Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:48, контрольная работа
В период становления педагогики как науки, были определен три фундаментальный категории (основные понятия педагогики ): воспитание, обучение, образование.
Воспитание - как всеобщая категория включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием, как общественным явлением, понимают передачу исторического и культурного опыта из поколения к поколению. При этом воспитатель:
1.передает опыт, накопленный человечеством
2. вводит в мир культуры
Соотношения понятий «обучение» и «воспитание»
В период становления педагогики как науки, были определен три фундаментальный категории (основные понятия педагогики ): воспитание, обучение, образование.
Воспитание - как всеобщая категория включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием, как общественным явлением, понимают передачу исторического и культурного опыта из поколения к поколению. При этом воспитатель:
1.передает опыт, накопленный человечеством
2. вводит в мир культуры
3. стимулирует к самовоспитанию
4.помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
в результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношения к людям и самому себе.
Цели воспитания:
Вторая категория «обучения» - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель:
В свою очередь ученик:
Категория обучения является подсистемой образования. Под образованием обычно понимают:
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществах, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности. Образование вооружает человека системой интелектуальных и практических навыков и умений, позволяющие ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности. В процессе получения образования человек накапливает опят эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность совершенствовать, развивать свою психику и внутренний мир, поддерживать отношения с социальной средой.
Итак, результатом образования является всестороннее развитие личности, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, человека с высокими и нравственными идеалами.
Вывод: сравнения
понятия «обучение» и «воспитание»,
мы видим, что воспитание неразрывно
связанно с обучением и вместе
с тем имеет относительную
самостоятельность и
Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспетуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции- образовательную, воспитательную и развивающеюся. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания- в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Обучение идет впереди развития, а развития создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии воспитателей и воспитанников.
Типы взаимодействия между обучением и воспитанием:
В процессе обучения возводиться «здание» (сравнение К.Д. Ушинского) фундаментом которого являются знания, навыки, умения. Они основываются на: мировозрение, кругозоре, эрудиции, качестве ума, навыков самообразования, интересе, активности, работоспособности, профориентации. Венчает все - развитие и воспитание, формирование личности.
Обучение –э то самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение, есть ничто иное как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Полноценное интелектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функции.
Методы обучения их классификация.
Метод (буквально путь к чему-то)
означает способ достижения цели, определенным
образом упорядоченную
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
Роль мотивации в обучении.
Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.
Стимулирующая роль всех методов обучения.
Для того чтобы сформулировать такие
мотивы учебной деятельности, используется
весь арсенал методов организации
и осуществления учебной
Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Как отмечалось выше и в работах,
группу методов стимулирования и
мотивации можно условно
Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.
Классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая не одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.
Прежде чем перейти к
Традиционная классификация методов обучения:
- Практический: опят, упражнения, учебно-производительный труд.
- Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся.
- Словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия
- Видео метод: просмотр, обучение, упражнение под контролем «электронного учителя», контроль
- Работа с книгой: чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составления плана, конспектирование.
Классификация методом по назначению:
Классификация методов по типу познавательной деятельности:
Формы педагогического процесса:
Форма организации педагогического процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления. Методы и средства обучения раскрываются в формах организации учебного процесса, в основных видах учебной деятельности. Учебные занятия производятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. все виды учебной деятельности должны обеспечиваться учебно-методическими материалами, которые могут различаться в зависимости от вида деятельности.
Основным видом учебной
Формы учебной деятельности учащихся – это формы обучения, которые представляют собой целенаправленную , четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:
- познавательного и
- взаимодействие
- отношения обучающего и
Результат такого взаимодействия является:
- профессиональное
- усвоение учениками или
- развитие психических
Информация о работе Соотношения понятий «обучение» и «воспитание»