Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 06:18, курсовая работа
Цель исследования: исследовать связь общей коммуникативной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.
2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.
3. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.
4. Интерпретировать результаты практического исследования.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности
1.1 Различные подходы к пониманию феномена толерантности
1.2 Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
2. Диапазон толерантности.
Условное обозначение меры
3. Фокус толерантности.
Типологическая характеристика, обозначающая
стилистическую близость
4. Устойчивость толерантности. Временная характеристика.
5. Динамичность толерантности.
Имеется в виду изменчивость
диапазона во времени и
Как отмечает И. М. Дзялошинский, рассматривая толерантность как исследовательскую проблему, целесообразно иметь в виду следующие параметры этой категории:
1. Уровень толерантности (высшая, нормальная и минимальная толерантность).
2. Субъекты толерантности (индивиды, социальные группы, общественные институты).
3. Предмет толерантности
(та характеристика личности, социальной
группы или иного объединения
людей, которая может быть
С точки зрения А.А. Реана, понятие «терпимость», включает в себя понятие «толерантность», не сводится к нему, а является более общим. Он выделяет 2 механизма терпимости:
1. Сенсуальная терпимость
личности. В одном случае социально
психологическая терпимость
2. Диспозиционная терпимость
личности. В данном случае повышение
терпимости связано с
Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (в данном случае — терпимой) реакции на среду. Эта готовность проявляется на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом уровнях. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.
Кроме того, он выделяет три фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический.
Под социогенетическим фактором
он понимает влияние субъективно-
Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние ближайшего окружения индивида (семьи, коллектива, неформальной группы и т. д.) на формирование и проявление терпимости. При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических условий терпимость как черта личности определяется именно микросредовым фактором.
Под биогенетическим фактором
понимается влияние психофизиологических
особенностей индивида на формирование
и проявление терпимости. Речь идет
о различных проявлениях
Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:
- отстраненно-смиренное
- милостивое равнодушие
к различиям («Пусть
- принципиальное признание
того, что и «другие» обладают
правами, даже если их способ
пользования этими правами
- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;
- восторженное одобрение
различий (они воспринимаются как
культурная ипостась
- одобрение функциональное,
предоставляющее любому
Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:
1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.
2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.
3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.
4. Власть. Субъект толерантности
обладает властью, необходимой
для попытки подавить предмет
толерантности (или, по
5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [17, с. 131-132].
Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:
- «Черепаха Тортилла» - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.
- «Миролюбец» — преобладание
сотрудничества как формы
- «Альтруист» — преобладание
уступчивости как формы
- «Сноб» — преобладание
высокомерия как формы
- «Стоик» — преобладание
терпеливости как формы
- «Золушка» — преобладание
беспомощности как формы
- «Диктатор» — преобладание
пренебрежения как формы
- «Снежная Королева» —
преобладание отстраненности
- «Боец» — преобладание
импульсивности как формы
Бетти Э. Риердон, автор концепции и многих технологий воспитания толерантности у школьников, указывает на нижеследующие области проявления толерантности:
1. Язык (не употребление
оскорбительных выражений и
2. Устои взаимоотношений (одинаковое отношение учителя ко всем ученикам).
3. Социальные отношения (уважительность и сердечность в отношениях преподавателей и детей).
4. Принятие решений (со всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно).
5. Отношения между большинством
и меньшинством (деликатное отношение
и интерес к представителям
религиозных, культурных, этнических,
лингвистических меньшинств; учет
жизненного опыта и перспектив
таких учеников при
6. Особые события (одинаковое
участие всех детей в
6. Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие).
7. Религиозные обычаи (уважение
вероисповедания всех детей,
8. Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры) [12, с. 98-99].
В качестве симптомов нетерпимости
и типовых особо тяжелых
Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:
1. Индивид (прежде всего
возраст, пол и особенности
функционирования нервных
2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).
3. Личность (аффективные,
когнитивные и коммуникативные
свойства личности и
4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности — потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [1, c. 62].
В рамках коммуникативной толерантности выделяются:
- ситуативная коммуникативная толерантность (к конкретному другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику);
- типологическая
- профессиональная
- общая коммуникативная толерантность [16].
Отмечая актуальность и широкую востребованность темы толерантности во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность этого понятия еще далека от совершенства.
В целом следует отметить широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминант толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления новой научной области, каковой является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.
Глава 2. Эмпирическое исследование
социально-психологической
2.1 Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы о том, что в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности был разработан следующий экспериментальный план:
1. Провести теоретический
анализ явления социально-
2. Провести исследование
общей коммуникативной
3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки и составить шкалу стенов.
4. Провести социометрическую
диагностику в коллективах
5. Проанализировать результаты социометрии в исследованных группах.
6. Сравнить данные социометрии с данными диагностики общей коммуникативной толерантности.
7. Сделать вывод.
В исследовании использовались
следующие методики: методика диагностики
общей коммуникативной
Социометрический метод был запланирован для проведения плановой диагностики с целью проверки деятельности классных руководителей по работе с коллективом. Данная диагностика была проведена под руководством психолога школы.
Методика диагностики
общей коммуникативной
Методика диагностики
общей коммуникативной
Пункты опросника
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 — совсем неверно,
1 — верно в некоторой степени,
2 — верно в значительной степени,
3 — верно в высшей степени.
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.
1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
3. Шумные детские игры я переношу с трудом
4. Оригинальные, нестандартные, яркие люди действуют на меня отрицательно.
5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.
Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.
6. Меня обычно выводит
из равновесия