Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть социально-психологическую сущность человека.
Для этого необходимо дать общее понятие «сущности»; выявить особенности человека как социального и психологического существа; раскрыть сущность человеческой деятельности, охарактеризовать социально-психологические особенности, свойства и качества личности их многообразие, а также рассмотреть основные потребности человека.
Введение……………………………………………………………….3
1 Сущность человека …………………………………………………4
1.1 Понятие сущности………………………………..………….4
1.2 Сущность и личность человека……………………………..4
2 Социально-психологическая сущность человека…………………6
2.1 Социальная сущность человека……………………………..6
2.2 Психологическая сущность человека……………………...11
3 Социально-психологические особенности человека…………….13
3.1 Социально-психологические качества личности…………13
3.2 Социально-психологические свойства личности…………14
3.3 Классификация типов личностей и уровней ее развития...15
3.4 Социально-психологические способности человека……..19
4 Основные потребности человека…………………………………22
Заключение…………………………………………………………....24
Список использованных источников………………………………..25
Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек справляется при небольшой помощи.
Основные социально-психологические особенности личности определяются:
1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения;
2) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;
3) степенью осознанности своего места в обществе;
4) характером потребностей и интересов;
5) спецификой соотношения различных личностных качеств.
В целом вся группа этих способностей связывается с проявлениями личности в общении. Интуитивно из всего набора человеческих способностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах процесса общения: «перцептивная способность», «способность к эмоциональному отклику», «общая способность к оценке другого»; «наблюдательность» и «проницательность» и тому подобные. Для обозначения социально-психологических способностей (как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются вообще различные понятия: «социально-психологическая компетентность», «компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и другие.
Хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности — это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность.
Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективность деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и так далее. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и тогда это признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее.
В теоретическом плане
этот подход позволяет более тонко
различать эффективность
Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга. Однако и в этой области существуют еще достаточно большие исследовательские резервы. Они, в частности, состоят в том, чтобы перевести на язык социальной психологии некоторые результаты изучения личности, полученные в общей психологии, соотнести с ними некоторые специальные механизмы перцептивного процесса.
4 Основные потребности человека
Образ жизни человека обычно трактуется как способ удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных-психологических ограничений. Следовательно, качество жизни — это мера взаимодействия между средой и ее использованием, легкостью или затрудненностью удовлетворения человеческих потребностей. Иными словами, качество жизни диктует и ее образ, отражается на формах поведения людей. При этом понятие качества жизни нельзя примитивно ограничивать экономическими показателями. Духовные потребности человека выходят далеко за рамки такого примитива.
Таким образом, степень и способ удовлетворения потребностей человека служат зеркалом всего развития антропосистемы и ее соотношения с природной средой. Цель производства — удовлетворение комплекса материальных и духовных потребностей людей. Четкое понимание того, что же такое «потребности», каковы они и в чем состоят, крайне необходимо для всего общественного развития. Теория в данном случае выступает как мощный инструмент практики. А она, к сожалению, явно отстает от насущных нужд человечества. Нет более тяжелых стрессов, чем те, которые возникают на основе неудовлетворенных потребностей.
Итак, выделяют основные потребности человека:
1) Физиологические потребности.
Самыми базовыми, самыми мощными,
самыми обязательными из всех
человеческих потребностей
3) Социальные потребности. Это потребность в общении, чувство духовной близости, любви и так далее.
4) Потребность в самореализации. Это потребность в самопознании, в определении своей роли в этом мире. Определение своих возможностей и способностей. Развитие собственной личности.
5) Интеллектуальные (познавательные) потребности. Это потребность к знаниям. Потребности в познании нового, в решении задач, в раскрытии тайн. Должное развитие этих потребностей вызывает у человека стремление к научному познанию явлений, стимулирует наблюдательность, развитие мышления.
6) Духовные потребности. Это потребность в вере, большинство из нас верят в более высокую божественную власть. Духовные потребности человека позволяют обрести внутренний покой и гармонию, пережить различные неприятности и содействовать более более глубокому пониманию мира.
7) Эстетические потребности. Это красота, гармония, порядок. Стремление к прекрасному. Человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее.
Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование).
Заключение
Таким образом, рассмотрев тему реферата «Социально-психологическая сущность человека», мы выявили, что понятие сущности охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее подробных характеристиках и чертах человека, а точнее личности, индивида в его социальной и психологической сущности.
Проблема сущности человека - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие сущности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения, многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность.
Рассмотрев все качества,
свойства и особенности человеческой
сущности и его личности, можно
сделать вывод о том, что человек
как социально-психологическое
Список использованных источников
1 Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. – М.: Академический проект, 1997. 256 с.
2 Боголюбов Л. Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и социум»: Под ред. / Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина - М.: Просвещение, 2003. С. 6-11.
3 Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Р. С. Немов - М.: Просвещение, 1995. 243с.
4 Осипова Г. В. Энциклопедический социологический словарь: Под ред. / Г. В. Осипова - М.: ИСПИ, 1999. 174с.
5 Райзберг Б. А. Социально-психологические особенности личности / Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян. – М.: Юнити, 2005. 240с.
6 Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 565с.
7 Шерстнев М. П. Психологическое управление людьми / М. П. Шерстнев. 4–е изд. // – М.: Русская Правда, 2006. 240. С.
Информация о работе Социально-психологическая сущность человека