Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 06:18, курсовая работа
Цель исследования: исследовать связь общей коммуникативной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.
2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.
3. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.
4. Интерпретировать результаты практического исследования.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности
1.1 Различные подходы к пониманию феномена толерантности
1.2 Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
7. Меня раздражают любители поговорить.
8. Меня затрудняет разговор
с безразличным для меня
9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который имеет знания ниже моих.
10. Мне трудно найти общий язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.
Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.
11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).
12. Так называемые «новые
русские» обычно производят
13. Представители некоторых
национальностей в моем
14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
15. Терпеть не могу людей
с низким профессиональным
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.
16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-то неприятен.
18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре настоять на своем.
19. Мне неприятны самоуверенные люди.
20. Обычно мне трудно
удержаться от замечания
Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.
21. Я имею привычку поучать окружающих.
22. Невоспитанные люди возмущают меня.
23. Я часто ловлю себя
на том, что пытаюсь
24. Я по привычке постоянно делаю кому-то замечания.
25. Я люблю командовать близкими.
Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».
26. Меня раздражают старики,
когда они в час пик
27. Жить в одной комнате с посторонним человеком для меня просто пытка.
28. Когда другой не соглашается
в чем-то с моим правильным
мнением, то обычно это
29. Я проявляю нетерпение, когда со мной спорят.
30. Меня раздражает, если
другой делает что-то по-
Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
31. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
32. Меня часто упрекают в ворчливости.
33. Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю.
34. Нельзя прощать друзьям и знакомым бестактные шутки.
35. Если другой нечаянно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.
Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.
36. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
37. Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
38. Я стараюсь уходить
от разговора, когда кто-
39. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
40. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.
41. Как правило, мне трудно идти на уступки другим.
42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
43. Обычно я с трудом
приспосабливаюсь к новым
44. Я стараюсь не поддерживать
отношения с несколько
45. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю что другой прав.
По каждой шкале подсчитывается
общая сумма баллов. Максимальное
число баллов по каждой шкале — 15,
общее по всем шкалам — 135. Чем выше
число набранных респондентом баллов,
тем выше степень его нетерпимости
к окружающим. Рассмотрение ответов
по отдельным шкалам позволяет выявить
наиболее характерные аспекты и
тенденции проявления коммуникативной
толерантности и
В рамках данного исследования были продиагностированы в общей сложности 88 человек из пяти 9х классов МОУ СОШ № 38 в возрасте 14-16 лет: 36 юношей и 52 девушки (смотри приложения 1-5).
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
По результатам диагностики
общей коммуникативной
Количество баллов
23 и меньше
24-28
29-34
35-41
42-48
49-53
54-62
63-74
75 и больше
Стен
9
8
7
6
5
4
3
2
1
По результатам диагностики среднее значение общей коммуникативной толерантности юношей – 40,58 баллов, девушек – 49,44 баллов. В результате социометрической диагностики в классах были выявлены неформальные лидеры.
9 «А» класс
Испытуемый
Количество взаимовыборов
Количество взаимоотклонений
Общая коммуникативная толерантность, стен
Артем С.
4
0
7
Владислав С.
4
0
8
Максим К.
8
1
8
9 «Б» класс
Испытуемый
Количество взаимовыборов
Количество взаимоотклонений
Общая коммуникативная толерантность, стен
Ален Т.
4
0
9
Виктория П.
4
0
8
Евгений М.
5
0
7
Екатерина Б.
4
0
9
9 «В» класс
Испытуемый
Количество взаимовыборов
Количество взаимоотклонений
Общая коммуникативная толерантность, стен
Абай С.
4
0
9
Алена Г.
4
0
7
Филипп М.
4
0
9
Яна К.
6
0
9
9 «Г» класс
Испытуемый
Количество взаимовыборов
Количество взаимоотклонений
Общая коммуникативная толерантность, стен
Дмитрий М.
9
0
8
Елена Ц.
4
0
6
9 «Е» класс является
сборным, так как с
В результате практического исследования выявились следующие закономерности:
1. В среднем юноши обладают
более высоким уровнем общей
коммуникативной толерантности,
3. Гипотеза подтвердилась
- неформальные лидеры в
Заключение
Существует широкое
Кроме того, в результате практического исследования выявились следующие закономерности:
1. Гипотеза подтвердилась
- неформальные лидеры в
2. В среднем юноши обладают
более высоким уровнем общей
коммуникативной толерантности,
Список литературы
1. Г. Л. Бардиер. Социальная психология толерантности. СПб.,2005.
2. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.
3. Дзялошинский И. М. Культура, журналистика, толерантность // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002.
4. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.
5. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.
6. Недорезова Н. В.
7. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. №1.
8. Перцев А. В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1.
9. Почебут Л. Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. СПб., 2004.
10. Психодиагностика
11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
12. Риердон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру. М., 2001.
13. Скрипкина Т.П. Доверие
и толерантность: существуют
14. Солдатова Г. У. Толерантность:
15. Толерантное сознание
и формирование толерантных
16. Толерантное сознание
и формирование толерантных
17. Толерантность как моральный идеал // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ. наук. 2001. №1.
18. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.
19. Харламова О. Ю. Воспитание
у студентов вузов