Социальное положение женщин в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:57, аттестационная работа

Краткое описание

ХХ век вошел в мировую историю не только грандиозными революционными событиями и социальными потрясениями, бессмысленными кровопролитными войнами, неисчислимыми потерями человеческих жизней и материальных ценностей, но и вызвал громадный подъем творческой активности народных масс, в частности, женских. Особое место здесь занимает, безусловно, 1917 год, события февральских и октябрьских дней. Они оказали большое влияние и на применение статуса женщин в семье и обществе. Независимо от национальности, возраста и вероисповедания, они были признаны равноправными гражданами, перед ними открылась широкая дорога к знаниям, сокровищницам отечественной и мировой культуры, участию в производстве и общественной жизни.

Содержание

Введение.......................................................................

I Положение женщины в современном обществе....................................3
1.1. Демографическая ситуация..................................................4
1.2. Сфера труда..............................................................5-6
1.3. Экономическая независимость и (или) безопасность...................... 7-9

II. Правовая поддержка женщин в России........................................10-11
2.1. Конвенция о политических правах женщин...................................12
2.2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин…13-16
2.3. Конвенция о гражданстве замужней женщины.................................17
Заключение...................................................................
Список используемой литературы................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.94 Кб (Скачать файл)

многом повторяющие общемировые, и  одновременно вынужденные адаптироваться к

принципиально новым экономическим  и социальным отношениям, усиливается

ориентация россиянок  на общественное производство.

Антидискриминационные и  правоутвердительные действия в  Росси дали,

безусловно, положительные  результаты, способствуя смягчению  традиционных форм

гендерного неравенства, но укоренившиеся подходы к общественной и

экономической роли женщин изменить куда сложнее. Даже некоторые  привилегии,

разработанные как думалось, во благо женщин, могут создать  на практике

опасность для действительного  неравенства на рыке труда. Так что

дискриминационная практика в отношении женского труда, имеющая  столь

длительную историю, претерпевая  существенные ограничения, приобретает  в новых

условиях иные, гораздо  более замаскированные формы.

На основе вышеизложенного, учитывая опыт зарубежных стран (прежде всего

европейских, можно сделать вывод, что для претворения в жизнь

многочисленных статей нашего законодательства, запрещающих дискриминацию  по

признаку пола в сфере  труда, в наибольшей степени нам  недостает системы

действенного контроля и  надзора за соблюдением законодательных  норм.

Формирование такой системы  способствовало бы росту конкурентоспособности  женщин

в период становления рынка  труда и равенству их возможностей, как к тому

стремится мировое сообщество.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Экономическая независимость  и (или) безопасность

 

     Переменные благосостояния. Повышение экономической роли женщин в

обществе, в семье, в самообеспечении  не спасло их от нарастающих рисков

снижения реальных доходов  и надежности их источников, социальной незащищенности

на рынке труда в  связи с новыми формами занятости; от отсутствия рабочих мест,

соответствующих их образовательной  и профессиональной подготовке, от попадания

в ряды бедноты, в том числе  работающей. Стабильность экономического положения

женской части населения  зависит от множества переменных, связанных как с

ослаблением ее дискриминации  в обществе, личными условиями, так  и с

возможностями трудоустройства, самозанятости, предпринимательства, а также

степенью развитости системы  социальной поддержки.

Растущую угрозу благосостоянию женщин представляют, как показывает анализ

динамики их доходов, и  участившиеся разводы.

Дополнительным препятствием на пути восстановления материального  благополучия

для ставших экономически самостоятельными женщин становится сегрегация рынка

труда, лимитирующая сферы  их занятости, продолжительность и, соответственно,

оплату труда, а также  отсутствие (или длительный перерыв) навыков ведения

собственного дела. При  этом, по трагической иронии, чем  старше дети,

оставшиеся с матерью  после развода, тем больше расходов они требуют, а

перспективы трудоустройства  разведенной женщины с возрастом  становятся более

неутешительными.

Экономическая нестабильность, как правило, характерна для подавляющего

большинства неполных семей  с женщиной во главе, образующихся в  результате

развода, воровства, рождения внебрачных детей. Так, половина американских

семей с женщиной во главе  при отсутствующем супруге относится  по размерам

доходов к нижней квинтили, по сравнению с 12% семей с двумя  супругами. В

таких семьях растет 8,5 миллионов  из 15 миллионов детей до 18 лет,

находящихся за чертой бедности.

     Феминизация бедности. В особо уязвимом положении оказались в 90-е годы

женщины России, которые  всегда были защищены от бедности в  наименьшей степени.

До начала экономических  преобразований в наиболее тяжелом  материальном

положении обычно находились пенсионеры, среди которых женщин почти в два раза

больше; неполные семьи с  детьми, 94% которых возглавляются  женщинами; а также

многодетные семьи в значительной части которых отец проживал отдельно, а

основные заботы по обеспечению  и воспитанию детей ложились на мать.

Сокращение (и полная поэтапная  ликвидация) субсидий и введение платы  за ранее

бесплатные услуги существенно  снизили покупательную способность  указанных

категорий населения; а резкое падение реальных доходов, увеличение отрыва

размеров пенсий и пособий  от прожиточного минимума привели к  активизации

обнищания женщин — как  пожилых и нетрудоспособных, так  и молодых образованных

работающих россиянок.

Хотя одиночное родительство, особенно у женщин, всегда было сопряжено  с

материальными и психологическими трудностями, в «дорыночный» период широко

распространенные льготы, дотации, субсидии, доступность детских  дошкольных

учреждений, спортивно-оздоровительных  лагерей и баз отдыха способствовали

существенному сглаживанию  проблем содержания и воспитания детей с одинокой

матерью. С переходом к  рынку и ослаблением перераспределительных  функций

государства положение неполных семей стало еще более ущемленным.

В условиях стремительной  инфляции, распространяющейся преимущественно  среди

женской части трудоспособного  населения безработицы, эрозии системы

социальной поддержки  априорно высокий риск обнищания  семей, состоящих из

матери и детей, резко  возрос. А весьма щедрые пособия, в  том числе на детей

одиноких матерей, не только сократились в реальном объеме, но и потеряли свое

значение в соотношении  с прожиточным минимумом, не говоря уж о соотношении с

заработной платой. Занятость, в свою очередь, не спасает подавляющее

большинство женщин, имеющих  детей, от обнищания.

В не менее сложных условиях оказались женщины пенсионного  возраста, особенно

те, кто не может продолжать трудовую деятельность и у которых  нет иных, кроме

пенсии, источников существования. Нельзя забывать, что пенсии, полученные

женщинами, так же как  и заработки в среднем меньше, чем у мужчин, а

значительная часть россиянок  пенсионного возраста получает минимальную

пенсию. Ускоряющееся падение  реальной стоимости пенсий, даже средние  размеры

которых не обеспечивают минимальных  стандартов существования, ставит

пенсионеров в неравноправное положение относительно лиц допенсионного

возраста, реальные доходы которых  сокращаются несколько медленнее  и у которых

объективно больше возможностей адаптироваться к новой экономической  ситуации.

Для многих женщин продолжение  работы после выхода на пенсию стало  суровой

необходимостью и основным средством поддержания существования. В результате в

России в первой половине 90-х годов каждая десятая работающая женщина была

пенсионного возраста, что  существенно превышает трудовую активность женщин

этой возрастной группы в  других странах. Россиянки пенсионного  возраста

заняты преимущественно  в госсекторе, либо выполняя высококвалифицированную,

но малооплачиваемую работу врача, учителя, научного сотрудника, преподавателя

вуза, музыкального работника; либо низкоквалифицированную и также

малооплачиваемую работу уборщицы, вахтера, лаборантки и т.п.

     Новые времена — новые возможности С недостающими трудностями

материального самообеспечения  в последние годы столкнулись  и самые юные

представительницы женской  части населения. Именно они составляют 3/4

выпускников школ, профессиональных технических  учебных заведений, вузов,

испытывающих сложности  трудоустройства. Однако у данной категории  женщин

появились определенные надежды  на расширение возможностей экономической

самостоятельности в связи  с развитием различных форм предпринимательства,

самозанятости, включая семейно-домашние мероприятия. Мировой опыт показывает,

что эта сфера деятельности обладает большой притягательной силой  для женщин, не

нашедших своего места  на рынке труда. Уже к 1994 году по данным Госкомстата,

среди предпринимателей, использующих наемный труд было около 19% женщин, среди

совладельцев товариществ  — 39%, кооперативов — 23%. По данным обследований,

наиболее активно  в  среде предпринимательства действуют  россиянки зрелых

возрастов, имеющих высшее (64%) и среднее (35%) образование.

На мой взгляд, в условиях возрастающих рисков на рынке труда, чисто

символических размеров пенсий и пособий, обесценивания сбережений, реальная

поддержка предпринимательской  деятельности женщин в России могла  бы не только

помочь большему числу  россиянок воспользоваться открывшимися возможностями и

повысить свой социально-экономический  статус, но и способствовала бы более

полной реализации знаний и профессионального опыта женщин в масштабах

общества.

    

 

 

 

 

 

 

II. Правовая поддержка  женщин в России

 

2.1. Конвенция о

политических правах женщин

 

Признавая, что каждый человек  имеет право принимать участие  в управлении

своей страной непосредственно  или через посредственно свободно избранных

представителей и право  равного доступа к госслужбе  в своей стране, а также

желая уравнять в соответствии с постановлениями Устава Организации

Объединенных Наций и  Всеобщей Декларации прав человека, положение  мужчин и

женщин и в отношении  обладания и пользования политическими  правами, решив

заключить конвенцию для  этой цели, договорившиеся Стороны  согласились о том,

что женщинам принадлежит  право голосовать на всех выборах  на равных  с

мужчинами условиях без какой-либо дискриминации (ст.1); женщины могут  быть

избираемы на равных с мужчинами  условиях без какой-либо дискриминации, во все

установленные национальным законом учреждения, требующие публичных  выборов

(ст.2); женщинам принадлежит  на равных условиях с мужчинами  без какой-либо

дискриминации, право занимать должности на общественно-государственной  службе

и выполнять все общественно-государственные  функции, установленные

национальным законом (ст.3). настоящая Конвенция была открыта  для подписания

любыми членами ООН, а  также любыми другими государствами, получившими

приглашение от Генеральной  Ассамблеи; подлежит ратификации, и  ратификационные

грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Любой  спор, возникший

между любыми двумя или  несколькими договорившимися государствами  по поводу

толкования или применения настоящей Конвенции, который не разрешен в порядке

передается по требованию любой из Сторон в этом споре, если они не

договорятся о другом порядке  его урегулирования, на решение Международного

Суда.

Несмотря на давность принятия вышеописанной Конвенции, ее статьи применимы и

актуальны в современном  обществе, олицетворяя собой реализацию принципа

равноправия мужчин и стремящихся  к независимости от них женщин.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2.  Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

 

Информация о работе Социальное положение женщин в России