Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 18:14, контрольная работа
Изучением вопросов, связанных с понятием личность, занимается не только психология, но и многие другие науки, такие как философия, педагогика, социология, криминология и др. в самой же психологии практически нет такой области, где бы ни присутствовал «личностный взгляд» на проблему. Ведь понятно, что существует не сами по себе процессы восприятия, памяти, мышления, речи и т.д. и воспринимает, и запоминает, и мыслить личность. Все эти и другие психические процессы включены в личностный контекст.
1. Введение.
2. Социализация личности.
3. Развитие личности.
4. Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание.
1. Введение.
2. Социализация личности.
3. Развитие личности.
4. Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Изучением вопросов, связанных с понятием личность, занимается не только психология, но и многие другие науки, такие как философия, педагогика, социология, криминология и др. в самой же психологии практически нет такой области, где бы ни присутствовал «личностный взгляд» на проблему. Ведь понятно, что существует не сами по себе процессы восприятия, памяти, мышления, речи и т.д. и воспринимает, и запоминает, и мыслить личность. Все эти и другие психические процессы включены в личностный контекст. Неслучайно поэтому выдающийся отечественный психолог В.Н. Мясищев говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности. Только условно можно рассматривать эти процессы в отрыве их носителя – личности. Мы знаем, что в зависимости от установок личности, которые различны у разных людей, человек по – своему воспринимает окружающую действительность, в том числе и других людей. Личностное отношение к той или иной информации влияет на процесс её запоминания человеком. Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо влияет на поведение человека, его взаимодействия и общение с окружающими и т.д.
2. Социализация личности.
С точки зрения психологии
социализация не может, однако, рассматриваться
как простое механическое отражение
личностью непосредственно
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество,
производит и передает
По мнению Ч.Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1) имитацию – копирование детьми поведение взрослых;
2) игровую – детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры – роль как ожидание от неё поведение. В процессе социализации различают её первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальных нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами выступает семья, школа, сверстники либо субкультура и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация – интериоризация, т.е. процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установки. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшим факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через неё, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.
Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Социализация личности
органично включает в себя передачу
социального опыта
И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.
Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная
сложность процесса социализации личности
требует постоянного
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.
И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс социализации хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и нородности и каждого отдельного их представителя.
Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.
Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.
3. Развитие личности.
С мыслью о том, что личностью человека не рождается, а становиться, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точка зрения на то, каким законом подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
В настоящее время складываются определенные теоретические представления, гипотезы и концепции, которые стремятся дать психологическое обоснование процессу развития личности, не отрывая его от процесса развития психики, но и не растворяя его в общем потоке психического развития ребенка. Так предложена социально-психическая концепция развития личности ребенка и подростка.
Чем же обусловлена развитие личности индивида? Детерминантой развития личности является деятельностью – опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (группами) в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которое задает эта референтная группа, и общения, которое в неё складывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе.
В соответствии с концепции персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью (т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значительным для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять свою деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способность быть личностью (т.е. совокупность индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).
Наилучшие возможности реализации указанной потребности создает такая группа, в которой персонализации каждого – условие персонализации всех.
Развитие личности в относительно стабильной группе. В самом общем виде развитие личности представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Мера стабильности этой среды различна. Только условно мы можем принять как постоянную, неизменяющуюся.
Существует возможность построения модели развития личности при вхождении её в стабильную социальную среду. В этом случае развитие личности в ней подчинено психологическим закономерностям, с необходимостью воспроизводящимся почти независимо от специфических характеристик той общности, в которой оно совершается. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.
Первая фаза (адаптация) становления личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», максимально адаптироваться в общности.
Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. Так, например, подросток, попавший в новую для него компанию старших ребят, первоначально стремящимся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы справившись наконец с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. В максимальной степени реализуя в связи с этим потребностью быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизуется все свои внутренние ресурсы для деятельностной транслирует все свои индивидуальности (к примеру, спортивные успехи, особую манеру в танцах, смелость и т.д.), интенсифицирует в этой референтной для него группе поиск лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию.