Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Проблема психологического обеспечения социальной адаптации во-еннослужащих ФПС к воинской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на современном этапе. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социаль-но-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву и непосредственно в пограничных войсках. Можно отметить, что сама среда, условия и специфика пограничной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в вооруженных силах из-за некоторой экономической и социальной нестабильности государства.

Содержание

Введение.
1 глава: Сущность, содержание социальной адаптации лично-сти и ее особенности в условиях военного социума.
1.1. Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.
1.2. Особенности социальной адаптации военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках.
2 глава: Некоторые аспекты социальной адаптации воен-нослужащих, и организация воспитательной работы команди-ров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у личного состава.
2.1. Особенности социальной адаптации молодых солдат на учебном центре.
2.2. Организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 

Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации воинов-пограничников на учебном центре.

 

При изучении факторов, способствующих наиболее оптимальному прохождению периода социальной адаптации воинов-пограничников на учебном центре, важно выявить сами причины, а вернее – показатели этих причин в различных сферах жизнедеятельности молодых солдат.

Результаты проведенных исследований показывают, что первые два месяца пребывания юношей в воинском социуме характеризуются особенно яркими проявлениями психофизиологических процессов, вызванных необходимостью адаптации к новым условиям жизни. Проблемы по степени их значимости в первые недели службы можно расположить и прокомментировать следующим образом.

Как показывают результаты исследования, сам процесс социальной адаптации молодого пополнения к службе проходил не у всех одинаково. Только 7 % новобранцев привыкли к новой среде быстро и без труда, у 60 % этот процесс шел вроде бы без особых затруднений, но и не очень быстро. А у 31 % призывников это было болезненное, трудное время. Основными трудностями процесса самой адаптации, а также службы, являются следующие.

Возникает высокая потребность вернуться к общению с членами семьи, тоска, вызывающая неспособность контролировать внешнее проявление этого чувства. Отрыв от дома, постоянные мысли о нем, в котором рос и воспитывался юноша, и вызываемые ими ощущения заполняют все, становятся преобладающими среди других проблем. Отсутствие интереса к окружающему, подавленность и апатия особенно проявляются в первые три дня. В этот период юноши стараются часто, чуть ли не каждый день писать письма домой, болезненно переживают задержки с ответом на них. Данная проблема характерна даже для тех, кто начинал свою службу в непосредственной близости от дома и имел возможность общения с родственниками при посещении ими части.

Однако жизнь показывает, что у 80 % молодых солдат уже на 30-40 день с момента их пребывания в подразделении эта проблема отходит на второй план. На первое место выдвигаются другие вопросы.

Неопределенность, неясность будущего, вызывающие состояние, по силе проявления, несколько уступающие описанному, начинают заметно отходить на второй план лишь к концу третьей недели со дня пребывания в подразделении. Такое состояние характеризуется ощущением одиночества, необъяснимым страхом, желанием чувствовать рядом с собой человека, уверенного в себе и знающего все. Ему свойственны боязнь незнакомых людей, новых для себя порядков и правил, незнание, как поступить в той или иной ситуации. Именно такое состояние призывника в этот период используется некоторыми младшими командирами для подавления его гражданских привычек, например повышенного самолюбия, воспитания неукоснительного подчинения воле командира. Именно в этот период происходит главное “закручивание гаек”.

У некоторых командиров при этом желании власти благодаря безропотному подчинению молодого солдата может перейти в чувство вседозволенности, что приводит к неуставным взаимоотношениям. Это ведет к тому, что некоторые новобранцы в поиске опоры активно стремятся наладить хорошие отношения с старослужащими и сержантами, стараются во всем им услужить. Интересно, что необходимость подчинения начальникам, требованиям воинской дисциплины, то есть само подчинение закону, переносится и переживается солдатами гораздо тяжелее, чем сами неуставные взаимоотношения. А ведь строгое следование нормам права и предполагает недопущение неуставных взаимоотношений во всех сферах их проявлений. Да и сами военнослужащие в большинстве своем удовлетворены отношениями с сослуживцами.

Однако со временем острота описываемого фактора притупляется и все эти “закрученные гайки” сами по себе быстро “раскручиваются”, не давая намеченного эффекта, но вызывая порой нарушения дисциплины. Поэтому для профилактики возможных неуставных взаимоотношений уже в первый день пребывания призывников необходимо организовать подробное знакомство с подразделением и командирами в доброжелательном тоне.

 Однако, наиболее значимой, наряду  с неуставными взаимоотношениями, по мнению исследователей, представляется проблема привидения характера воинского труда, его содержания и организации в соответствии с требованиями времени. О наличии проблем и противоречий в данной сфере, которые, бесспорно, влияют на социальную адаптацию молодых солдат, свидетельствуют следующие показатели, полученные в ходе анкетирования:

  • 60 % - опрошенных не удовлетворяет финансовое довольствие;
  • 48 % - медицинское обеспечение;
  • 39 % - вещевое довольствие;
  • 32 % - продовольственное;

44 % считают недостаточно адекватно  отражающими вклад воинов в  ратный труд применяемые формы  моральных поощрений, а 69 % не устраивают материальные поощрения за их деятельность. При этом 55 % совсем или в основном не удовлетворены самой организацией воинского труда. Около 50 % охарактеризовали свою деятельность как монотонную, скучную, неинтересную. 41 % не устраивает организация досуга в воинских частях и подразделениях. Неудивительно, что у 34 % опрошенных мнение о военной службе по сравнению с доармейскими представлениями изменилось в худшую сторону, хотя у 35 % оно улучшилось. Вероятно, безысходность окружающей жизни и страшные картины об армии, изображаемые в печати, расходятся с действительностью.

Важным инструментом в руках командиров по стимулированию воинского труда молодых солдат, а значит, по созданию, поддержанию и развитию войскового товарищества являются применяемые офицерами и прапорщиками поощрения, а также создаваемые условия ими условия организации жизни, быта и служебно-боевой деятельности. Шкала значимости различных видов поощрений, используемых в опрошенных подразделениях, по мере убывания выглядит следующим образом:

  • наибольшую ценность имеет объявление краткосрочного отпуска;

 

Вслед за этим идут:

  • присвоения почетного звания;
  • письмо на Родину;
  • ценный подарок;
  • объявление благодарности;
  • награждение грамотой;

А занесение в книгу почета части приравнивается к хвалебному слову в стенной печати.

Шкала значимости факторов, оказывающих существенное влияние на создание и поддержание добрых, товарищеских отношений в воинском коллективе, выглядит следующим образом:

  • хорошие отношения с командирами;
  • справедливое применение материальных и моральных поощрений;
  • повышение по службе в соответствии с заслугами;
  • налаженная культурно-досуговая работа;
  • плановость, регламентированность воинского труда.

Неуверенность, вызванная неизвестностью содержания новой социальной роли, боязнь быть униженным. Молодого человека очень беспокоит то, как он должен себя вести в незнакомом окружении, чтобы не были ущемлены его нравственные нормы, лежащие в основе чувства собственного достоинства, сформированного еще до призыва. Больнее всего это переживается юношами, общение которых в основном ограничивалось узким кругом лиц (семьей, одним-двумя постоянными друзьями), в котором статус его личности был довольно высок, опирался только на любовь близких и не требовал каких-либо усилий для постоянного подтверждения. Интересно, что много таких ребят увлекаются чтением фантастики или сказок, уделяя этому занятию большую часть свободного времени. Спорт их, как правило, не интересует, поэтому многие из них уступают сверстникам в физическом развитии. Так же со значительными трудностями решают для себя эту проблему молодые люди из семей, в которых общение целенаправленно ограничивалось соответствующим кругом. Здесь помощь в социальной адаптации может быть оказана только посредством грамотно построенной информационно-воспитательной работы.

Проблему борьбы за сохранение привычек, естественных для юноши норм общения и поведения, соответствующих его социальной роли “на гражданке”, смену привычного социального окружения актуализирует следующий фактор.

Потребность общения с близкими по мировоззрению и интеллекту людьми. При невозможности удовлетворения по каким-либо причинам этой потребности примерно через месяц сослуживцы начинают проявлять особый интерес к неумению или не желанию юноши общаться с ними, к его явной обособленности. Про такого человека, как правило, думают, что он «задирает нос», и подвергают травле. Либо после неудачных попыток установить с ним неформальные контакты объявляют ему бойкот. Все это может привести к депрессии молодого солдата и, в худшем случае, к его мести обидчикам, членовредительству, самовольному оставлению части, суициду. Одним из вариантов выхода из данной ситуации будет выполнение его просьбы о переводе его в другое подразделение. Решению проблемы общения способствует определение социальной роли молодого человека в неформальной структуре коллектива, формирование уверенности в себе.

Смена привычного социального и этнического окружения вследствие призыва в армию вызывает и другую проблему.

Потребность земляческого или национального объединения. Говоря о положительном влиянии на процесс привыкания опрашиваемых к условиям службы со стороны различных социальных групп, показательным является то, что ведущую роль по благоприятному воздействию на социальную адаптацию отводится землякам и сослуживцам одного призыва. Характерной особенностью молодых солдат является их склонность к дружбе и товариществу, повышенная чувствительность к оценке их действий коллективом. Вместе с тем, понимание дружбы и товарищества, принципов, на которых они должны основываться, не всегда правильны, что порой порождает ложное товарищество и другие нездоровые явления.

Формирование землячества происходит тем интенсивнее, чем контрастнее относительно домашней социальная и этническая среда, в которую попали призывники. От того, насколько резко отличается новое социальное окружение с его нормами от прежнего, в котором формировалась личность, зависит сила потребности входить в такое землячество. Внутригрупповые нормы этих объединений могут иногда не совпадать с индивидуальными взглядами и воспитанию отдельных членов. Но именно сила потребности компенсировать социально-этнические потери способна заставить юношу действовать даже против собственных убеждений, в соответствии с нормами своего землячества, вызывая при этом душевный дискомфорт. На территории России это особенно характерно для воинов, призванных с Кавказа. Видимо, именно данный фактор является основополагающим в формировании корпоративных национальных микрогрупп в воинских коллективах.

Изменение привычного для восприятия ландшафта, природных условий, материального окружения. Объяснения механизма воздействия на психику этого фактора заключается в том, что психологическая адаптация человека к новым условиям в определенной мере зависит от его физиологической адаптации к среде, воспринимаемой через ощущения. Она происходит быстрее у тех, кто с первых дней службы получает значительные (в разумных пределах) нагрузки. Они быстрее справляются с теми проблемами, которые возникают в процессе воинской деятельности. Выделяется даже такая категория людей, которая с несколько странным, по мнению стороннего наблюдателя, желанием стремиться выполнять любую физически тяжелую работу. У таких призывников основные этапы адаптации заканчиваются раньше, чем у тех, кто по каким-то причинам такую нагрузку не получает. Физическая нагрузка интенсифицирует процесс физиологической адаптации к новой среде, что в свою очередь способствует облегчению процесса адаптации психики. Но необходимо отметить и обратную зависимость. Если не учитываются индивидуальные физические особенности юноши, а осуществляется грубое принуждение к нагрузкам и давление на психику, то на определенном этапе резко возрастает опасность психического срыва, приводящего к оставлению рабочего места – уходу «куда глаза глядят». В этом случае страх перед наказанием за уход значительно уступает необходимости психологической разгрузки. У юноши возникает потребность забыться, отрешиться от всего. Как правило, он ищет место, где его будет трудно найти, и длительное время спит. Страх перед наказанием приходит только после отдыха. И в зависимости от его степени юноша либо возвращается в подразделение, либо предпочитает скрываться и может покинуть часть.

Ограничение свободы передвижения. Оно происходит как из-за естественных условий, связанных с размером  помещений и площади, на которой расположена часть, так и из-за необходимости все свои шаги согласовывать с младшим командиром. Особенно болезненно воспринимается вторая причина. Такая необходимость противоречит обостренному в юноше чувству самолюбия, стремлению к независимости, тем более от сверстников. Пока остаются значимыми факторы, указанные выше, эта проблема не очень беспокоит, не проявляется внешне. Новобранцы старательно и пунктуально выполняют требования командиров. Но со снижением значимости данных факторов нарастает внутренний протест, и эта проблема в период 40 – 60 дней со дня прибытия в подразделение выходит на второе место по значимости после тоски по дому. Если командование своевременно не ограничит до разумных пределов количество мест, куда солдат обязан отпроситься у сержанта, то неуклонный рост нарушений этих требований приводит к физической невозможности командира реагировать на них. В сознании подчиненных фиксируется состояние бессилия начальников, и они еще более активно начинают пользоваться возможностями «самоопределения».

Эмоциональный голод на новые впечатления. У основной массы призывников эта проблема возникает лишь в конце третьей – начале четвертой недели службы. Значимость ее растет постепенно, затеняя другие из названных проблем. Вполне естественной является для любого человека потребность в познании окружающего мира, в получении новых ощущений и впечатлений. С притуплением чувства новизны обстановки, в которой находится молодой солдат, у него обязательно будет расти стремление к получению новых эмоциональных впечатлений за пределами ограниченного воинскими рамками мира. Начиная с третьего месяца службы, командиры наблюдают рост числа самовольных отлучек. Снижению количества таких нарушений может способствовать официальное, где это возможно, увеличение числа увольнений за пределы части, экскурсии или другие различающиеся по способу воздействия на эмоции молодых людей мероприятия.

 

Таким образом, с учетом социально-психологических особенностей молодого пополнения командиры и начальники, офицеры отделений воспитательной работы и должны строить свою работу при организации призыва в органы и войска ФПС России, в учебных центрах при прохождении курса молодого солдата, а также в первые месяцы службы в воинской части.      

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Организация воспитательной  работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.

Информация о работе Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы