Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 15:34, контрольная работа
На современном этапе обучения перед учителем начальных классов ставится ответственнейшая задача – обучать и воспитывать шестилетних детей.
Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной змоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
В этот период психика ребенка проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания. Очень важно, чтобы учитель знал закономерности психического развития ребенка, а так же причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать, любить.
Задание 1. Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ………………………………………………………….3
Задание 2. Методики диагностики адаптации для младших школьников………………………………………………………………………..15
Задание 3.Эмпирическое исследование адаптации детей к начальной школе……………………………………………………………………………….20
Задание 4. Рекомендации………………………………………………….24
Список источников………………………………………………………….27
. НП - недостаточная произвольность психических функций.
. НМ - низкая мотивация учебной деятельности.
. АС - астенический синдром.
. НИД - нарушения интеллектуальной деятельности.
4.. Цветовой тест М. Люшера.
А.Б. Хромов предлагает адаптированный вариант цветовой методики .М Люшера. Данная диагностическая методика позволяет определять характер возможных эмоциональных реакций ребенка на учебные нагрузки, прогнозировать его школьную жизнедеятельность, оценивать работоспособность и общую познавательную активность.
Тест способен диагностировать как ситуативные изменения психофизиологического состояния ребенка в основных ситуациях учебной деятельности (особенно неблагоприятные состояния), так и некоторые устойчивые, формально-динамические характеристики эмоциональной сферы, обусловленные конституционным типом личности.
Испытуемому поочередно предъявляется восемь стандартных наборов оптических свето-цветовых стимулов на нейтральном фоне. Предлагается выбирать стимулы по критерию «приятности-неприятности».
По результатам выбора стимулов и их ранжирования по критерию «приятности-неприятности» выявляют реакцию индивида на предъявляемые стимулы.
Далее анализируют реакцию индивида на стимулы путем ее сравнения с эталонным описанием реакций, в котором представлены типовые реакции и соответствующие им характеристики особенностей личности.
Психологическая интерпретация полученных рядов субъективного предпочтения цвета опирается на предположение о символическом значении цвета и предположение о том, что ряды предпочтения отражают индивидуальные особенности испытуемого. При этом позиции цветов в ряду предпочтения имеют функциональное значение.
Выбор основных четырех цветов связывается с осознаваемыми тенденциями, а дополнительных - со сферой бессознательного.
Основные цвета:Темно- синийСине – зеленыйКрасно –оранжевыйЛимонно - желтый
Дополнительные цвета:
5.Методика « Социометрия»
Методика направлена на изучение состояния эмоционально - психологических отношений детей, и положение к каждого члена школьного коллектива. В ходе проведения методики детям задавались четыре вопроса, которые являлись критериями выбора (два положительных и два отрицательных). Каждый испытуемый, отвечая на них, записывал на бланке фамилии детей, которым он отдал свой выбор. Первым указывается тот, кому испытуемый отдает наибольшее предпочтение или антипатию. На основании полученных результатов составлялась матрица. Затем высчитывался социометрический статус ребенка. Социометрический статус вычисляется по формуле
С=М/(n-1)
В зависимости от количества полученных социометрических выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп:
•«Звезды»
•«Предпочитаемые»
•«Принимаемые»
•«Отвергаемые»
•«Изолированные»
6.Методика С.В. Левченко «Чувства в школе».
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.
Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.
Если на фоне одного - двух «негативных»
чувств дети выбирают в основном позитивные,
это является нормой для переходного периода.
Однако если количество выборов «негативных»
чувств перевешивает, то можно сделать
вывод о дезаптации и начать глубже исследовать
ее причины.
Задание 3.Эмпирическое
исследование адаптации детей к начальной
школе
Исследование проводилось на базе Верхотурской гимназии. Выборку составили 10 первоклассников 6 мальчиков и 4 девочки. Возраст испытуемых 6,5 - 7 лет.
Цель исследования: анализ адаптации первоклассников к школе.
Объект исследования: адаптация к школе.
Задачи:
Проанализировать понятие «школьная адаптация» и выявить ее критерии для первоклассников;
Сравнить показатели школьной адаптации мальчиков и девочек в начале первого класса и в конце .
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы по рассматриваемой теме;
Эмпирическое исследование;
Методы обработки данных: качественный анализ результатов;
Метод презентации данных: таблицы, рисунки.
На первом этапе исследования мы провели тревожности и школьной мотивации первоклассников в начале учебного года.
Методика Н. Г.Лускановой.
По результатам проведенного исследования были получены следующие данные, представленные в таблицах.
Таблица 1.Уровни школьной мотивации в начале года
высокая (25-30 баллов) |
хорошая (20-24 балла) |
положительное отношение (15-19 баллов) |
негативное отношение (ниже 15 баллов) | |
Д |
+ |
|||
Д |
+ |
|||
Д |
+ |
|||
Д |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
итого |
2 |
5 |
3 |
0 |
У 50% детей выявлен средний уровень школьной мотивации, учащиеся положительно относятся к школе, понимают учебный материал, внимательны при выполнении заданий, способны самостоятельно решать типовые задачи, но новая деятельность требует контроля со стороны. Учащиеся ориентированы на получение знаний и учебную деятельность, которая стала ведущей.
Высокую школьную мотивацию имеют 20% учащихся. Этот уровень так же характеризуется положительным отношением к школе, учебный материал осваивается легко и в полной мере. Учащиеся внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе и при выполнении заданий или поручений внешний контроль может не требоваться.
Для 30% детей в большей мере характерна внешняя мотивация обучения, для них более значимы внешние атрибуты новой деятельности (красивая новая форма, портфель и учебные принадлежности) и они в большей мере склонны поступать «как все», то есть в школу ходить надо, поскольку так говорят родители. Учебная мотивация еще не сложилась, нет ориентации на учебную деятельность и ценность получения знаний.
Таблица 1.Уровни школьной мотивации в конце года
высокая (25-30 баллов) |
хорошая (20-24 балла) |
положительное отношение (15-19 баллов) |
негативное отношение (ниже 15 баллов) | |
Д |
+ |
|||
Д |
+ |
|||
Д |
+ |
|||
Д |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
М |
+ |
|||
итого |
4 |
5 |
1 |
Как видно, из предоставленного рисунка , среди первоклассников, после проведения адаптационных занятий, количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению, увеличилось. Количество учащихся, испытывающих трудности в адаптации к процессу обучению, снизилось.
Данные по тесту на определение тревожности Филипса на начало года .
М |
М |
Д |
Д |
М |
Д |
Д |
М |
Д |
М |
М | |
Количество вопросов |
17 |
15 |
17 |
9 |
14 |
17 |
9 |
15 |
15 |
14 |
17 |
% |
77 |
68 |
77 |
41 |
64 |
77 |
41 |
68 |
68 |
64 |
77 |
По результатам исследования видно, что наибольшее количество правильных ответов набрали 3 мальчика и 1 девочка. Это говорит о том, что эти дети обладают низкой тревожностью в школе. Т.е они не подвержены стрессам к неудачам в обучении и общении с одноклассниками и учителями. Эти дети не останавливаются перед неудачами и стремятся их преодолеть.
Наименьшее количество процентов правильных ответов набрали 1 девочки и 1 мальчика. Это говорит о том, что они обладают высокой тревожностью в школе.
И среднее количество процентом правильных ответов набрали 2 девочка и 2 мальчик. Отсюда, можно сделать вывод о том, что эти дети обладают умеренной тревожностью в школе.
Данные по тесту на определение тревожности Филипса на конец года .
М |
М |
Д |
Д |
М |
Д |
Д |
М |
Д |
М |
М | |
Количество вопросов |
17 |
16 |
17 |
15 |
14 |
17 |
14 |
15 |
15 |
14 |
17 |
% |
77 |
73 |
77 |
68 |
64 |
77 |
64 |
68 |
68 |
64 |
77 |
Из таблицы видно,что
тревожность осталась на
Вывод: По результатам
повторной психологической
Задание 4. Рекомендации
Адаптация ребенка к школе зависит от очень многих обстоятельств. Понимание этих обстоятельств, понимание этих обстоятельств, понимание того, в чем именно состоит их влияние, как под действием этих обстоятельств развивается неповторимая индивидуальность, даст учителю правильно подойти к ребенку, помочь ему в случае необходимости преодолеть трудности в привыкании к школе.
Рассмотрим основные предпосылки успешной адаптации к школе.
1) Работа с родителями будущих первоклассников.
Как уже говорилось выше, родители имеют большое влияние на формирование у ребенка отношения к школе. Поэтому целесообразно еще в детском саду проводить работу с коллективом родителей, читая на собраниях лекции о важности психологической подготовки ребенка к школе.
В подготовительной группе детского сада психолог и логопед за 5-6 месяцев до школы должны выявить уровень школьной зрелости ребенка. При обнаружении каких – либо несоответствий родители должны совместно корректировать и устранять данную проблему.
Хорошей традицией в нашей школе становится собрание родителей будущих первоклассников вместе с детьми, где они могут не только познакомиться с учителями, но и осмотреть здание школы изнутри, зайти в свой будущий класс, посмотреть выступления тех детей, которые уже учатся в школе.
2) Создание подготовительных классов при школе.
Цели:
Сформировать у ребенка желание учиться в школе, умение выполнять задания учителя, формировать умение контролировать свое поведение, умение культурно взаимодействовать со сверстниками;
Научить ребенка первичным навыкам чтения, счета;
Помочь ребенку в развитии психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
При помощи развивающих игр формировать внимательность, умение рассуждать, анализировать, развивать познавательную активность.
Дети, посещающие такие курсы, идут в школу без страха. Они уже знакомы со сверстниками, с учителем, ознакомлены с требованиями, поэтому адаптация у них проходит успешно.
3) Работа учителя с детьми в процессе адаптации.
Этот пункт третий по последовательности, но самый важный по значимости, потому что именно от учителя зависит конечный результат адаптации к школе.
Информация о работе Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ