Социально-психологические причины девиантного поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Научные представления о человеческом поведении получили особенно быстрое развитие в начале ХХ века, с того времени, когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешние наблюдаемые реакции (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул — реакция» в ответ на внешнее раздражение. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов

Содержание

Введение.
Виды социальных норм.
Понятие и виды девиантного поведения.
Причины возникновения девиантного поведения.
Формы девиантного поведения.
Вывод.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

КР девиантное поведение.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

      Наличие в повседневной практике  большого  числа  конфликтующих  норм, неопределенность в связи с этим  возможного выбора  линии  поведения  могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией  (состояние  отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором  личность  не  имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборелинии нормативного поведения.

       Роберт  К.  Мертон  внес  некоторые   изменения  в  концепцию  аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации  является  разрыв между культурными целями общества и социально  одобряемыми (легальными  или институциональными) средствами их достижения .  Например,  в то время  как  общество  поддерживает  усилия  своих  членов  в  стремлении   к повышению  благосостояния  и  высокому  социальному   положению,   легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма  ограничены: когда  человек  не  может  добиться  благосостояния  с  помощью  таланта   и способностей (легальные средства), он может  прибегнуть  к  обману,  подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

      Р. Мертоном  была  разработана  типология  поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии  отношение к целям  и средствам любой личности укладывается в следующие классы: конформист принимает как культурные цели, так и институциональные  средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества; новатор  пытается  достигнуть  культурных  целей  (которые   он   принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные); ритуалист принимает институциональные средства, которые  абсолютизирует,  но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует  или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой  поведения, в то  же  время  оригинальные,  нетрадиционные  средства  им,  как  правило, отвергаются; изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей,  так  и  от институциональных средств, необходимых для их  достижения  (например  бомжи, наркоманы, алкоголики); мятежник  пребывает  в  нерешительности  относительно  как  средств,  так  и культурных целей; он  отступает  от  существующих  целей  и  средств,  желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства  для  их  достижения

      При использовании этой типологии важно помнить,  например,  что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той  или  иной  степени все перечисленные типы.  Однако  какой-то  из  типов обычно  проявляется  в большей мере и характеризует личность.

      Таким образом, отклоняющееся  поведение играет в обществе  двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества,  с  другой- поддерживает эту стабильность. Так  например,  при  наличии  в  обществе   или   социальной   группе многочисленных  случаев  социальных  отклонений  люди   утрачивают   чувство ожидаемого  поведения.  Происходит  дезорганизация  культуры  и   разрушение социального порядка. С другой стороны, отклоняющееся  поведение  является  одним  из  путей адаптации  культуры  к  социальным  изменениям.  Нет   такого   современного общества, которое долгое время  оставалось  бы  статичным.  Даже  совершенно изолированные от мировых цивилизаций  сообщества  должны  время  от  времени изменять образцы своего  поведения  из-за  изменения  окружающей  среды.  Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения  и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются  и развиваются в результате повседневного поведения индивидов,  в  столкновении постоянно возникающих социальных  обстоятельств.  Отклоняющееся  от  старых, привычных норм поведение  небольшого  числа  индивидов  может  быть  началом создания  новых  нормативных  образцов.  Постепенно,  преодолевая  традиции, отклоняющееся  поведение  содержащее  новые  жизнеспособные  нормы,  все   вбольшей степени  проникает  в  сознание  людей.  По  мере  усвоения  членами социальных групп поведения, содержащего  новые  нормы,  оно  перестает  быть отклоняющимся.

    1. Формы девиантного поведения

Агрессивное поведение. Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков названа деструктивность — разрушительность. Деструктивность тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия.

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессия как  психическая реальность имеет конкретные характеристики:

а) направленность на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность);

б) формы  проявления (явные: конфликтность, злословие, давление, принуждение и латентные: уход от контактов, бездействие с целью навредить кому-либо);

в) интенсивность.

Зависимое поведение. Зависимые формы отклоняющегося поведения — достаточно распространенный вид девиаций. В той или иной степени они затрагивают любую семью.

Зависимое поведение личности представляет серьезную социальную проблему. В выраженной форме оно может иметь ряд негативных последствий: утрата трудоспособности, конфликты с окружающими, распад семьи, совершение преступлений и пр.

Различные формы  зависимого поведения нередко называют вредными или пагубными привычками.

Пьянство (алкоголизм). В терминологическом плане следует различать «алкоголизм» как болезнь и «пьянство» как неумеренное употребление спиртных напитков, не приводящее к развитию признаков алкоголизма.

Разграничить  эти понятия необходимо хотя бы потому, что при профилактике и лечении  алкоголизма применяются меры медицинского характера, а при борьбе с пьянством — меры педагогического и общественного воздействия1.

В последние  десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей. Многие подростки рассматривают вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства — как проявление мужественности и независимости.

Наркотическая зависимость. Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их употребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов; для восстановления сил; для изменения сознания; для снятия боли и неприятных ощущений. С этой целью использовались различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения.

Суицид. Мировой опыт исследования самоубийств позволяет выделить следующие основные закономерности суицидального поведения:

1) суициды в  большей степени характерны для  высокоразвитых стран и сегодня существует тенденция к увеличению их числа;

2) самоубийства  чаще совершаются в возрасте  после 55 и до 20 лет; сегодня,  к сожалению, нередки случаи, когда  самоубийства совершают даже 10–12-летние  дети;

3) мировая статистика  свидетельствует, что суицидное  поведение чаще проявляется в городах (наиболее высокий уровень в городах с числом жителей от 500 до 1 млн. В городах-миллионерах уровень ниже среднего, т. к. социальная обстановка в мегаполисах лучше, чем просто в больших городах за счет более высокого уровня социального и экономического развития);

4) в сельской  местности низкий уровень самоубийств  можно объяснить относительно более устойчивым и привычным укладом жизни, более тесными межличностными отношениями, национально-религиозными традициями, относительно большим числом детей в семье;

5) на крайних  полюсах общественной иерархии;

6) суицидная  активность имеет определенные  временные циклы — весенне-летний пик и осенне-зимний спад; 60 % всех самоубийств приходится на весну и лето. По мнению психологов, это происходит потому, что именно в данный период особенно заметен контраст между ярким расцветом природы и тусклостью внутреннего состояния.

Бродяжничество. Одной из проблем, которая считается вечной и повторяется из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда субъективных и объективных причин не смогли найти достойное место в обществе. Они оказались в самых низших слоях общества. Это люди, которые не смогли «состояться» в жизни. Одной из крайних форм аутсайдерства является бродяжничество. Это форма отклоняющегося поведения, возникшая в результате двойного конфликта. С одной стороны, это неумение достичь целей в жизни законными средствами, а с другой — неумение прибегнуть к незаконным методам вследствие внутренних запретов. Это приводит к «бегству» от требований общества, смирению с создавшимся положением.

Бродяжничество — это систематическое перемещение из одной местности в другую в течение длительного времени либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.

Попрошайничество. После распада СССР широкую распространенность получило попрошайничество. Сегодня можно выделить следующие группы лиц, занимающихся попрошайничеством:

1) бродяги, для  которых оно является одним  из источников существования;

2) престарелые  и инвалиды, которым не хватает  пенсии на лекарства, оплату жилья, ухаживающий персонал и др.;

3) профессиональные  нищие, для которых это довольно  доходный бизнес;

4) те, кто подобным  образом попросту подрабатывает.

Побеги  из дома. Отдельно уместно выделить еще одну группу бомжей — это дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет. Эта группа еще недостаточно изучена. Результаты некоторых исследователей указывают, что у 86 % юношей побеги из дома — это эмансипированные побеги, а у 30 % девушек — демонстративные побеги.

Повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество бывают в основном у мальчиков преимущественно в период от 7 до 16 лет (чаще в период от 7 до 13 лет). Начиная с 14–15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Что же представляют собой побеги в данный возрастной период? Итак, это:

- своеобразная  форма выражения протеста или  обиды на учителей, родителей;

- иногда подобные  побеги обусловлены страхом перед  возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или плохую отметку в школе;

- значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов; в их основе может лежать плохое настроение;

- уход из  дома может быть вызван импульсивно  возникшим неодолимым влечением.  При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит  неожиданно, без всяких раздумий, по типу «готового решения

Вандализм. Одной из форм проявления девиации и разрушительного поведения человека является вандализм — бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Происхождение слова связано с названием восточно-германского племени вандалов, осуществивших в 455 году завоевание Рима, в ходе которого были уничтожены некоторые памятники античной культуры.

Говоря о  вандализме, исследователи подразумевают  разнооб-разные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Трудность в выработке определения состоит также в том, что индивидуальные, групповые и социальные нормы в понимании того, какие именно разрушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают.

Граффити. Существует оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи — граффити. В нашей стране этот феномен почти не изучен, публикаций по данной тематике очень мало, и носят они в основном историко-этнографический характер. Первоначально термин «граффити» (итал. graffito — нацарапанный) относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности.

В современном  мире граффити относятся к тому типу разрушений, ущерб от которых рассматривается как «неизбежные издержки», а деятельность по устранению надписей является рутинной обязанностью. Действительно, по сравнению с другими разновидностями вандализма (поджоги, осквернение памятников и др.) и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения человека.

 

    1.  Вывод

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Информация о работе Социально-психологические причины девиантного поведения человека