Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 14:51, контрольная работа
Объектом данной работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества и освобожденные от него. В простонародье – бывшие заключенные. В специальной литературе – лица, освобожденные от наказания.
Предметом данной работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания.
Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий способствующих их социальной адаптации.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Часть 1. Понятие социальной адаптации, ресоциализации и реадаптации……………...….…4
Общее понятие социальной адаптации, ресоциализации и реадаптации………………………4
Виды и уровни адаптации личности……………………………………………………………....6
Этапы социальной адаптации………………………………………………………………………8
Часть 2. Адаптационные проблемы бывших заключённых……………………………………...9
Социальные проблемы адаптации бывших заключённых……………………………………….9
Правовые последствия судимости……………………………………………………………..…11
Контроль над лицами, освобождёнными от наказания………………………………………....13
Заключение………………………………………………………………………………………....15
Список используемой литературы…………………………………………………………….….16
Социальная ресоциализация и реадаптация освобожденных
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Часть 1. Понятие социальной адаптации, ресоциализации и реадаптации……………...….…4
Общее понятие социальной адаптации, ресоциализации и реадаптации………………………4
Виды и уровни адаптации личности…………………………………………………………
Этапы социальной адаптации………………………………………………………
Часть 2. Адаптационные проблемы бывших заключённых……………………………………...9
Социальные проблемы адаптации бывших заключённых……………………………………….9
Правовые последствия судимости………………………………………………………
Контроль над лицами, освобождёнными от наказания………………………………………....13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Перед работниками исправительных учреждений стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности.
Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных – задача посильная только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в соответствующих кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии – теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.
В наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной адаптации освобожденных от наказания встает очень остро. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений.
Объектом данной работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества и освобожденные от него. В простонародье – бывшие заключенные. В специальной литературе – лица, освобожденные от наказания.
Предметом данной работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания.
Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий способствующих их социальной адаптации.
Многие ученые, занимавшиеся исследованием проблем освобожденных от наказания, использовали разную терминологию, обозначая по сути одни и те же проблемы. Такие понятия как: реабилитация, социальная реабилитация, ресоциализация, социализация, социальная адаптация, реадаптация – все они, исходя из этиологии, имеют разное значение, но все ученые вкладывают в них один смысл – помощь лицам освобожденным от наказания в установлении социально полезных связей.
Ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. В данном случае ресоциализация может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей. Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их неосвоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников. В более узком смысле ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация — вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде (1). По П. Бергеру и Т. Лукману, крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Процессы ресоциализации в данном случае напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности. Важнейшим условием успешной ресоциализации является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации (2). Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций. В ней настоящее интерпретируется в последовательном взаимоотношении с прошлым. Ресоциализация же не предполагает согласованности с прошлым, здесь оно перетолковывается, чтобы соответствовать нынешней реальности. Основанием для ресоциализации является настоящее, а для вторичной социализации — прошлое. Н. Смелзер определяет одной из форм ресоциализации психотерапию, под воздействием которой люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания (3). С позиций теории идентичности ресоциализация предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности. Общество, заботясь о выравнивании возможностей индивидов в их социальной адаптации, организует ресоциализационную деятельность различных институтов ресоциализации, обладающих для этого соответствующими кадрами и материальной базой.
Реадаптация - комплекс мероприятий, направленный на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды. Реадаптация, по мнению многих ученых, является этапом реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляции социальной активности больных (трудовая терапия, профессиональное обучение или переобучение), специальная педагогическая работа с психотерапевтической направленностью, проводимая с больными и их родственниками.
Чтобы определить какое же понятие более подходит для определения процесса решения проблем освобожденных от наказания нужно определить сами эти проблемы. Это юридическая проблема, связанная с восстановлением своих прав, в которых человек был ограничен в связи с осуждением, и социально-психологическая проблема связанная с установлением нормальных, связей с социальным окружением со стороны освобожденного и со стороны социального окружения. Кто же является лицом освобожденным от наказания?
В соответствии со ст. 172 УИК РФ основаниями освобождения от отбывания наказания являются:
а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;
б) отмена приговора суда с прекращением дела производством;
в) условно - досрочное освобождение от отбывания наказания;
г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
д) помилование или амнистия;
е) тяжелая болезнь или инвалидность;
ж) иные основания, предусмотренные законом.
Нас же интересуют лица, привлеченные к уголовной ответственности и отбывшие наказание в изоляции от общества.
Понятие реабилитация определяется как – восстановление в правах. По российскому праву реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда или подвергалось административно-правовому взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении (4). То есть реабилитация означает отрицание факта нарушения права, следовательно применяется к лицам, в отношении которых делопроизводство велось по ошибке. А значит реабилитация влечет за собой полное восстановление доброго имени, репутации, а также восстановление реабилитированного во всех его прежних правах.
Конечно же лицо, незаконно осужденное, отбывшее частично или полностью наказание, столкнется с проблемами общими для всех освобожденных, и тоже будет нуждаться в их решении. Человек будет нуждаться в восстановлении ранее существовавших нормальных социально-полезных связей, которые были утрачены в связи с изоляцией от общества. Здесь скорее всего речь будет идти о социальной реабилитации.
Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие…изменения социального статуса, девиантного поведения личности (освободившихся из мест заключения и т. п.) (7). Эти меры осуществляются со стороны различных социальных служб. Для лиц неправомерно подвергнутых наказанию термин социальная реабилитация достаточно применим, но как же быть с лицами законно подвергнутыми наказанию?
Дело в том, что у большинства преступников до осуждения не существовало нормальных социально-полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная с семьи преступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей выросших в таких условиях процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит он не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах. Значит о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. Здесь речь идет о ресоциализации, т. е. о «процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе» (4).
Так или иначе становление социально-полезных связей, восстановление в правах проходит через процесс социальной адаптации. Т. е. человек должен приспособиться к условиям общества.
Термин «адаптация» пришел в гуманитарные науки из естествознания, где понимался как «процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов), их органов к условиям среды». В общественных науках он означает следующее:
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой (7). Этот же источник дает понятие реадаптации как «восстановление адаптационных способностей». Но причем тут способности? Чтобы восстанавливать способности, их нужно сначала утратить, а утратить их можно вследствие сильного психического или физического нарушения функций центральной нервной системы, а это нарушение встречается редко. То есть человек в любом случае адаптируется к условиям существования, но в силу физиологических особенностей у разных людей этот процесс идет по разному. Поэтому следует рассматривать реадаптацию, как адаптацию к новым условиям.
Психологическое понимание адаптации сводится к установлению состояния равновесия субъекта и среды, их взаимного воздействия. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и ее обратным воздействием или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта (9).
В социологии употребляется понятие социальной адаптации, содержание которого не сводится к первоначальному биологическому смыслу приспособления. Социальная адаптация предполагает взаимодействие личности и социальной среды в процессе их общественного функционирования. Процесс социальной адаптации не тождествен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. Человеческое приспособление к условиям существования значительно сложнее биологического. Человек — носитель сознания — обладает способностью не только воспринимать новые для него требования своего социального окружения, но и прогнозировать их эволюцию. Простое приспособление заменяется активным регулированием процесса взаимодействия со средой. Адаптация человека на социальном уровне приобретает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение социальных функций, необходимых для удовлетворения требований окружающей среды, с другой — под его воздействием происходит изменение самой среды (9).
ВИДЫ И УРОВНИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Адаптация личности как способ включения ее в систему норм, социальных и моральных ценностей неразрывно связана с правовой культурой, с пониманием существующих в обществе политических, нравственных, правовых явлений, с усвоением предписаний политических, нравственных и правовых норм в качестве собственных жизненных установок.
Правовая культура достигается путем организации и осуществления правового воспитания, в котором социально-психологическим процессам формирования правовых взглядов, идей, убеждений, чувств, настроений принадлежит важная роль. Правовое воспитание охватывает одновременно правовое образование и обучение, формирование убеждений, привычек правового поведения и социально-правовой активности.
Достижение соответствия потребностей и устремлений личности целям и задачам общества обусловливает прогрессивный характер социальной адаптации. Главная ее особенность заключается в том, что взаимоотношения индивида и общества должны носить характер осознанного и свободного подчинения личности социальным (правовым) нормам и ценностям.
Итак, существует два вида адаптации: социальная и психологическая. Социальная адаптация по сути означает установление нормальных, социально полезных отношений, социальную реабилитацию гражданина. Психологическая — это усвоение субъектом стандартов поведения и ценностных ориентации. Психологическая адаптация неразрывно связана с социальной адаптацией, которая одновременно является и условием, и показателем ее успешности. Поэтому социальную и психологическую адаптацию следует рассматривать в их неразрывном единстве. Однако возможны и такие ситуации, когда указанные два вида адаптации не совмещаются: человека хорошо приняли в бытовом окружении (семья, родственники, знакомые), но не принимают на работу.
Социальная и психологическая адаптация в социологической и философской литературе рассматривается на различных уровнях:
I — общества в целом (в масштабе макросреды);
II — социальной группы (в масштабе микросреды);
III — индивида (внутриличностная адаптация).
Вывод о существовании адаптации личности на уровне общества не получил общего признания среди специалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об адаптации личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для конкретной общности (группы, ближайшего социального окружения), и в то же время не достичь органического единства с макросредой (обществом), не интегрироваться с ней.
В качестве примера
Информация о работе Социальная ресоциализация и реадаптация освобожденных