Социально-психологическая сущность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть социально-психологическую сущность человека.
Для этого необходимо дать общее понятие «сущности»; выявить особенности человека как социального и психологического существа; раскрыть сущность человеческой деятельности, охарактеризовать социально-психологические особенности, свойства и качества личности их многообразие, а также рассмотреть основные потребности человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1 Сущность человека …………………………………………………4
1.1 Понятие сущности………………………………..………….4
1.2 Сущность и личность человека……………………………..4
2 Социально-психологическая сущность человека…………………6
2.1 Социальная сущность человека……………………………..6
2.2 Психологическая сущность человека……………………...11
3 Социально-психологические особенности человека…………….13
3.1 Социально-психологические качества личности…………13
3.2 Социально-психологические свойства личности…………14
3.3 Классификация типов личностей и уровней ее развития...15
3.4 Социально-психологические способности человека……..19
4 Основные потребности человека…………………………………22
Заключение…………………………………………………………....24
Список использованных источников………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР.РАБ. Психология управления.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, под деятельностью  мы понимаем специфическую форму  отношения человека к окружающему  миру и самому себе, выражающуюся в  целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.

Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Здесь можно предположить два существенных положения: результат деятельности людей - это развитие всего общества в целом, и в итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.

 

2.2 Психологическая сущность человека

Психологическая сущность человека заключается в том, что  в отношении личности к себе заложена способность ее самосовершенствования. Познание своих особенностей помогает человеку менять себя, корректировать свои действия, преодолевать негативное. Психология каждого человека сложна и многогранна, она имеет глубинное пространство.

Психологическая сущность обеспечивает установление равновесия между внешними влияниями и внутренним состоянием субъекта, определяет формирование сознательного поведения человека. С одной стороны она выступает как результат развития личности, с другой - как регулятор этого процесса. Итак, психологическая сущность личности объединяет познания и переживания. В этом проявляется целостность, единство человеческого Я.

Чтобы каждый человек  открыл себя как неповторимую индивидуальность, осознала свою позицию в социальном окружении, где она живет, нужно  познать себя. Психологическое значение самосознания заключается в том, что каждый человек не только познает, но и творит сама себя, утверждает свою самоценность, право на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Через самопознание происходит развитие личности.

Самосознание определяется как осознание человеком себя самого и своих отношений к внешнему миру, отношение к другим людям, и тем самым способствует формированию внутреннего мира. В этом процессе регулирующую роль играет самооценка как важный фактор успехов, стимулирующий самовоспитания и развитие индивида.

Анализ психологической сущности личности можно вести не только посредством поиска и обнаружения в ней неповторимых, уникальных качеств и диспозиций, что обычно является результатом познавательной активности внешнего наблюдателя и олицетворяет точку зрения, согласно которой понятие личности неправомерно отождествляется с понятием индивидуальности; наряду с этим, существенным моментом психологического анализа сущности личности служит субъективный момент - стремление самой личности индивидуироваться, быть или стать отличной от других; здесь делается акцент не на констатации наблюдателем индивидуальных качеств человека, не на его индивидуальность, а на его стремление к индивидуации.

Личность представляется не только как нечто находящееся  в процессе развития, но и как  субъект, осознанно стремящийся к развитию, становлению.

Личностный способ бытия  означает не только и не столько  то, насколько человек автономен, но и насколько он стремится к  автономности и самостоятельности.

Личность не только совокупность определенных потенциальных возможностей, которые так или иначе реализуются в ходе жизни, но и субъект, сам стремящийся к реализации этих возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Социально-психологические особенности личности

 

3.1 Социально-психологические качества личности

К социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов (мышление, память, воля и тому подобное).

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

В процессе взаимодействия и общения  происходит взаимовлияние личностей  друг на друга, вследствие чего формируется  общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения этой действительности, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено  разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и  обществом, сферой деятельности.

Важнейшими факторами  формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее.

Общественно полезная деятельность формирует важнейшие качества человека.

Социально-психологическая  характеристика личности имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона  личности отражает специфику функционирования ее психических процессов.

Психические процессы –  психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Мировоззренческая сторона  отражает общественно значимые ее качества, позволяющие занимать достойное  место в обществе.

Социально-психологическая  сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе.

Широкое распространение  получило представление о послойной  структуре личности: внешним слоем  являются идеалы, внутренним – инстинктивные  влечения:

1) направленность (установки,  интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

Выделяют три основных компонента в структуре личности: I, me, self.

Их интерпретация:

1) I (дословно – «я»)  – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) mе (дословно –  «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я»;

3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность  импульсивного и рефлексивного  «я», их активное взаимодействие.

3.2 Социально-психологические свойства личности

Социально-психологические свойства личности рассматриваются как

«вторичные» по отношению  к «базовым» свойствам, изучаемым  в общей психологии. Эти социально-психологические  свойства сведены в четыре группы: 1) обеспечивающие развитие и использование  социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния; 3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и так далее). Очевидно, что при всей продуктивности идеи вычленения социально-психологических свойств личности, реализация этой идеи не является строгой: вряд ли в предложенной классификации выдержан критерии «вторичности» перечисленных свойств, да и основание классификации остается не вполне ясным.

3.3 Классификация типов личности и уровней ее развития

Существуют  три социально-психологических типа личности:

1) Пикники - адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт;

2) Атлетики - общительны и социально активны;

3) Астеники - чувствительны к изменению своего статуса, страдают клаустрофобией.

Типы высшей нервной деятельности:

1) Сангвиники - отличаются приподнятым настроением, быстрым мышлением.

Человека сангвинического  темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи  и неприятности.

Сангвиник — это субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся  высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство.

2) Флегматики – спокойные, удовлетворенные люди.

Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Флегматик — это субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У Флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его чувства и настроения обычно отличаются постоянством. Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. При неблагоприятных условиях у Флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий.

3) Меланхоликов отличают колебания и осторожность в решениях.

Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного  глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Меланхолик — это  человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У меланхолика нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слёзы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Меланхолика пугает новая обстановка, новые люди — он теряется, смущается и потому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке, он постоянно прячется в свою «раковину».

Для меланхоликов характерен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, а также быстрая утомляемость. Меланхоликов отличают высокая эмоциональная сенситивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причём преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость.

Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения  к себе окружающих людей. Большинство  меланхоликов — интроверты. Они  застенчивы и нерешительны. Однако в спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.

4) Холерики – наиболее конфликтные личности. Действия холериков отличаются резкостью, у них ослаблен инстинкт самосохранения. Характеризующегося быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Человек с большим темпераментом, энергичного характера и легко возбуждающийся, легко впадающий в гнев и другие аффекты.

Характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью. Экстраверсия отличается сосредоточенностью на внешнем мире, принижением личной значимости. Интроверсия характеризуется фиксацией на внутреннем мире.

Истинкты – генетически фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Типы людей по доминированию инстинкта следующие: эгофильный тип (инстинкт самосохранения); генофильный тип (инстинкт продолжения рода); альтруистический тип; исследовательский тип; доминантный тип; либертофильный тип (инстинкт свободы); дигнитофильный тип (инстинкт сохранения достоинства).

Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.

Факторы психического развития – то, что определяет жизнедеятельность личности. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними.

Внешними выступают окружающая среда и общество, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития – внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависит уровень психического развития индивида.

Внешние предпосылки – особенности воспитания человека, внутренние – желание совершенствоваться.

Уровень психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности.

Уровень актуального  развития личности – показатель, характеризующий способности человека (навыки и умения личности).

Информация о работе Социально-психологическая сущность человека