Неформальные
группы – это объединение людей,
возникающее на основе внутренних,
присущих индивидам потребностей в
общении, принадлежности, понимании, симпатии
и любви. Примерами таких групп
являются любящие друг друга пары,
дружеские и приятельские пары, это
неформальные объединения людей, связанные
общими интересами и увлечениями.
Так
же существует деление по времени
– это временные и стабильные.
Временные группы – это группы
в рамках которых объединение
индивидов ограниченно во времени,
это могут быть участники групповой
дискуссии или же соседи по купе
в поезде. Стабильные группы – это
группы относительно постоянные, существование
которых определяется их предназначением
и долговременными целями функционирования,
это может быть семья или учебные группы.
В зависимости от степени произвольности
решения индивидом вопроса о вхождении
в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности
и уходе из нее группы делятся на открытые
и закрытые.
В
индивидуально и психологическом
смысле группы , как формальные, так
и неформальные, образуются в процессе
реализации человека потребностей в общении,
но в рамках неформальных групп общение
является ведущей сферой активности, и
в этом смысле центральным феноменом психологии
малых групп является психологическая
общность.
В
психологической общности группы основными
критериями представляeт явление сходства,
общности людей, входящих в малую группу.
Если существует осознание наличия свохдства
и различий членов группы от других групп,
то это выступает основой индефикации
людей со своей группой, то есть человек
осознает свою принадлежность к данной
группе. Очень позитивное направление
групповой индификации – это внутригрупповая
приверженность – это тенденция к более
позитивному отношению людей к своей группе
и более позитивная оценка её членов.
Референтность
малой группы – это значимость
групповых норм, ценностей и оценок
для людей. Это понятие было введено
Г.Хайменом. в его экспериментах
было показано, что часть некоторых
малых групп разделяют нормы
поведения, которое приняты в
другой группе, например в той на
которую они ориентируются. У
референтной малой группы 2 основные
функции: сравнительная и нормативная.
В
качественной характеристике малой
групп в социально – психологическом
исследовании основным параметром является
композиция и структура группы. Композиция
малой группы – это совокупность
индивидуальных особенностей членов
данной группы, значимых её характеристик
как целого. Чаще всего выделяются соотношения
группы по таким критериям как возраст,
образование, пол и социальное положение.
Все перечисленные выше признаки очень
важны с точки зрения социально – психологических
особенностей малой группы.
2
Развитие малой группы.
Что
бы исследовать малые группы нужно
иметь в качестве своей предпосылку
характеристик некоторой статистики
группы, а именно: определение границ
этой группы, состава и композиции.
Но это лишь одна сторона медали,
вторая не менее важная задача состоит
в том, что нужно показать как развивается
эта группа, через что она приходит, какие
этапы её развития ей нужно преодалеть,
как модифицируется на различных этапах
своего развития и какие групповые процессы
происходят.
Одним
из важнейших процессов является
процесс образования малой группы.
Далее можно поговорить о процессах
групповой сплоченности, понятия лидерства
в малых группах и групповом решении, ну
и в качестве итога развития малой группы
одну из специфической стадии, как коллектив.
Этапы
развития малой группы.
В
концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное
развитие группы характеризуется «как
последовательная смена стадий, различающихся
степенью психологической интегрированности
в деловой и эмоциональной сферах.»
Развитие
группы происходит в континууме, в
котором высшей точкой является коллектив,
а низшей точкой является группа – конгломерат.
Коллектив – это реальная контактная
группа, которая отличается интегративным
единством направленности, организованности,
подготовленности и психологической коммуникативности.
Группа – конгломерат – это только что
сформированная группа людей, у которой
отсутствуют параметры коллектива.
Cуществует
несколько этапов развития группы как
коллектива: номинальная группа, группа
– ассоциация, группа – кооперация, группа
автономия и группа – корпорация. А теперь
коротко об этих группах:
- Номинальная
группа – группа которая характеризуется
внешним, формальным объединением индивидов
вокруг поставленных социальных задач.
- Группа –
ассоциация – это группа отличается начальной
межличностной интеграцией в сфере эмоциональных
отношений.
- Группа –
кооперация – это группа характеризуется
преобладанием интегративных тенденций
в сфере деловых отношений.
- Группа –
автономия – это группа обладающая высоким
внутренним единством, как в сфере деловых
отношений, так и в сфере эмоциональных
отношений.
- Группа –
корпорация – формирование этой группы
зависит от изоляции группы и сосредоточения
активности её членов на узкогрупповых
целях.
2.1Групповая
сплочённость.
Одна из проблем формирования малых групп
– это групповая сплочённость. В данном
случае исследуется особый тип связей
в малой группе, которые позволяют внешнее
заданное «строение» превратить в психологическую
общность людей, в сложный психологический
организм, живущий своей жизнью и по своим
законам.
Групповая
сплочённость имеет большую историю
исследований, её проблема опирается
главным образом на понимание
группы, так как прежде всего это
система межличностных отношений, которые
имеют эмоциональную основу. Первые исследования
начались в западной социальной психологии.
В 1950 года Л.Фестингер изучал групповую
сплочённость , как результат влияния
всех сил, которые удерживали индивида
в группе. В качестве сил удерживающих
человека в группе, он рассматривал эмоциональную
окраску и привлекательность группы, что
бы группа была полезна для индивида, что
бы индивид был удовлетворён, что он член
этой группы.
Как
было сказано выше, в основах эмперического
исследования малых групп использовалась
эмоциональная оценка группы. Иной же
подход сложился у социометрического
направления, который был предложен Д.Морено.
В этом направлении уровень группой сплоченности
связывается с уровнем взаимной эмоциональной
привлекательности членов группы. Социометрия
предложила специальный метод «индекс
групповой сплочённости» , в котором вычисляется
доля взаимных положительных выборов.
Но нужно отметить, что «индекс групповой
сплочённости» - это только формальная
характеристика малой группы.
Помимо
этих 2 – х подходов, был предложен
другой проект исследования групповой
сплочённости , он был связан с
работами Т.Ньюкома, который ввел понятие
«согласия» и при помощи этого
понятия пытался истолковать
групповую сплочённость. Он выдвинул
свою новую мысль, по сравнению с
Мореном и Фестингером, а конкретнее,
что членам группы необходимо возникновение
сходных ориентацией для отношения
каких – либо значимых ценностей
для них. Но очевидная плодотворность
этой идеи, была обесценена, так как дальнейшее
её развитие попало под жесткую схему
теорий поля.
Логично
представить себе новые подходы изучающие
групповую сплочённость, которые опираются
на принятые принципы понимания группы,
а главное, что объединение групп является
совместной деятельность её членов. В
этом случае формирование и развитие группы
показывается, как процесс сплачивания
этой группы, но не на основе эмоциональной
окраски и привлекательности этой группы,
а на совместной деятельности индивидов
этой группы. В этом процессе выявляются
другие основания сплочённости. Что бы
лучше их понять, нужно заметить, что процесс
именно сплочённости группы, а не совместимости
людей в этой группе. Хотя совместимость
и сплоченность тесно связаны, каждое
из этих понятий обозначает разный аспект
характеристики группы. Совместимость
членов группы означает, что данный состав
группы возможен для обеспечения выполнения
группой ее функций, что члены группы могут
взаимодействовать. Сплоченность группы
означает, что данный состав группы не
просто возможен, но что он интегрирован
наилучшим образом, что в нем достигнута
особая степень развития отношений, а
именно такая степень, при которой все
члены группы в наибольшей мере разделяют
цели групповой деятельности и те ценности,
которые связаны с этой деятельностью.
Это отличие сплоченности от совместимости
подвело нас к пониманию существа сплоченности
в рамках принципа деятельности.
2.2Лидерство
При характеристике
динамических процессов в малых группах,
естественно, возникает дилемма о том,
как группа организуется, кто берет
на себя функции ее организации, какой
психологический рисунок деятельности
по управлению группой? Проблема лидерства
и руководства является одной из кардинальных
проблем социальной психологии, ибо оба
эти процесса не просто относятся к проблеме
интеграции групповой деятельности, а
психологически описывают субъекта этой
интеграции. Когда проблема обозначается
как \"проблема лидерства\", то этим
лишь отдается дань социально-психологической
традиции, связанной с исследованием данного
феномена. В современных условиях проблема
должна быть поставлена значительно шире,
как проблема руководства группой. Поэтому
крайне важно сделать прежде всего терминологические
уточнения и развести понятия \"лидер\"
и \"руководитель\". В русском языке
для обозначения этих двух различных явлений
существуют два специальных термина (так
же, впрочем, как и в немецком, но не в английском
языке, где \"лидер\" употребляется
в обоих случаях) и определены различия
в содержании этих понятий. При этом не рассматривается
употребление понятия \"лидер\" в
политической терминологии. Б.Д.Парыгин
называет следующие различия лидера и
руководителя:
1) Лидер в основном
призван осуществлять регуляцию межличностных
отношений в группе, в то время как руководитель
осуществляет регуляцию официальных отношений
группы как некоторой социальной организации;
2) Лидерство можно констатировать в условиях
микросреды (каковой и является малая
группа), руководство – элемент макросреды,
т.е. оно связано со всей системой общественных
отношений;
3) Лидерство возникает стихийно, руководитель
всякой реальной социальной группы либо
назначается, либо избирается, но так или
иначе этот процесс не является стихийным,
а, напротив, целенаправленным, осуществляемым
под контролем различных элементов социальной
структуры;
4) Явление лидерства менее стабильно,
выдвижение лидера в большой степени зависит
от настроения группы, в то время как руководство
– явление более стабильное;
5) Руководство подчиненными в отличие
от лидерства обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых в
руках лидера нет;
6) Процесс принятия решения руководителем
(и вообще в системе руководства) значительно
более сложен и опосредован множеством
различных обстоятельств и соображений,
не обязательно коренящихся в данной группе,
в то время как лидер принимает более непосредственные
решения, касающиеся групповой деятельности;
7) Сфера деятельности лидера – в основном
малая группа, где он и является лидером,
сфера действия руководителя шире, поскольку
он представляет малую группу в более
широкой социальной системе 1.
Эти различия называют и другие авторы.
Очевидно, что
лидер и руководитель имеют дело
с однопорядковым типом проблем,
то есть они призваны создавать стимул
в группе, нацеливать на решения
новых задач, заботиться о средствах,
благодаря которым решаются эти
задачи. По происхождению понятия
лидера и руководителя различаются,
но в их деятельности есть общие
черты, благодаря чему их рассматривают
как идентичную деятельность. Лидерство
это чисто психологическая характеристика
поведения некоторых членов группы,
а руководство это более социальная
характеристика. В отличие от лидерства,
руководство выступает как регламентированный
обществом правовой процесс2.
Лидером является
член группы, который выдвигается
членами группы для организации
группы при решении определённой
задачи. Основные функции лидера: организация
совместной жизнедеятельности в различных
ее сферах, выработка и поддержание групповых
норм, внешнее представительство группы
во взаимоотношениях с другими группами,
принятие ответственности за результаты
групповой деятельности, установление
и поддержание благоприятных социально-психологических
отношений в группе.
Восприятия
лидера группой – это действительные
возможности лидера. Влияние лидера
на группу не является постоянной величиной,
смотря какая ситуация возникнет в группе,
при одних обстоятельствах возможности
лидера возрастают, при других убывают.
Выходит, что лидерство – это абсолютно
специфическое направление, и его нельзя
описать ни какими другими понятиями,
нельзя назвать лидера авторитетом, так
как авторитет не выполняет функции лидера,
он может выступать как идеал или кумир,
и не брать на себя решения задач.
Теории происхождения
лидерства.
Что бы как то
объяснить происхождение лидерства,
мы рассмотрим три основных теории лидерства.
Первая теория
называется «Теория черт», так же
она имеет название «харизматическая
теория». Она берет начало в конце
19 –, начале 20-г века, и обращает особое
внимание на врожденных качества лидера.
Согласно этой теории, лидером может быть
только тот человек, который обладает
определённым набором психологических
черт. Многие пытались выяснить эти черты.
В том числе и социальные психологи, не
лишним будет заметить, что они это делали
наиболее тщательно, так как это нужно
было для составления различных методик
и тестов, что бы в дальнейшем благодаря
им отбирать возможных лидеров. Но, как
оказалось , это была не решаемая задача,
потому что не одна из черт не занимала
прочного места в перечислениях. В итоге
от этой теории пришлось отказаться, так
как эти черты в большинстве случаев
принадлежали исследователи, нежели лидеру
группы. Разочарование не имело границ,
поэтому в противовес этой теории была
выдвинута «теория лидера без черт», но
она не давала ни каких ответов на вопросы:
откуда берутся лидеры и откуда происходил
феномен лидерства?