Соотношение темпов психического развития и биологического возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:47, реферат

Краткое описание

С психологическим развитием тесно связано понятие возраста. Р. С. Немов определил возраст как качественно своеобразный
период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями [4, c. 312].
Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст – это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям

Содержание

Введение 3
1. Категория возраста 4
2. Понятие биологического возраста 6
3. Соотношение темпов психического развития и биологического возраста 9
Заключение 15
Список использованных источников 16

Вложенные файлы: 1 файл

8128_готово ЛЛ.docx

— 40.08 Кб (Скачать файл)

Анализ психического развития можно вести по-другому: в системе категорий источника, движущих сил и уровня развития. Каждая серьезная теория развития человека пытается ответить на эти вопросы. Основными предпосылками успешного развития человека, обозначенными в отечественной науке, являются: полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейро-анатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности, и долгое детство.

Психофизиологические особенности, человека претерпевают определенные изменения в онтогенезе, т.е. существует соотношение темпов психического развития и биологического возраста. Они связаны с анатомо-физиологическими перестройками, происходящими в организме человека и его нервной системе, идущими по определенной генетической программе.

Развитие механизмов деятельности мозга, необходимых для формирования психики, начинается еще до появления ребенка на свет, во время внутриутробного развития.

С развитием мозга формируются механизмы врожденных (безусловных) рефлексов, с которыми ребенок появляется на свет. Определенную роль в формировании зачатков психики в этот период играют различные сигналы, поступающие извне.

Для нормального психического развития ребенка особое значение имеет словесный контакт с ним. При этом важно, чтобы ребенок воспринимал и артикуляцию говорящего.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) психика ребенка делает очередной шаг в своем становлении. Прежде всего, это связано с совершенствованием тормозных механизмов, их стабилизацией. Этот процесс тесно связан со структурно-функциональными перестройками в мозге и изменением характера обмена веществ, который в 5-6 лет устанавливается по типу взрослого. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако их эмоции неустойчивы, носят характер аффектов. Постепенно аффективная сфера снижается, и на передний план выходит словесное мышление с внутренней речью, а вторая сигнальная система – речь – начинает преобладать над первой, построенной на информации от органов чувств. В поведении детей складывается индивидуальная мотивационная система [2, c. 86].

Второе детство (7-11 лет) соответствует младшему школьному возрасту. Начало обучения в школе, как правило, совпадает с характерным для этого возраста психологическим кризисом развития ребенка. У него резко меняется система отношений, что влечет за собой изменение восприятия (себя, своего положения, окружающих ценностей и т. д.). Резко усложняется эмоционально-мотивационная сфера ребенка.

Подростковый возраст (11-12 – 15-16 лет) связан с половым созреванием, определяемым эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ, что интенсифицирует рост, развитие, быстрыми темпами увеличивается длина костей, растет мышечная масса, появляются вторичные половые признаки. Время начала и скорость отмеченных изменений неодинакова у мальчиков и девочек.

Во второй фазе подросткового периода (у девочек 13-15 лет, у мальчиков 15-16 лет) возможны нарушения психического баланса, и у подростков могут проявляться значительная обидчивость, неадекватные реакции на замечания, наблюдаются резкие перепады настроения, проявления негативизма и вспыльчивости.

Юношеский возраст уже мало отличается от зрелого (взрослого), который начинается с 21-22 лет. Главная отличительная черта этого периода – повышенная эмоциональность и как следствие – более низкая психофизиологическая устойчивость по сравнению с более зрелыми людьми.

Несмотря на то, что возрастное развитие до 55-60 лет рассматривается как единый период, психофизиологическая конструкция человека в течение жизни претерпевает определенные изменения, в первую очередь потому, что все большая социализация человека оказывает действие на многие его биологические и психические функции, хотя и достаточно медленно. Кроме того, у индивидуума наблюдаются естественные изменения психофизиологических процессов, и баланс между возбуждением и торможением все больше сдвигается в сторону торможения. Этот процесс по-разному выражен у людей с различными индивидуальными типологическими особенностями и протекает с различной скоростью. Постепенно уменьшается скорость ответной реакции, мыслительных процессов. Людям среднего и старших возрастов, даже имеющим высокую подвижность нервных процессов, сложнее дается переделка устоявшихся стереотипов. Эти процессы компенсируются повышением точности выбора реакции, связанной с накопленным опытом. Возрастные изменения оказывают несомненное влияние на индивидуальные характерологические особенности личности. Во многих случаях индивидуальные типологические параметры перекрывают возрастные, проявляясь к тому же по-разному у мужчин и женщин [2, c. 88].

Проблема соотношения темпов психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией развития и изучением особенностей становления психической (и социальной) зрелости современного человека.

Поиск критериев созревания субстрата психических процессов – ЦНС – основан на изучении возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров.

Развитие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная уже с очень ранних этапов онтогенеза. Типичны: опережение по сравнению с тотальными размерами тела, гетерохрония, четкие возрастные градиенты созревания как всего мозга, так и коры, приуроченность наиболее интенсивного развития цитоархитектоники корковых формаций (в том числе гипоталамуса, лимбической коры) ко времени после рождения.

Признание в качестве критериев определенных стадий зрелости и, следовательно, биологического возраста получили многие показатели: величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, синаптогенез и др.

Проблема взаимоотношений биологического возраста с эмоциональным и умственным развитием достаточно сложна и решается пока неоднозначно. Существуют лишь немногие данные о связи созревания ЦНС и эндокринного аппарата с возрастными изменениями свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента (энергетический уровень, скорость, устойчивость, темп, подвижность реакций и др.).

Обычно при характеристике темперамента в первую очередь подразумеваются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, обнаруживающие определенную устойчивость к воздействиям внешней среды. В настоящее время считается установленным, что темперамент испытывает возрастные изменения, определяющиеся анатомическим и физиологическим созреванием нейроэндокринной системы. Выделение зависящих от времени параметров темперамента является основной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста [7, с. 237].

Что касается умственного развития, то многими исследователями определены небольшие, но постоянные различия в связи с биологическим возрастом, по данным интеллектуальных тестов... Но полученные результаты все же не вполне однозначны: например, в ряде наблюдений не выявилось (в норме) сколько-нибудь выраженной связи между биологическим возрастом и так называемой «школьной зрелостью», под которой понимается стадия созревания ребенка, необходимая для успешного начала обучения в школе. Возможно, это объясняется как сравнительно небольшим уровнем различий (корреляции биологического возраста с «умственными тестами» обычно порядка 0,1-0,4), так и отсутствием вполне корректных и адекватных тестов для определения уровня интеллектуального развития.

Наиболее распространены стандартные психологические тесты типа коэффициента интеллекта (IQ), зависящие от понятий интеллекта, преобладающих в той культуре, для которой они разработаны. Между тем каждая культура или субкультура (национальная, социальная, профессиональная и т. д.) создает условия для развития специфических для нее особенностей и личностных черт. Поэтому такие тесты обычно непригодны для межгрупповых сопоставлений.

В пределах же однородной группы развивающихся индивидов тесты могут помочь установить темп и индивидуальные особенности процесса развития определенных психических функций или качеств. Но и в этом случае уровень психического, в первую очередь умственного развития может быть использован как дополнительный критерий биологического возраста только при учете конкретных условий жизни и воспитания ребенка, и, разумеется, интеллектуальные тесты никак не могут оценить весь интеллектуальный потенциал человека. В большей мере они отражают все же не природные различия, а наличный уровень знаний и умений.

 

Заключение

 

В процессе анализа была исследована категория возраста и дано понятие биологического возраста.

В работе было показано, что соотношение темпов психического развития и биологического возраста связано с анатомо-физиологическими перестройками, происходящими в организме человека и его нервной системе.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) психическое развитие определяется совершенствованием тормозных механизмов, их стабилизацией, словесным мышлением, индивидуальной мотивационной системой.

В возрасте 7-11 лет резко усложняется эмоционально-мотивационная сфера ребенка.

Подростковому возрасту характерны нарушения психического баланса, что проявляется в некоторых негативных чертах.

Юношеский возраст (21-22 лет) отличается повышенной эмоциональностью и как следствие – более низкой психофизиологической устойчивостью.

Возрастное развитие до 55-60 лет характеризуется естественными изменениями психофизиологических процессов, и баланс между возбуждением и торможением все больше сдвигается в сторону торможения.

 

Список использованных источников

 

  1. Богатенков Д. В. Введение в антропологию : задания и упражнения / Д. В. Богатенков, С. В. Дробышевский. – М. : МГППУ, 2004. – 120 с.
  2. Вайнер Э. Н. Валеология : учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. – М. : Флинта, 2001. – 416 с.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
  4. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е  изд. / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  5. Павловский О. М. Биологический возраст человека / О. М. Павловский. – М. : МГУ, 1987. – 454 с.
  6. Психология : конспект лекций / И. В. Макарова. – 2-е изд., доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – 237 с.
  7. Хрисанфова Е. Н. Антропология / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. – 2-е изд. – М. : Изд-во МГУ, 2005. – 400 с.
  8. Хилько М. Е. Возрастная психология : конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Высшее образование, 2010. – 194 с.

Информация о работе Соотношение темпов психического развития и биологического возраста