Социальная ресоциализация и реадаптация освобожденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Объектом данной работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества и освобожденные от него. В простонародье – бывшие заключенные. В специальной литературе – лица, освобожденные от наказания.
Предметом данной работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания.
Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий способствующих их социальной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Часть 1. Понятие социальной адаптации, ресоциализации и реадаптации……………...….…4
Общее понятие социальной адаптации, ресоциализации и реадаптации………………………4
Виды и уровни адаптации личности……………………………………………………………....6
Этапы социальной адаптации………………………………………………………………………8
Часть 2. Адаптационные проблемы бывших заключённых……………………………………...9
Социальные проблемы адаптации бывших заключённых……………………………………….9
Правовые последствия судимости……………………………………………………………..…11
Контроль над лицами, освобождёнными от наказания………………………………………....13
Заключение………………………………………………………………………………………....15
Список используемой литературы…………………………………………………………….….16

Вложенные файлы: 1 файл

Юр.психология.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

На уровне общих рассуждений респонденты мыслят гуманно. Но когда дело касается их лично, взгляды нередко меняются. Стереотипизированное мышление не вникает во всевозможные подробности и «тонкости» (скажем, за что и на сколько осужден человек), оно подавляется одним соображением — был в тюрьме, значит преступник, во всяком случае скрытый злоумышленник. Общественное предубеждение создает у подвергаемых гонениям острое ощущение своей социальной исключительности и отринутости, что, естественно, сближает между собой, заставляет держаться друг друга. Неприязнь, а подчас откровенная враждебность к этим «изгоям» может быть источником разного рода конфликтов, возникновения криминогенной обстановки, провоцирования рецидивной преступности.

Утверждение морально-нравственных ценностей в сознании бывших заключенных — неотъемлемая составная их социальной реадаптации. Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости.

Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентации и стереотипов поведения, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу освобожденных из ИТУ. Анализ данной сферы социальной среды представляется особенно актуальным, ибо речь идет о процессе социальной адаптации, который предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и правового статуса гражданина в полном его объеме. Освобожденные из мест лишения свободы молодые люди проявляют в общем естественное стремление к дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с которыми им интересно проводить время.

Таковы основные проблемы, встающие перед многими освобожденными от отбывания наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы. Ослабление их остроты и по возможности нейтрализация, а также создание нормальных условий для социальной  работы — важнейшая задача государственных органов и общественности, основное направление предупреждения рецидивной преступности.

 

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СУДИМОСТИ

 

Освобождение от отбывания наказания означает отмену всех правоограничений, вытекающих из содержания назначенного наказания. В то же время из текста уголовного закона (ст. 86 УК РФ) следует, что сам факт осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию либо факт осуждения и отбытия им определенного наказания в предусмотренных нормами права случаях порождает особое правовое положение (состояние) осужденного (освобожденного), именуемое судимостью. Юридическое значение судимости заключается в том, что она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного преступления и вида отбытого наказания.

Например, лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, - в течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из фактически отбытого наказания, т.е. с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.

Понятия погашение и снятие судимости не следует путать. Для погашения судимости не требуется ни специального решения суда, ни иного документа, удостоверяющего этот факт. Погашение судимости наступает автоматически по истечении указанных в законе сроков после отбытия наказания либо по истечении испытательного срока при условном осуждении. Наряду с погашением судимости существует положения связанные со снятием судимости. Так ч.5 ст. 86 УК РФ устанавливает, что если осужденный после освобождения от наказания вел себя безупречно, то по  его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения.

Погашение и снятие судимости не следует путать с реабилитацией. Если при погашении и снятии судимости речь идет о лице, которое правильно было привлечено к уголовной ответственности и затем осуждено за совершенное преступление, то реабилитация означает, прежде всего, отрицание факта совершения преступления.

В юридической литературе правоограничения, вытекающие из судимости, обычно подразделяют на две группы: уголовно - правовые и общеправовые.

Уголовно - правовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами уголовного права правоограничения, применяемые в случае совершения лицом, освобожденным от наказания, нового преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Например, наличие судимости при определенных условиях, указанных в законе, может повлечь признание рецидива опасным либо особо опасным. Это в свою очередь влияет на квалификацию преступления, вид и размер наказания, вид исправительного учреждения при осуждении к лишению свободы, ограничивает возможности условно - досрочного освобождения от наказания и т.д.

Общеправовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами не уголовного, а иных федеральных законов правоограничения для лиц, имеющих неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость. Они имеют ярко выраженную предупредительную направленность, из-за чего их иногда называют "криминологическими". Например, согласно ст. 19 Федерального закона "О милиции" от 18 апреля 1991 года не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость; ст. 13 Закона РФ "Об оружии" от 20 мая 1993 года запрещает выдачу разрешений (лицензий) на приобретение охотничьего и иного не боевого предназначения оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления.

К общеправовым последствиям судимости относится также установление административного надзора и контроля, но он устанавливается в отношении только определенного круга освобожденных (см. п. 3.2).

 Социально - правовое значение  ограничений, вытекающих из судимости, не следует преувеличивать. Пунктом 6 ст. 86 УК РФ установлено, что с момента  погашения или снятия судимости лицо, в прошлом судимое, признается несудимым и все правовые последствия, которые были связаны с наличием судимости, ликвидируются. Так, факт совершения лицом в прошлом преступления, судимость за которое погашена или снята, при совершении нового преступления не влияет на квалификацию последнего, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, не учитывается судом при решении вопроса о рецидиве преступлений.

В статье 179 УИК РФ не тоже случайно указано, что лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации. Воспользовавшись приведенными выше примерами, можно сказать, что если лицо, освобожденное от наказания и имеющее судимость, не совершает новых преступлений, не стремится поступить на службу в милицию или приобрести в личную собственность оружие, а также не нарушает правил административного надзора, если в отношении него установлен последний, то фактически его правовой статус не имеет отличий от общегражданского.

 

 

КОНТРОЛЬ НАД ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЁННЫМИ ОТ НАКАЗАНИЯ

 

Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно - правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В специальной литературе такой контроль называется "криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным", "постпенитенциарным" и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного применения некоторых превентивных мер.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно - исполнительного права. Поэтому статья 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Уголовным кодексом РФ (ч. 6 ст. 79) предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно - досрочно, в течение неотбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных - "уполномоченным на то специализированным государственным органом". Точное название последнего, видимо, будет определено нормативными правовыми актами в ближайшее время в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации". Таким органом могут стать уголовно - исполнительные инспекции.

Применяя условно - досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания несовершеннолетних. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение.

На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Такой надзор имеет целью предупреждение преступлений со стороны данных лиц и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.

Административный надзор является принудительной мерой и применяется в отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц:

а) осужденных ранее за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

б) судимых ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания. Надзор за ними устанавливается, если поведение данных лиц свидетельствует об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения: а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденного на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту.

В случае нарушения правил административного надзора поднадзорные могут привлекаться к административной ответственности по ст. 167 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях с взысканием штрафа от 10 до 50% минимального размера месячной оплаты труда.

Согласно ст. 4 упомянутого Положения об административном надзоре его осуществление возлагается на органы внутренних дел. В соответствии с п. 3.3.7 Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 июля 1992 года, участковый инспектор обязан контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них законом ограничений.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как меры предупреждения рецидива преступлений в настоящее время невысока вследствие прежде всего большой загруженности участковых инспекторов милиции, отмены уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора. То есть освобожденные от наказания просто ходят и платят административные штрафы и спокойно нарушают правила административного надзора (ведь штрафы несущественные). В перспективе планируется заменить его иными формами социально - правового контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Условия жизни человека постоянно меняются и он постоянно должен адаптироваться к тем или иным условиям: устройство на новую работу, окончание учебного заведения, свадьба и т. д. – все это происходит в нормальных условиях, вне изоляции от общества. Человеку же, который осужден к изоляции от общества приходится адаптироваться к новым, кардинально отличающимся от жизни на свободе, условиям ИТУ. После освобождения от наказания человеку снова приходится адаптироваться к нормальным, кардинально отличающимся от условий ИТУ, условиям свободы. При этом он сталкивается с проблемами правового и социального характера. Значение первых не так велико по сравнению со значением вторых. Следовательно нужно обратить внимание на решение прежде всего проблем социального характера. Таких как трудоустройство, обеспечение жильем, установление нормальных отношений с семьей, с трудовым коллективом – с микросредой и пр. Начинать социальную адаптацию нужно еще в стенах ИТУ, по примеру Запада. И такая работа ведется созданными центрами социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных от наказания, но такие учреждения есть не во всех городах, а в тех, которых есть их очень мало.

Информация о работе Социальная ресоциализация и реадаптация освобожденных