Содержание
1.Введение___________________________________________________
2 стр.
2. Определение понятия «Психология
управления».________________ 3 стр.
3. Предмет и задачи
психологии управления.______________________
9стр.
3.1. Психологические
аспекты деятельности руководителя._______
9 стр.
3.2 Психологические
аспекты деятельности организации
как субъекта и объекта
управления.___________________________________________ 10
стр.
4. Методы психологии
управления.______________________________ 11 стр.
4.1 Сущность социально – психологических
методов управления.__________________________________________________11
стр. 4.2 Экономический метод
управления._____________________16 стр.
4.3 Административно-правовые методы.______________________17стр.
5. Социально-психологические методы
управления, применяемые в торговых предприятиях_________________________________________________20
стр.
6.
Заключение.________________________________________________23
стр. 7.Литература._________________________________________________24
стр.
Введение
Современная психология - это система
наук, как фундаментальных, так и прикладных.
Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный
характер, что обогащает арсенал исследователя
новыми методами изучения психических
явлений. В психологии, сегодня выделяются
такие отчасти пересекающиеся отрасли,
как педагогическая, политическая, возрастная
психология, психология труда, психология
религии, рекламы и другие. Стремительно
развиваются социальная психология и
психология управления. Во многом преимущественное
развитие этих отраслей психологии связано
с тем, что они решают задачи, касающиеся
роли «человеческого фактора» в развитии
общества. В этом ряду отраслей в последнее
время возрастает теоретическое и практическое
значение психологии управления.
1. Определение понятия
«Психология управления»
Понятие
«управление» вошло в нашу жизнь
настолько прочно, что мы иногда
не задумываемся над его точным значением.
Когда речь идет об управлении людьми,
объединенными в организацию, то
ко многим другим аспектам управленческой
деятельности присоединяется и аспект
психологический, поэтому в психологической
науке появился и успешно развивается
новый предмет - психология управления.
Для всякой науки важно точное определение
ее предмета. Понимание предмета психологии
управления, до сих пор носит дискуссионный
характер, так как в современном обществе
эта тема, как никогда, актуальна. Чтобы
понять, что такое психология управления,
обратимся к таким понятиям, как «психология»,
«управление», «менеджмент».
Психология - это наука о закономерностях
развития и функционирования психики
как особой формы жизнедеятельности. Точнее
- объективная наука о субъективных психических
явлениях. Психика имеет две основные
функции: отражение - построение образа
мира и регуляция поведения на основе
этого образа [4].(стр 5)
Управление - это совокупность системы
скоординированных мероприятий, направленных
на достижение значимых целей организации.
Современные немецкие исследователи
проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают
такое определение управления: «Управление
- это такое руководство людьми и такое
использование средств, которое позволяет
выполнять поставленные задачи гуманным,
экономичным и рациональным путем».
Известный американский ученый П. Друкер
также дает определение понятию «управление».
С его точки зрения «управление - это особый
вид деятельности, превращающий неорганизованную
толпу в эффективную целенаправленную
и производительную группу» [5].В самом
общем виде под управлением понимается
элемент, функция, обеспечивающая сохранение
определенной структуры, организованных
систем, поддержание режима их деятельности,
реализацию их программы и целей.
До начала XX века управление не считалось
самостоятельной областью научного исследования.
Однако с появлением книги Ф. Тейлора «Менеджмент»
или «Управление фабрикой» в 1911 г. были
выделены основные принципы управленческого
труда.
В 20-е гг. известный французский инженер
А. Файоль предложил последовательную
систему принципов менеджмента. Благодаря
А. Файолю управление стали считать особой
специфической деятельностью. В этой связи
возникла особая прикладная междисциплинарная
наука - «психология управления» [3].(стр18)
Цель психологии управления - разработка
путей повышения эффективности и качества
жизнедеятельности организационных систем.
Содержание психологии управления - разработка
психологических аспектов деятельности
человека, группы и организации в целом.
Источники психологии управления:
*
практика управления
*
развитие психологической науки;
*
развитие социологии организаций
[3,5]. (стр 57) Психология
управления была призвана решить две задачи
:
1) подбор сотрудников к функциям и друг
к другу соответственно их индивидуальным
особенностям
2) воздействие на психику работников
через стимулирование. Организация
представляет собой форму объединения
группы людей (два и более), деятельность
которых сознательно координируется субъектом
управления для достижения общей цели
или целей и для упорядочения совместной
деятельности. В зависимости от целей
и условий деятельности индивиды в социальном
управлении выступают субъектами и объектами
управления.
Субъектом управления является носитель
предметно-практической деятельности,
источник управленческой активности,
направленной на определенный объект
управления. Субъектами управления может
выступать как отдельный индивид, так
и социальная группа.
Объектом управления может быть часть
объективной действительности, на которую
направлено управленческое воздействие.
Объектом управления также может выступать
и отдельный индивид, и социальная группа.
Между субъектом и объектом управления
существуют диалектическое взаимодействие
и взаимовлияние. При этом важным условием
эффективности управления является соответствие
субъекта управления его объекту [3].(стр
44)
Организация - это структура, в рамках
которой проводятся определенные мероприятия
для достижений определенных значимых
целей, а также одна из функций управления.
Для того чтобы группа могла называться
организацией, необходимо выполнение
нескольких обязательных требований.
К ним относятся:
а) наличие по меньшей мере двух людей,
которые считают себя членами этой группы;
б) наличие хотя бы одной цели как конечного
состояния или результата, которую принимают
как общую для всех члены этой группы;
в) существование членов группы, которые
сознательно и намеренно работают сообща
для достижения значимой для них всех
цели [5].(стр.9)
Психология управления пересекается с
различными областями психологии. Так,
например, общая психология так же, как
и психология управления, изучает мотивацию,
личность, волю, эмоции и чувства и т.п.
Но, в отличие от общей психологии, в которой
основной проблемой является проблема
личности, в психологии управления она
рассматривается в прикладном аспекте:
как субъект и объект управления.Общеизвестны
ее связи с общей, социальной, инженерной
психологией, эргономикой, экономической
психологией, а также с другими науками,
например философией, социологией организаций.
Среди психологических дисциплин психология
управления является самостоятельным
разделом психологии, но управление невозможно
без соответствующего экономического
контекста, т.е. без использования знаний
экономической теории, эргономики, менеджмента,
этики, культуры и психологии делового
общения и др. [3].(стр.75)
Таким
образом, психология управления - междисциплинарная
прикладная отрасль психологии, основной
задачей которой является изучение и решение
проблем управленческой деятельности
с помощью психологических знаний и теорий.
Синонимами понятия «Психологии управления»
являются понятия «организационная психология»,
«психология организаций», «менеджмент».
Менеджмент - это управление, руководство,
дирекция, администрация. Субъект,
осуществляющий управленческие функции,
называется менеджер. Слово «менеджер»
прочно вошло в практику и зарубежного
и отечественного управления [5].(стр.32)
Деятельность современного менеджера
непосредственно зависит от умелого использования
человеческого фактора. Менеджер должен
обладать определенными управленческими
способностями, чтобы нужным образом воздействовать
на людей, которые ему подчинены, а также
на тех, кто ему не подчиняется, по от которых
зависит работа всей организации, которой
он руководит.
Деятельность менеджера очень разноплановая.
Он ответственен за выполнение всех управленческих
функций; стратегическое планирование,
маркетинг, оперативное управление, управление
персоналом.Когда говорится о менеджменте,
то имеется в виду группа управляющих.
Если речь идет об экономике, то подразумевают;
- высших управляющих - высшее звено обусловливает
общее движение организации, ее изменчивость
и направления развития;
- менеджеров среднего звена, подчиненных
дирекции - создает жизнеспособную структуру,
действующую в целостности относительной
стабильности связей.
- низовых управляющих (руководителей
отделов и цехов) - низовое звено обеспечивает
устойчивость определенных параметров
системы.
В этой связи становится понятым, что
«нет существенных различий между руководителями
и управляющими, администраторами и начальниками.
Общим для них является то, что все они
выполняют определенные функции, добиваясь
результатов посредством создания необходимых
условий для эффективной групповой деятельности»
[5, 6].(стр.56)
Система управленческой деятельности
опирается на два социально-психологических
феномена:
* собственно управление, т.е. целенаправленное
воздействие на определенный объект;
* подчинение, т.е. восприимчивость и подверженность
целенаправленному воздействию субъекта
воздействия. В зависимости от типологических
черт само чувство подчинения переживается
разными людьми не одинаково. Мананникова,
Е.Н. в учебном пособии «Психология управления»
выделяет три типа подчинения:
* строптивое: работник воспринимает подчинение
как вынужденное и внешне навязанное отношение;
для него характерно слабое понимание
мотивов подчинения и долга;
* равнодушное: работник вполне удовлетворен
своим положением, так как это освобождает
его от принятия ответственных решений;
исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
* инициативное: работник осознает необходимость
подчинения, чувство долга у него переходит
в привычку, но не заглушает инициативу.
В основе такого типа подчинения лежит
критическая оценка руководителя и признание
его авторитета [3]. (стр.45)
Руководитель и подчиненный не могут существовать
друг от друга, поэтому должна быть система
согласованной деятельности, опирающаяся
на повторяющиеся циклы получения и переработки
информации, и обеспечивающаяся за счет
организации, регулирования, планирования
и контроля. Это и есть сущность или содержательная
сторона управления в поддержании целостности,
достижении целей, развитии организации.
Из всего выше сказанного, следует,
что психология управления - это отрасль
психологической науки, объединяющая
достижения различных наук в области изучения
психологических аспектов процесса управления
и направленная на оптимизацию и повышение
эффективности этого процесса.
2. Предмет и задачи
психологии управления
Понимание управления как профессии, основывающейся
на всевозможных достижениях междисциплинарной
области научного и практического знаний,
занимает прочное место в современном
обществе. В настоящее время считается,
что руководитель любого уровня призван
решать две взаимосвязанные задачи: ·
овладеть теоретическими основами рационального
управления, т.е. наукой управления;
· уметь творчески применять положения
этой науки, то есть овладеть искусством
управления. Первая задача решается в
процессе обучения, вторая - в процессе
практической деятельности [6].(стр.105)
Деятельность руководителей (менеджеров),
реализуемая в выполнении основных управленческих
функций, это и есть предмет психологии
управления.
Предметом психологии управления являются
психологические аспекты процесса руководства
различными видами совместной деятельности
и межличностного общения в организациях,
т.е. психологические аспекты управленческих
отношений. Конкретное проявление предмета
психологии управления может быть представлено
в следующих уровнях психолого-управленческой
проблематики:
1. Психологические аспекты деятельности
руководителя: *
психологические особенности управленческого
труда вообще, его специфика в различных
сферах деятельности;
* психологический анализ личности руководителя,
психологические требования к личностным
качествам руководителя;
* психологические аспекты принятия управленческого
решения;
* индивидуальный стиль управления руководителя
и проблемы его коррекции.
2. Психологические аспекты деятельности
организации как субъекта и объекта
управления: *
возможности использования психологических
факторов для решения управленческих
задач;
* закономерности формирования благоприятного
социально-психологического климата в
организации;
* закономерности формирования оптимальных
межличностных взаимоотношений в организации,
проблема психологической совместимости;
* формальная и неформальная структуры
организации;
* мотивация труда членов организации;
* ценностные ориентации в организации,
управление процессом их формирования.
3.Методы психологии управления
Методы управления - это способы осуществления
управленческих воздействий на персонал
для достижения целей управления организацией. Различают
экономические, административно-правовые
и социально-психологические методы управления,
которые отличаются способами и результативностью
воздействия на персонал.
Экономические методы управления являются
способами воздействия на персонал на
основе использования экономических законов.
Административно-правовые методы являются
способами осуществления управленческих
воздействий на персонал, основанными
на властных отношениях, дисциплине и
системе административно-правовых взысканий.
Важными для воздействия на персонал являются
социально-психологические методы управления,
составляющими его социально-психологическую
основу.
1. Сущность социально – психологических
методов управления
Социально-психологические методы - это
способы осуществления управленческих
воздействий на персонал, основанные на
использовании закономерностей социологии
и психологии. Эти методы направлены как
на группу сотрудников, так и на отдельные
личности. По масштабам и способам воздействия
их можно разделить на: социологические,
направленные на группы сотрудников в
процессе их производственного взаимодействия,
и психологические, целенаправленно воздействующие
на внутренний мир конкретной личности. Современная
концепция управления выдвигает в качестве
приоритетов: сохранение, кооперацию,
качество, партнерство, интеграцию. В центре
стратегической концепции управления
персоналом находится человек как наивысшая
ценность для организации. Такой сложный
организм, каким является персонал современной
организации, не может рассматриваться
с позиций содержания только его формальной
структуры и разложения ее на отдельные
части.
Наряду со структурным подходом, отражающим
статику персонала, превалирующее значение
имеет поведенческий подход, рассматривающий
конкретную личность, систему отношений
между людьми, их компетентность, способности,
мотивацию к труду и достижению поставленных
целей. Причинами, побуждающими людей
объединиться в организации и взаимодействовать
в их формальных рамках, являются физические
и биологические ограничения, свойственные
каждой отдельной личности, и цели, достижение
которых требует коллективных усилий.
Объединяя свои усилия, каждый сотрудник
дополняет друг друга и влияет тем самым
на поведение организации в целом с целью
повышения ее эффективности.
Главная роль в рассмотрении жизнедеятельности
персонала в структуре организации принадлежит
науке об управлении. Комплексное решение
проблем организации требует учитывать,
что в ее состав входят объекты двоякой
природы:
· факторы, определяющие социально-психологическую
структуру
· организации (персонал с совокупностью
индивидуальных способностей, интересов,
мотивов поведения, неформальных отношений
и т.п.);
· факторы производственной структуры
(предметы и орудия труда, технологические
нормативы и т.д.).
Целевой задачей теории управления является
изучение влияния индивидуального и группового
поведения на функционирование организации.