Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 18:14, контрольная работа
Изучением вопросов, связанных с понятием личность, занимается не только психология, но и многие другие науки, такие как философия, педагогика, социология, криминология и др. в самой же психологии практически нет такой области, где бы ни присутствовал «личностный взгляд» на проблему. Ведь понятно, что существует не сами по себе процессы восприятия, памяти, мышления, речи и т.д. и воспринимает, и запоминает, и мыслить личность. Все эти и другие психические процессы включены в личностный контекст.
1. Введение.
2. Социализация личности.
3. Развитие личности.
4. Заключение.
Список использованной литературы.
Третья фаза, интеграция, детерминируется противоречиям между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностям и значимыми для него отличиями, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импортируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. – с другой.
Став членом производственного коллектива, вчерашние школьники, пройдя адаптацию, на второй фазе становления своей личности стремятся найти пути обозначения своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающие внимательно присматриваются. В результате эти выявившиеся положительные отличия принимаются и поддерживаются – происходит интеграция личности в обществе.
Каждая из перечисленных фаз является временем становления в её важнейших проявлениях и качествах – здесь протекают микроциклы её развития.
Значительные изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходит всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид.
Итак, источником развития
и утверждения личности выступает
противоречие между потребностью индивида
в персонализации и объективной
заинтересованностью
Возрастная периодизация развития личности. Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы развития личности: ранний детский, преддошкольный, возраст (0-3); детсадовский (4-6); младший школьный возраст (6-10); средний школьный возраст (11-15); старший школьный возраст (16-17).
В раннем детском возрасте развития личности осуществляется преимущественно в семье, которая, в зависимости от принятой в ней тактики воспитания, либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив, либо искажает развитие личности ребенка. Последнее происходит в группах низкого уровня развития, где в отношениях между родителями и детьми доминирует конфронтация. В зависимости от характера семейных отношений может, например, изначально складываться личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца.
Фазы развития в раннем детском возрасте фиксируют следующие результаты: первая – адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством общения к социальной жизни при первоначальном неумении выделить своё Я из окружающих явлений; вторая – индивидуализация, противопоставления себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и .т.д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья – интеграция, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых, предъявлять им реалистические запросы и т.д.
Воспитание и развитие ребенка начинается и продолжается в семье, а 3-4 лет протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, где и возникает новая ситуация развития личности. Переходя на этот новый этап развития личности не определяется психологическими закономерностями, а детерминирован извне социальным причинам, которой относиться развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей на производстве и т.д.
Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию – усвоению норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими; индивидуализацию – стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющего его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо шалостях и капризах; интеграцию – гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления обозначать своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принят в нем только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечить ребенку успешный переход на новый этап – в школу.
В младшем школьном возрасте ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, её образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая имеет первоначальную диффузный характер. Руководящий этой группой учитель оказывается, по сравнению с воспитателем детского сада, используя аппарат ежедневно выставляемых отметок, регулирует взаимоотношения ребенка как с его сверстниками, так и со взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношения к нему и его отношения к себе как другому.
Специфическая особенность подросткового периода, по сравнению с предыдущими, состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах (появление учителей – предметников вместо одного учителя в младших классах), при наличии существенной перестройки организма в условиях бурно протекающего полового созревания.
Микроциклы развития личности подростка протекает для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурентных для него по своей значимости.
Процесс развития личности
в различных группах –
Таким образом конструируется многоступенчатая схема периодизации, в которой выделяются эры, эпохи, периоды и фазы развития личности (рис.1)
Весь дошкольный и школьный возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости». Эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в новых группах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права экономически, юридически, политически и нравственно зрелого человека, полноправного члена общества.
Выделение «эры восхождения к социальной зрелости» необходимо и целесообразно. Если представить социальную среду в её глобальных характеристиках как относительно стабильную и помнить о том, что целью воспитания буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается развитие его личности, то весь путь до осуществлений этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. Он предполагает три фазы развития личности.
Протяженные во времени, они выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры, обозначаемые как три эпохи: детство, отрочество, юность. Именно таким образом дитя в конце концов превращается в зрелую самостоятельную личность, дееспособную, готовую к воспроизводству и воспитанию нового человека, к продолжению себя в своих детях.
Для первой макрофазы (эпохи детства) характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй (эпохи отрочества) – индивидуализации над адаптацией (годы перелома, обострений противоречий), для третьей (эпоха юности) – доминирование интеграции над индивидуализацией.
Данная концепция развития личности позволяет объединить подходы социальной и возрастной психологии.
Итак, личность развивается в условиях конкретно – исторического существования человека, а деятельности (трудовой, учебной и др.). Ведущую роль в процессах развития личности играют обучение и воспитание.
Заключение.
Социализация – это процесс посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.
Отметим позицию по вопросу о личном развитии, которую занимает Э. Фромм. представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, - это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личность. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, читал автор, рождаются равными, но разными.
Личность должна развиваться свободно, и свобода её развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.
Список использованной литературы.
1. Немов Р.С.
Психология: Учебник для студентов высшего учебного заведений: 4-е изд. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Реана А.А. Общая психология и психология личности – О – 21 М.: АСТ Москва; СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.
3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.
Психология: Учебник. – М: Высшее образование, 2005.
4. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И.
Общая психология – М: Эксимо, 2007.
5. Лукацкий М.А
Психология: Учебник. – М: Эксимо, 2007.