Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:47, реферат
С психологическим развитием тесно связано понятие возраста. Р. С. Немов определил возраст как качественно своеобразный
период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями [4, c. 312].
Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст – это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям
Введение 3
1. Категория возраста 4
2. Понятие биологического возраста 6
3. Соотношение темпов психического развития и биологического возраста 9
Заключение 15
Список использованных источников 16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Соотношение темпов психического развития и биологического возраста.
Контрольная работа по < АНТРОПОЛОГИЯ > студента
1-го курса очной (очно-заочной) формы обучения
С психологическим развитием
тесно связано понятие возраста. Р. С. Немов
определил возраст как качественно своеобразный
период физического, психологического
и поведенческого развития, характеризующийся
присущими только ему особенностями [4,
c. 312].
Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст – это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям. Среди них степень соматической и скелетной зрелости, зубной системы, показатели репродуктивной системы, физиологические и биохимические признаки и др. Логично, что чем больше критериев при этом рассматривается, тем более точной становится наша интегральная оценка морфофункционального статуса.
Введение в научный оборот термина «биологический возраст» связано с именами В. Г. Штефко, Д. Г. Рохлина и П. Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики психологического развития и, прежде всего, связан с гетерохронностю роста, созреванием и старением на разных уровнях организации. Ясно, что эта категория – реалия не только биологического порядка, и можно говорить, например, о психологическом возрасте, его критериях и т. п.
По Л. С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику [3, c. 258].
В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический), умственный и психологический.
Паспортный, или хронологический возраст берет начало с момента рождения и измеряется числом прожитых дней, месяцев и лет (в европейской культуре).
Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Умственный возраст приравнивается к коэффициенту интеллекта человека, который высчитывается по результатам стандартизованных тестов. С помощью данного понятия характеризуются интеллектуальные способности человека.
Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.
Психологический возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.
Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести – или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.
Паспортный возраст человека может не совпадать с его умственным и психологическим возрастом.
Возраст – это характеристика онтогенетического развития человека. Б. Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.
Рассмотрим параметры возраста.
Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.
Основания развития включают в себя:
Результаты развития включают в себя:
Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно, если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст [6, c. 103].
Рассмотрим критерии биологического возраста. Одного универсального критерия биологического возраста не существует. Ряд критериев зрелости хорошо «работает» только на ограниченном хронологическом интервале (например, оценка сроков прорезывания зубов или развитие репродуктивной системы). Ряд имеет слишком широкий спектр индивидуальной вариабельности, характеризуется высокой периодичностью и цикличностью (многие соматические, физиологические, биохимические и функциональные показатели). Некоторые преимущества имеет оценка скелетного возраста, ввиду возможности его определения в течение всего онтогенеза, а также на ископаемом материале. Однако и здесь многофакторность процесса развития скелета и черепа затрудняет использование критерия во многих частных случаях.
Система общих требований к показателям биологического возраста сформулирована B. M. Дильманом и развита О. М. Павловским (О. М. Павловский, 1987). Среди этих принципов есть ряд основных [5, c. 23]:
Глупо пытаться оценить биологический возраст у взрослого человека, рассматривая данные по весу, росту, пропорциям тела или развитию жировой ткани – эти признаки подвержены слишком сильной индивидуальной изменчивости, и во взрослом состоянии границы их нормы очень широки. Вместе с тем у ребенка первых лет жизни и в момент пубертатного спурта, то есть, особенно в критические периоды развития, эти же признаки хорошо характеризуют темпы созревания.
Методически трудно определить биологический возраст по изменяющимся показателям, имеющим высокую цикличность. Казалось бы, как здорово оценить рост по показателям секреции его непосредственных регуляторов – гормонов и других биохимических факторов. Но вспомните, что только суточное колебание секреции соматотропина (СТГ) перекрывает все значения кривой роста этого показателя. И все же, как групповая характеристика этот показатель выглядит весьма интересным.
В общем, каждый из методов хорош при применении к «своему» объекту, а из разнообразия признаков следует выбирать наиболее информативные и легко оцениваемые на практике показатели, закономерность возрастной изменчивости которых более или менее объяснима.
Разработка показателей биологического возраста проводится (точнее, должна проводиться) при соблюдении принципа однородности обследуемой группы, то есть [1, c. 72]:
Основные критерии биологического возраста группируются по системам признаков:
Развитием называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие, самопричинное развитие, способ существования личности. Личностное развитие не имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза, онтогенеза и патогенеза.
Л. С. Выготский выделил два типа развития [3, c. 336]:
Рассмотрим как соотносятся понятия «возраст» и «развитие». По мнению Л. С. Выготского, возраст – это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития.
В свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста и старения; в социогенетическом – научения и социализации. Существуют теории конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на психическое развитие человека, определяют его возраст.
Информация о работе Соотношение темпов психического развития и биологического возраста