Соотношения понятий «обучение» и «воспитание»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:48, контрольная работа

Краткое описание

В период становления педагогики как науки, были определен три фундаментальный категории (основные понятия педагогики ): воспитание, обучение, образование.
Воспитание - как всеобщая категория включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием, как общественным явлением, понимают передачу исторического и культурного опыта из поколения к поколению. При этом воспитатель:
1.передает опыт, накопленный человечеством
2. вводит в мир культуры

Вложенные файлы: 1 файл

психология ++++++.docx

— 29.80 Кб (Скачать файл)

Соотношения понятий «обучение» и «воспитание»

В период становления педагогики как науки, были определен три фундаментальный категории (основные понятия педагогики ): воспитание, обучение, образование.

Воспитание - как всеобщая категория включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием, как общественным явлением, понимают передачу исторического и культурного опыта из поколения к поколению. При этом воспитатель:

1.передает опыт, накопленный человечеством

2. вводит в мир культуры

3. стимулирует к самовоспитанию

4.помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

  1. Овладевает опытом че6ловеческих отношений и основам культуры
  2. Работает над собой.
  3. Обучается способам общения и манерам поведения.

в результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношения  к людям и самому себе.

Цели воспитания:

  1. Формирования отношения личности к миру и себе
  2. Воспитание всесторонне развитой личности
  3. Приобщение человека к культуре
  4. Воспитание к гражданской личности
  5. Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Вторая категория «обучения» - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель:

  1. Преподает-целенаправленно передает знания, жизненный опят, способов деятельности, основы культуры и научного знания
  2. Руководит процессом знаний, навыков и умений
  3. Создает условия для развития личности учащихся(памяти, внимания, мышления)

В свою очередь ученик:

  1. Учиться - овладевает предаваемой информацией и выполняет учебные знания с помощью учителя, совместно с одноклассниками  или самостоятельно
  2. Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить
  3. Проявляет инициативу в поисках новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet)? Занимается самообразованием.

Категория обучения является подсистемой образования. Под образованием обычно понимают:

  1. Процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков, умений
  2. Результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической  подготовки
  3. Образование, не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности и накоплении знаний их переработки и совершенствованию.

В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществах, мышлении, способах деятельности,  позволяющих  ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности. Образование вооружает человека системой интелектуальных и практических навыков и умений, позволяющие ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности. В процессе получения образования человек накапливает опят эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность совершенствовать, развивать свою психику и внутренний мир, поддерживать отношения с социальной средой.

Итак, результатом образования является  всестороннее развитие личности, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, человека с высокими и нравственными идеалами.

Вывод: сравнения  понятия «обучение» и «воспитание», мы видим, что воспитание неразрывно связанно с обучением и вместе с тем имеет относительную  самостоятельность и спецефические особенности по задачам, принципам и методам.

Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспетуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. если сравнить основные функции процессов  обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции- образовательную, воспитательную и развивающеюся. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания- в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Обучение идет впереди развития, а развития создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии воспитателей и воспитанников.

Типы взаимодействия между обучением и воспитанием:

  1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношений  между двумя процессами, в котором они как бы сливаются. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
  2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения, или вне обучения, паралельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
  3. Воспитание осуществляется все образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общность, где происходит  и некоторое стихийное обучение  собственно.
  4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, компании и т.д.),сопровождаясь стихийными, а иногда целенаправленным обучение.

В процессе обучения возводиться «здание» (сравнение К.Д. Ушинского) фундаментом которого являются знания, навыки, умения. Они основываются на: мировозрение, кругозоре, эрудиции, качестве ума, навыков самообразования, интересе, активности, работоспособности, профориентации. Венчает все - развитие и воспитание, формирование личности.

Обучение –э то самый  важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение, есть ничто иное как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Полноценное интелектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функции.

Методы  обучения их классификация.

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной  взаимосвязанной деятельности преподавателя  и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним  из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов  деятельности невозможно реализовать  цели и задачи обучения, достичь  усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Методы стимулирования учебной  деятельности в процессе обучения.

Роль мотивации  в обучении.

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Стимулирующая роль всех методов обучения.

Для того чтобы сформулировать такие  мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации  и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые  методы, дедуктивные и индуктивные  методы.

Таким образом, каждый из методов организации  учебной деятельности в то же время  обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о  стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Как отмечалось выше и в работах, группу методов стимулирования и  мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у обучаемых. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения.

Классификация методов  обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.

Классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая не одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.

Прежде чем перейти к характеристике отдельных методов обучения, необходимо отметить, что каждый метод можно  представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании  порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

 

Традиционная классификация методов обучения:

- Практический: опят, упражнения, учебно-производительный труд.

- Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся.

-  Словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия

-  Видео метод: просмотр, обучение, упражнение под контролем «электронного учителя», контроль

-  Работа с книгой: чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составления плана, конспектирование.

 

Классификация методом по назначению:

  1. Приобретение знаний
  2. Формирование умений и навыков
  3. Применений знаний
  4. Творческая деятельность
  5. Закрепление
  6. Проверка знаний, умений и навыков

Классификация методов по типу познавательной деятельности:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Непродуктивный
  3. Проблемное изложение
  4. Частично-поисковый (эвристический)
  5. Исследовательский

 

Формы педагогического процесса:

  1. Фронтальная работа(со всеми учащимися)
  2. Групповая работа (с частью учащихся)
  3. Индивидуальная работа детей и с детьми

Форма организации педагогического  процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления. Методы и средства обучения раскрываются в формах организации учебного процесса, в основных видах учебной деятельности. Учебные занятия производятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. все виды учебной деятельности должны обеспечиваться учебно-методическими материалами, которые могут различаться в зависимости от вида деятельности.

Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладевание знаниями-является лекция. Лекция-форма организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировачной основы для последующего усвоения учащимися учебного материала. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, и конкретно учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционными функциями лекций являются – информационная, систематизирующая и разъясняющая. Преподаватель на лекции сообщает новые знания в систематизированном виде, а так же разъясняет наиболее трудные вопросы учебного курса. Лекции также могут выполнять стимулирующею и развивающую функции. Педагоги выделяют три основные типа лекций, применяемые для передачи теоретического материала: вводная лекция,  информационная лекция и обзорная лекция. В зависимости от предмета и изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.

Формы учебной деятельности учащихся – это формы обучения, которые представляют собой целенаправленную , четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:

- познавательного и воспитательного  общения

- взаимодействие

- отношения обучающего и обучаемых

Результат такого взаимодействия является:

- профессиональное совершенствование  педагогов

- усвоение учениками или студентами  знаний, умений и навыков

- развитие психических процессов  учеников и студентов

Информация о работе Соотношения понятий «обучение» и «воспитание»