Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Проблема психологического обеспечения социальной адаптации во-еннослужащих ФПС к воинской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на современном этапе. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социаль-но-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву и непосредственно в пограничных войсках. Можно отметить, что сама среда, условия и специфика пограничной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в вооруженных силах из-за некоторой экономической и социальной нестабильности государства.

Содержание

Введение.
1 глава: Сущность, содержание социальной адаптации лично-сти и ее особенности в условиях военного социума.
1.1. Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.
1.2. Особенности социальной адаптации военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках.
2 глава: Некоторые аспекты социальной адаптации воен-нослужащих, и организация воспитательной работы команди-ров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у личного состава.
2.1. Особенности социальной адаптации молодых солдат на учебном центре.
2.2. Организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные искривления в воспитании ведут к разнообразным отклонениям от социально приемлемых норм поведения, которые в дальнейшем у военнослужащих могут вызвать различные виды девиантного поведения, которые будут мешать процессу социальной адаптации. Однако социальную адаптацию молодого воина затрудняют и биологические причины. К ним можно отнести как генетические факторы (неблагоприятная наследственность), так перенесенные поражения центральной нервной системы (травмы черепа, нейроинфекции, интоксикации). Кроме того, адаптационные ресурсы у людей различны. В случае их превышения у человека могут формироваться так называемые доболезненные состояния, предшествующие развитию болезни или предрасполагающие к ней.

Процесс социальной адаптации протекает дольше и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц с выраженными формами «госпитализма» - это частые и длительные стационарные лечения по поводу болезней внутренних органов, инфекций. У них формируется стереотип «больного», хотя они уже давно ни чем не болеют. Такие военнослужащие в трудную минуту сразу «уходят в болезнь». Им сложно адаптироваться среди здоровых, в условиях стационара они чувствуют себя уютнее.

Оценивая вышеизложенное, можно утверждать: неодинаковость и индивидуальность протекания процесса социальной адаптации закономерна. Следовательно, в тех случаях, когда военнослужащий проявляет неприятие позиций коллектива, других людей, неподготовленность к установлению взаимоотношений, выражает отсутствие или слабую развитость навыков общения, то можно ожидать определенные трудности, затянутость процесса адаптации и даже полное его свертывание.

Социальная адаптация военнослужащих ФПС имеет три основных этапа протекания:

  • подготовительный этап социальной адаптации включает подготовку личного состава к выполнению военно-профессиональных задач в учебных центрах, учебных отрядах, высших военно-учебных заведениях, курсах переподготовки и т.д.;
  • основной или непосредственный этап социальной адаптации военнослужащего протекает после завершения обучения, с момента прибытия его в часть, соединение (подразделение), к месту дальнейшего прохождения службы, и до того периода, когда пограничник приступает к выполнению возложенных на него обязанностей в полном объеме;
  • заключительный этап социальной адаптации наступает с приобретением твердых навыков и умений в выполнении учебных, служебно-боевых задач, несения службы, участия в общественной деятельности и жизни. Завершается данный этап с увольнением военнослужащего в запас.

Разумеется, представленные этапы социальной адаптации дают возможность оценить лишь общую картину данного явления, и наметить первоочередные подходы к тактике решения социальных проблем конкретного военнослужащего. Каким образом могут проявляться грани и нюансы социальной адаптации пограничника? Безусловно, их качественный и количественный параметры зависят от многих обстоятельств:

  • опыта прохождения военной службы;
  • воинской специальности;
  • режима выполнения служебно-боевых задач;
  • материально-бытовых условий;
  • культурно-досуговых возможностей части, соединения и др.

Исходя из опыта работы с личным составом органов и войск ФПС России, представляется, что к элементам социальной адаптации можно отнести следующие:

  • приобретение военнослужащими нового социального статуса;
  • повышение в должности;
  • накопление более значимого опыта в службе;
  • перевод к другому месту службы;
  • вступление в период подготовки к увольнению в запас.

Для понимания особенностей социальной адаптации любому руководителю необходимо знать основные показатели этого процесса у подчиненных. Кроме того, не нужно забывать, что они могут носить как позитивный, так и негативный характер. В качестве таких показателей могут выступать:

  • содержание оценки новым членом коллектива отношения к нему сослуживцев и командира;
  • оценка военнослужащим личностных и профессиональных качеств офицеров, сержантов;
  • степень сформированности и активности коммуникативных навыков;
  • степень внутренней готовности к принятию стиля взаимоотношений между военнослужащими;
  • самооценка своих возможностей и своего опыта.

Важно подчеркнуть, что каждый из этапов социальной адаптации может содержать чрезвычайно сложные моменты, кризисные точки, послужить условием для возникновения отклонений в поведении, и даже привести к суициду.

В настоящее время недостаточно обладать традиционными представлениями о сущности общественных явлений, возникающих в воинской среде. Четко обозначилась важность совершенствования процесса социальной адаптации военнослужащих. Глубокое понимание механизмов данного процесса и «болевых» точек этого явления призвано обеспечить здоровое его протекание, упредить разрушительное воздействие на личность в различных обстоятельствах жизнедеятельности. Разрушить порочный стереотип поведения или предупредить психическое расстройство военнослужащего можно только при правильном индивидуальном подходе и кропотливой работе с каждым подчиненным. Следует помнить, что затрудненная адаптация необязательно ведет к неблагоприятному прохождению дальнейшей службы. При правильном проведении психопрофилактической работы в тесном контакте командира с работниками медицинской службы военнослужащие, имеющие трудности в период социальной адаптации, впоследствии могут успешно выполнять служебные обязанности.

Таким образом, решая вопросы социального развития личного состава ФПС России, можно сделать следующие выводы:

 1. Процесс адаптации личности к военной службе по призыву – сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение личности и ее эффективное взаимодействие с непривычной средой существования, имеющей по своей природе психогенный характер.

2. Развитие процесса адаптации неоднозначно по своему конечному результату и значению с точки зрения успешности его завершения.

3. Успешность адаптации военнослужащих к непривычным, измененным условиям жизнедеятельности во многом детерминировано их адаптационными способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 глава: Некоторые аспекты  социальной адаптации молодых  солдат на учебном центре и организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у личного состава.

 

2.1. Особенности социальной адаптации молодых солдат на учебном центре.

 

Первоначальный период службы – это особый психологический переломный этап в жизни молодого человека. В это время резко меняются условия жизни, характер деятельности, непосредственное окружение, система взаимоотношений, правовое положение молодых людей. Перемена обстановки у большинства не проходит бесследно. Изменение образа жизни, привычной обстановки связано с ломкой выработанных годами устойчивых связей.

Для молодого солдата на учебном пункте в войсковой части будет начинаться, и проходить первоначальный период его службы, а, следовательно, начнется очень трудный процесс социальной адаптации, о котором мы и начнем свой разговор.

Чтобы получить более полную картину о тех особенностях социальной адаптации, протекающих в момент пребывания молодого солдата на учебном центре, обратимся к некоторым результатам проведенных исследований, в частности, будут использованы результаты исследований, проводимые в 1998 году членами научного кружка по социологии при Голицынском военном институте ФПС России. Исследования были проведены курсантами в период войсковой стажировки по изучению различных аспектов социальной адаптации пограничников, проходящих воинскую службу в войсках ФПС по призыву, но, кроме того, будут также использоваться результаты исследований других специалистов в этой сфере.

Проблема социальной адаптации призывников к военной службе занимает важное место в воспитательной работе с молодыми воинами. В этой работе мы коснемся лишь одной грани этого большого и трудного процесса, а именно – поговорим, как учитывать особенности социальной адаптации молодых солдат на начальном этапе военной службы – учебном центре.

Давайте рассмотрим с вами какова же личностная характеристика призывников на современном этапе?

Призываемые на действительную военную службу юноши относятся к переходному от юности к возмужанию возрасту. Призывной возраст – это период активного вступления юношей в жизнь, пора гражданского и нравственного становления. Как правило, это возраст 18 – 20 лет, в котором молодые люди особенно восприимчивы ко всему их окружающему, стремятся разобраться в жизненных принципах, моральных ценностях и своих нравственных идеалах. В этом возрасте они не всегда правильно отличают действительно полезное и нужное от негативного, выступающего порой в яркой и привлекательной форме. В общественно значимых взглядах, суждениях и поступках нередко проявляется недостаточная общественно-политическая зрелость. Им трудно самостоятельно разобраться в сложных процессах общественной жизни, правильно определить свое отношение к ней. Их взгляды не всегда цельны и систематизированы. Молодых людей характеризует завышенность собственных притязаний, известная нетерпимость ко всему, что не соответствует их интересам и идеалам. Они весьма чувствительны ко всему происходящему вокруг них, обостренно реагируют на изменения в окружающей жизни, стремятся активно приспособиться к ним. Переход общества к рыночным отношениям отображается на психологии молодежи и их духовном облике. Психологические процессы в эту пору жизни сложны и нередко противоречивы, поведение не всегда последовательно. Познавательные процессы хорошо развиты, умственную деятельность активизируют эмоциональные переживания. Непосредственность чувств молодого человека приводит его нередко к повышенной возбужденности, поспешным умозаключениям, недостаточной управляемости своими мыслями и поведением.

Проведенные исследования показали, что в последнее время ясно обозначилась тенденция снижения уровня образованности призывного состава. По данным военкоматов значительная часть призывников нигде не училась. Так, если, по статистическим данным, в 1992 году из числа военнослужащих по призыву имели среднее и высшее образование 92 % солдат и сержантов, то среди опрошенных таковых было только 70 %. Это при том, что для прохождения службы в ФПС осуществлялся и осуществляется в настоящее время более качественный отбор призывников по сравнению со многими другими силовыми ведомствами.

Вместе с тем значительно повысилось количество призывников, познавшие в раннем возрасте законы коммерческой деятельности, криминального мира, привыкшие иметь дело с большими деньгами, соответственно этому строят свои взаимоотношения с людьми. Если последних среди солдат в 1993 году было чуть больше 30 %, то теперь их количество составило уже 83 %. Причем каждый из 46 % работающих ранее получал за свой труд ежемесячно сумму, превышающую 10 минимальных окладов (свыше 1000 рублей), 40 % - от 200 до 800 рублей и около 14 % опрошенных – не более 200 рублей. Эти данные уже сами по себе свидетельствуют о возможном внутреннем противоречии, настроении солдат, которых коснемся чуть позже.

Качественные изменения, произошедшие в социальном составе населения, в полной мере затронули молодежную среду. Для многих призывников такие общезначимые ценности, как служба в армии, пограничных войсках, воспринимаются бесполезной тратой времени. Значительная часть их до призыва в пограничные войска воспитывалась в неполной семье, либо у бабушек, дедушек, в интернатах и детских домах. Интересным образом выстраивается шкала жизненных ценностей, предложенная опрошенным для ранжирования (каждый должен был выбрать по значимости не более четырех пунктов из двенадцати предложенных или мог добавить еще что-нибудь). Наглядное соотношение полученных результатов с данными начала 90-х и началом нового тысячелетия свидетельствует о значительном росте у молодежи ценностей, направленных на удовлетворение личных потребностей: комфортности, материального благополучия и т.п.

Необходимым условием достижения этих целей все в большей мере в последнее время становится фактор профессионализма, образованности человека. Этим, вероятно, и объясняется высокое место, отведенное уровню образования. Наряду с указанными пристального внимания и осмысления требует положение общественно значимых ценностей, как коллективизм, мир на Земле и другие.

По сравнению с началом и серединой 90-х годов значительно выросло количество подростков, которые с желанием идут служить в армию. По результатам анкетирования прошлых лет, проведенного в комиссариатах города Новосибирска, среди призывников не хотели служить более 60 %. И такое положение было характерным. Полученные данные свидетельствуют, скорее всего, о медленном возвращении доверия со стороны граждан к вооруженным силам и повышении значимости последних для молодежи. Хотя, можно предположить, что ценностная значимость воинской службы связана, скорее всего, не с пониманием необходимости выполнения общественного долга и не с ростом популярности профессии военного (с воинской службой хотели бы связать свою жизнь только 13 % опрошенных), а, к примеру, с такими моментами, как возможность найти себя как личность (в строго организованной структуре это сделать проще, нежели в круговороте сегодняшней жизни), с надеждой освоить еще одну специальность, набраться жизненного опыта, не вступая при этом в противоречия с законом (ведь вольно или не вольно уклониться от службы в армии становиться все труднее и труднее, но сложнее в наше время получить и образование, особенно не обеспеченным людям).

Таким образом, можно сделать несколько выводов:

  • кардинальные преобразования в стране повлекли серьезные изменения уровня образованности, а также других качественных характеристик призывной молодежи;
  • уменьшение правовой неопределенности в последние годы и постепенное установление новой социально-экономической системы в нашей стране выстраивают некий механизм обновленной модели отношения людей к воинской службе.

Информация о работе Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы