Социальное проектирование как метод формирования конкурентоспособности сельских старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – опробование обучения ребят социальному проектированию, и наблюдение эффекта обучения.
Гипотеза – применение технологии социального проектирования повысит конкурентоспособные качества сельских старшеклассников.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение понятия конкурентоспособности и условий его формирования;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть:
1.1 Понятие конкурентоспособности. Условия формирования конкурентоспособности……………………………………………………………..4
1.2 Понятие «социальное проектирование». Технология социального
проектирования………………………………………………………………………7
1.3 Типы и виды социальных проектов………………………………………...11
1.4 Объект и субъект социального проектирования…………………………...13
1.5 Сущность социального проектирования старшеклассников………………15
2. Практическая часть:
2.1 Описание методики социального проектироания сельских старшеклассников……………………………………………………………………17
2.2 Результаты проведённой методики социального проектирования сельских старшеклассников …………………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая № 2.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

18. Контроль и оценка выполнения плана.

19. Корректировка реализации проекта.

20. Анализ результатов работы по проекту.

21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.

 

 

 

 

 

Типы и виды социальных проектов.

 

 По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с «местными» условиями (например, проекты профилактики ЗОЖ), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования.

  Так же существует общая типология проектов:

     1. Типы проектов, по характеру проектируемых изменений (инновационные   проекты, поддерживающие проекты); 
      2. Типы проектов по направлениям деятельности (образовательные, научно – технические, культурные, здоровье оберегающие, профилактические);  
      3. Типы проектов по особенностям финансирования (инвестиционные, бюджетные, спонсорские, кредитные, благотворительные); 
       4. Типы проектов по их масштабам (микропроекты, малые проекты, мегапроекты); 
        5. Типы проектов по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);  
       6. Престиж-проекты и псевдопроекты как неэффективные способы проектирования (видимость проектирования: например – Потёмкинские деревни).

 

           

 

 

 

 

 

 

Виды социальных  проектов:

 

  1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
  2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации, и представление для широкой аудитории);
  3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
  4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

5.      Проекты, включающие совокупность  поисковых, творческих по своей  сути приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект и субъект социального проектирования.

        Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знания и умения, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.

          Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.

          В проблемном поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

  • объекты, поддающиеся организованному воздействию: элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника как совокупность орудий труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);

  • человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

  • различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

  • разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.)

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность социального проектирования старшеклассников.

 

       Социальное проектирование – это технология социального  воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет старшекласснику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом, которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
  • через которую формируются социальные навыки подростка;
  • через которую подросток активизирует свою социальную активность как «вкус» к социальной деятельности;
  • в которой происходит тесное межличностное общение.

 

Цель социального проектирования:

- привлечение  внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам   местного сообщества;

        - включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

 

 

 

 

        Основные задачи социального проектирования:

-  повышение 

       - совершенствование полезных социальных навыков и умений     (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

-  получение навыков командной работы;

-  активизация социальной  активности подростков.

        Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание методики социального проектирования сельских старшеклассников.

 Исследование  в настоящей курсовой было  пилотажным. Использовался один  метод – метод наблюдения. Базами для исследования были две деревенские школы: 1. МОУСОШ деревни Старый Кармыж, Можгинского района; 2. МОУСОШ деревни Нижние Юри, Малопургинского ройона.

  Работа проходила следующим образом: в деревню Старый Кармыж мы выезжали во время осенних каникул на три дня (именно столько проходило обучение социальному проектированию). Количество ребят было 27 человек. Социальному проектированию ребят обучал представитель Молодёжной Общественной организации Российский союз молодёжи Хлебников Алексей. РСМ практикует подобные программы обучения социальному проектированию ребят, но подобный опыт был впервые.

    Целью метода было апробирование обучения социальному        проектированию в сжатые сроки, и наблюдение эффекта обучения.

    Задачами метода было:

1) обучение социальному  проектированию старшеклассников;

2) обучение различным  способам поиска информации;

       3) получение навыков командной работы;

       4) написание  и защита проектов.

            Ожидаемые результаты:

       1) присвоение знания и навыка социального проектирования;

2) освоение и  проба различных способов поисков  информации;

3) освоение навыков  командной работы;

4) написание и  защита проектов.

 

 

         

 

 

        В первый день проводилось знакомство ребят с понятием социального проектирования, с его составляющими; объяснялось «а зачем всё это надо?»; объяснялось, как писать проект: способы поиска информации, ресурсов и способы получения социологических данных. В течение дня Алексей поделил их на пять групп по 4 и 5 человек, и методом мозгового штурма в микрогруппах предложил подумать над существующими противоречиями в их социальном окружении.

           Далее было опробование правильного формулирования проблемы и объединение предложений проблем по группам. В итоге было сформулировано пять актуальных для ребят проблем и создано пять проектных групп. Домашним заданием для каждой проектной группы было продумать способы поиска информации по своей проблеме

            Второй день был насыщенным: шло обучение аспектам поиска информации, проводились социологические опросы, продумывание цели, задач проекта, плана проекта, сметы проекта и само написание проекта.

            На третий день ребята защищали свои проекты, предварительно подготовив наглядные схемы, рисунки, диаграммы.

            В деревне Нижние Юрии работа шла точно по такому же плану: три дня , та же цель, те же задачи. Отличие было лишь в количестве ребят 36, и в Нижние Юри приехали несколько ребят из Старого Кармыжа.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты проведённой методики социального проектирования сельских старшеклассников .

 

          Результатами метода выступили 4 проекта в деревне Старый Кармыж, и пять проектов в деревне Нижние Юрии. В результате защит проектов два проекта были профинансированы. Названия и задачи проектов указаны в приложении (профинансированные проекты подчёркнуты).

          В обеих школах технология разработки социальных проектов выглядела следующим образом:

  1. Актуальность (осознание, описание и формулировка проблемы);
  2. Формирование чёткой цели проекта;
  3. Написание плана проекта(что?, когда?, кто?, что понадобится – смета.)
  4. Защита проектов.

          Кроме данной технологии были  ребятами применены методы: социологического опроса по волнующим их проблемам, различные методы поиска информации, методы планирования работы, проектные методы.

          Мои наблюдения выявили положительное  влияние на ребят данного метода  социального проектирования: ребята вели себя активно, был виден живой интерес к опробуемой деятельности, работа в команде, где у всех участников были свои обязанности.

          Диагностического метода применено  не было, так как данный метод  социального проектирования был  применён как пробный эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

         В ходе исследования гипотеза  лишь частично получила своё  подтверждение. В исследовании не  было диагностического этапа, что  затрудняет определение полученного  результата. Так как применение  технологии социального проектирования как метода повышения конкурентоспособности было лишь пробное и экспериментальное, то метод наблюдения был достаточным в данном исследовании.

         В дальнейшем планируется разработать  чёткий метод диагностики конкурентоспособности, и исследовать условия формирования конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

«Социальные проекты» ребят из деревни Старый Кармыж: (проблемы)

 

  1. « Трещина в стене школы опасна для жизни»

Задачи проекта:

А) опрос школьников и учителей об их отношении к трещине;

Б) провести классные часы по технике безопасности в школе;

В) привлечь внимание администрации школы к данной проблеме;

Г) найти средства и людей для ремонта трещины.

    2. «Нет условий для проведения хороших занятий по физ. культуре»

          Задачи проекта:

          А) провести опрос среди школьников;

          Б) найти информацию о стандартах  для по оснащению школьных            спортзалов;

          В) подготовить смету расходов  на инвентарь;

          Г) покупка и установка инвентаря;

          Д) пропаганда бережного отношения  к спорт инвентарю и ЗОЖ.

    3. «Школьная загруженность не оставляет личного времени»

           Задачи  проекта:

     

     А) найти информацию о биологическом  распорядке дня школьника;

     Б) провести соц. опрос об актуальности этой проблемы среди школьников;

     В) научиться составлять личный  распорядок дня и обучить этому  школьников.

4. «Перед занятиями по физической культуре нам негде переодеться»

     Задачи проекта:

     А) провести соц. опрос об актуальности данной проблемы;

Информация о работе Социальное проектирование как метод формирования конкурентоспособности сельских старшеклассников