фокусируются главным образом на структурных особенностях взаимодействия персоны со средой, а транзакционные - в большей степени связаны с познавательными характеристиками и способностями и представляют собой развитие интерактивных моделей.
Подобные теории могут быть использованы для установления связи между опытом и воздействием рабочего стресса и причинением вреда здоровью, а также выработки подхода к управлению рабочим стрессом на основе применения «контрольного цикла», который представляет постоянно функционирующую систему решения проблем для повышения стрессоустойчивости персонала и организаций и уже доказал свою эффективность.
Любой стресс можно рассматривать,
как растение-паразит, корни которого
– причины, или стрессоры, стебель
– физиологическое и
Большинство современных теорий стресса делают поправку на индивидуальные различия в опыте стресса и на то, как и насколько хорошо человек справляется с ним. Исследователи полагают, что трудно установить прямую связь между рабочими характеристиками и здоровьем индивида, однако опыт стресса частично зависит от индивидуальных способностей человека справляться с требованиями, предъявляемыми его работой, а также от способов, которыми человек справляется с ними, и организационных контроля и поддержки.
Некоторые характерные симптомы стресса
Физиологические: стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения, спазматические, резкие боли в животе, учащенные и аритмические сердцебиения, чувство нехватки воздуха на вдохе, подверженность аллергии, частые простудные заболевания, грипп, инфекции, быстрое увеличение или потеря веса тела, частые боли в шее и спине, чувство комка в горле, падение остроты зрения.
Интеллектуальные: нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, кошмары, ошибочные действия, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения. Эмоциональные: раздражительность, беспокойство, подозрительность, мрачное настроение, депрессия, суетливость, ощущение напряжения, истощенность, подверженность приступам гнева, циничный и неуместный юмор, ощущение нервозности, боязливости, тревоги, потеря уверенности, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, сниженная самооценка, неудовлетворенность работой.
Поведенческие: потеря аппетита или переедание, нарушение речи, дрожание голоса, плохое распределение времени, избегание поддержки, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, низкая продуктивность, нарушения сна или бессонница, более интенсивное курение и употребление алкоголя, доделывание работы дома.
Таким образом, на сегодня существует большое количество факторов, которые имеют потенциал для возникновения профессионального стресса, наиболее распространенные из них:
Рост ответственности
Недо- и перегруженность работой
Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность
Недоступность необходимых для работы ресурсов
Рутинная работа
Отсутствие инструктажа
Отсутствие профессионального общения
Вызывающее стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Нарушения эргономики труда
Низкий уровень мотивации
Низкая оргкультура
Изменения в структуре организации, стилях и технологиях работы
Личностные особенности
Конфликт работы с личной жизнью3
Стрессы можно подразделить на:
эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные4
2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности
А) В качестве должности, для которой
будет разрабатываться
В таблице 1 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 1
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии |
Содержание работы |
Возможные организационные стрессоры |
знание психологических |
изучает личный состав организации и ее подразделений, установленную документацию по учету кадров, связанную с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, а также расстановку работников, их деловые качества с целью подбора их на замещение вакантных должностей руководителей |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Личностные характеристики |
Ответственность |
участвует в организации работы квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и в оформлении их решений |
Рост ответственности |
Профессионализм и коммуникабельность |
участвует в работе по профессиональной ориентации, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп); ведет учет работы по подготовке
и повышению квалификации кадров, анализирует
качественные показатели результатов
обучения и его эффективность (изменение
профессионально- |
Отсутствие инструктажа Отсутствие профессионального общения Низкий уровень мотивации Низкая оргкультура |
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник | |
Сильные стороны Высокий профессиональный уровень кадров Эффективная кадровая политика, позволяющая сохранить сплоченный профессиональный коллектив Многоступенчатая система |
Слабые стороны Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации
персонала для повышения |
Возможности Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря части |
Организационная среда |
Разработка возможной
Таблица 2
Вид стрессора |
Способы профилактики на уровне | |
работника |
организации | |
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента |
Осознанное отношение к управлению стрессами в профессиональной деятельности менеджера |
Принципы организации |
Отсутствие профессионального общения |
Умение планировать и |
Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкий уровень мотивации |
Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом |
Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкая оргкультура |
Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать |
Умение конструктивно критиковать. Умение адекватно воспринимать критику |
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
Повышение профессиональной компетентности в области психологии управленческого стресса, освоение базовых техник стресс-менеджмента
Освоение современных
Приобретение опыта
Формирования навыков
Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Психолог».
В таблице 3 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 3
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии |
Содержание работы |
Возможные организационные стрессоры |
знание психологических |
изучает влияние психологических, экономически и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников организации в целях разработки мероприятий по улучшению условий их труда и повышению эффективности работы |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Личностные характеристики |
знание физиологических |
проводит совместно с |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников |
профессионализм и коммуникабельность |
подготавливает рекомендации и предложения по внедрению в производственную практику результатов психологических исследований способствующих организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, и осуществляет контроль за их выполнением |
Отсутствие профессионального общения Низкий уровень мотивации Низкая оргкультура |
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник | |
Сильные стороны Высокий профессиональный уровень кадров Многоступенчатая система Консультация руководителей Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в организации |
Слабые стороны Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации
персонала для повышения |
Возможности Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря части |
Организационная среда |