Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:10, курсовая работа
Цель: изучить
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Проанализировать традиционные концепции изучения (основные характеристики, выявить положительные и отрицательные стороны данной концепции);
Определить образовательные технологии, зарекомендовавшие себя в мировой практике.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Процесс и концепции обучения
1.1 Основные принципы традиционного обучения
1.2 Разновидности, последователи
1.3 Пути совершенствования традиционной концепции обучения
Глава 2. Современные технологии обучения
2.1 Направления современного обучения
2.2. Личностно-ориентированные технологии обучения
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Философская основа - является педагогикой принуждения
Организационные формы классно-урочная академическая
Преобладающие средства - вербальные (словесные)
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий - авторитарный
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные
Основная цель обучения - формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения
По характеру цели традиционное обучение (ТО) представляют трансляцию ученику определенных образцов культуры
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности.
В современной массовой российской школе задачи несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в нравственном воспитании, но трансляционная парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Формы обучения - групповая (когда один учитель передает информацию группе учеников).
Три «кита» организационной формы ТО: класс, урок, предмет
Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский.
Принцип научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные)
Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется)
Принцип последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему)
Принцип доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН)
Принцип прочности (повторение - мать учения)
Принцип сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд)
Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию)
Принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний)
Принцип учета возрастных и индивидуальных способностей
Знания в основном адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.
% учебных предметов школы
направлено на развитие левого
полушария мозга, на
До сих пор самые сильные, одаренные дети учатся в физико-математических классах или классах естественно-научного профиля. Связано это, в первую очередь, с родительским менталитетом, а во вторую очередь, с реальной востребованностью специалистов; программистов, например, требуется больше, чем искусствоведов.
Традиционная технология остается единообразной невариативной
Планирование содержания
обучения - централизовано. Базисные учебные
планы основываются на единых для
страны стандартах. Учебные дисциплины
определяют «коридоры», внутри которых
предоставлено двигаться
Приоритет обучения над воспитанием
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебная и воспитательная деятельность слабо взаимосвязаны.
В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. Цели воспитания неопределенны, расплывчаты.
Традиционное обучение представляет собой, прежде всего авторитарную педагогику требований - ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с многообразными запросами и потребностями его личности, отсутствуют условия для проявления ее индивидуальных интересов и творческих способностей.
Методы усвоения знаний основываются на:
сообщении готовых знаний (отсутствие самостоятельности)
обучении по образцу
индуктивной логике, от частного к общему
механической памяти
вербальном изложении информации
репродуктивном воспроизведении
внешней оценке результатов
Основной формой учебного процесса является урок
Систематически, последовательно
организованный процесс, в котором
нет возможности следовать
Рождение нового знания предопределено программой.
Выбор, творчество оказываются вне урока
Процесс обучения как деятельность ТО характеризуется слабой мотивацией учебного труда школьника.
Отсутствует самостоятельное целеполагание (цели обучения ставит учитель)
Планирование ведется извне
Итоговый анализ проводится не учеником, а учителем.
На большей части урока
допускается «такое»
Оценивание деятельности учащихся. В педагогике ТО разработаны критерии количественной пятибалльной оценки ЗУН по учебным предметам.
Нормы оценивания основываются на подсчете недостатков.
Оценка, отметка - часто становится средством принуждения учителем ученика.
Отметка нередко отождествляется с личностью в целом, делит учащихся на «плохих» и «хороших» (формируется отрицательная Я - концепция)
Конфликт - «двойка» вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.
Лекционно-семинарско-зачетная система широко применяется в высшем и среднем профессиональном образовании.
Учебный материал преподносится лекционным методом, затем прорабатывается (усваивается, закрепляется, повторяется, обобщается) на семинарах, практических занятиях и в самостоятельной работе. Результаты проверяются в форме зачетов, экзаменов.
Лекция - используется и в других видах образования (популяризация научных знаний, пропагандистской деятельности). Сравнительно давно доказана возможность и эффективность ведения лекции в процесс обучения старших школьников.
Практическое давление - имеется возможность сочетания различной деятельности учащихся:
· фронтальной
· групповой
· парами
· индивидуальной
Это создает условия для
работы с отдельными учащимися, для
отработки и закрепления
Семинар - используются три типа:
· фронтальный
· с докладами
· смешанный (комбинированный)
Фронтальный - работа всех участников над данной темой
С докладами - остальные участники изучают основные источники по избранной проблеме
Смешанный - часть вопросов разрабатывают все участники семинара, другие - готовят доклады
Чем объясняется низкая эффективность существующей системы (традиционного) обучения?
Эта система имеет следующую, всем известную структуру:
· содержание
· организация
· методика
Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения, учебного процесса, чтобы предписанное программой содержание обучения при существующей организации учебных занятий наилучшим образом было усвоено учащимися.
При этом под «усвоением» содержания учебных программ обычно принято понимать запоминание знаний. А что касается, их применения на практике, т.е. формирование умения пользоваться полученными знаниями в жизни, то эту задачу перед обучением всерьез никогда не ставили. Молчаливо предполагается, что этому научит сама жизнь.
Тем не менее, всегда считалось
необходимым связывать учебу
с практикой, теорию с жизнью, для
чего рекомендуют проводить
Если провести психологический анализ ТО, то можно выявить следующие причины «потери информации»:
1 причина: при сообщении знаний обучаемому не все понятно (педагоги обычно успокаивают: сейчас «мол, трудно понять, но потом, пройдя такие же темы вы все поймете)
2 причина: трудность запоминания (даже частичное забывание ведет к разрыву причин и следствия, нарушает целостность знаний)
3 причина: забывание
4 причина: часть знаний, оказывается неприменимой, настолько они бывают, далеки от реальной практики
Обучение действиям подлинно обучению знаниям, а сам процесс приобретения знаний прочно отделен и далеко удален от процесса применения знаний.
Следовательно, давать человеку знания - это еще вовсе не значит научить его действовать в соответствии с этими знаниями.
Возникает вопрос: как же сделать так, чтобы все сообщаемые знания были полезны для дела, могли быть использованы в практической деятельности?
Чем объясняется низкая эффективность существующей системы обучения? Рассмотрим основные недостатки традиционного обучения, известные еще со времен Древнего Вавилона, от которых человечество постоянно пытается освободиться, но до сих пор вынуждено в принципе сохранять созданную тогда систему обучения.
Эта система имеет следующую, всем известную структуру: содержание, организация и методика. Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения учебного процесса, чтобы предписанное программой содержание обучения при существующей организации учебных занятий наилучшим образом было усвоено учащимися (школьниками, студентами, слушателями курсов, академий и институтов повышения квалификации и т.д.).
При этом под "усвоением"
содержания учебных программ обычно
принято понимать запоминание знаний.
А что касается их применения на
практике, то есть формирования умения
пользоваться полученными знаниями
в жизни, то эту задачу непосредственно
перед обучение всерьез никогда
не ставили. Молчаливо предполагается,
что этому научит сама жизнь, или,
говоря иначе, эта задача выносится
за пределы системы обучения, в
том числе системы подготовки
практических работников - кадров руководителей,
юристов, учителей, инженеров, водителей,
операторов, рабочих-станочников, наладчиков
станков-автоматов и т.д. Те мне
менее, всегда считалось необходимым
связывать учебу с практикой,
теорию с жизнью, для чего обычно
рекомендуют проводить
Схема 1
Иначе говоря, объективная логика обучения требует формирования умения применять знания, но субъективно она не реализуется: обучение завершается только получением знаний. И то в лучшем случае, если иметь в виду, что многие нужные знания человек даже и запомнить-то не в состоянии.
Психологический анализ общепринятой системы обучения показывает следующие причины "потери информации" по ходу обучения.
Первая причина состоит в том, что при сообщении знаний преподавателем обучаемому не все понятно. Педагоги это учитывают и обычно успокаивают: сейчас, мол, трудно вам понять, но потом, пройдя такие-то темы, вы поймете все как надо.
Вторая причина - трудность запоминания даже того, что было понято.
Третья причина - забывание. Многое из того, что понято и запомнилось, может с течением времени забываться. Даже частичное забывание ведет к потере запомнившейся логики процессов, разрывает причины и следствия, нарушает целостность когда-то полученных знаний.
Четвертая причина того, что прошедшие обучение лица не умеют практически пользоваться теоретическими знаниями, заключается в том, что часть знаний прочно запечатлевшихся в памяти, оказывается и вовсе неприменимой, настолько они бывают далеки от реальной практики. Между тем на их приобретение затрачивают те драгоценные часы, дни и недели которые могли бы пригодиться для получения действительно полезных знаний. Такие лишние знания (избыточную информацию) обычно объясняют тем, что нужно повышать "общую эрудицию" обучаемых, но на деле это объяснение не оправдывается.
Отсюда можно сделать вывод, что: обучение действиям подменено обучением знаниям, а сам процесс приобретения знаний прочно отделен и далеко удален от процесса применения знаний. Таким образом, изрядная часть заблаговременно сообщаемых знаний не доносится до практики и в принципе донесена быть не может.
Следовательно, давать человеку
знания - это еще вовсе не значит
научить его действовать в
соответствии с этими знаниями, реально
руководствоваться ими в
Возникает вопрос: как же сделать так, чтобы все сообщаемые обучаемому знания были полезны для дела, могли быть использованы немедленно в практической деятельности, чтобы он сразу научился применять их на практике? Для ответа на этот вопрос надо вернуться к схеме 1 и по ней проанализировать функцию каждого из элементов означенной структуры учебного процесса: "сообщение знаний", "запоминание знаний" - " конечный результат обучения (багаж знаний)".