Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:36, курсовая работа
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает дальнейшее развитие наказаний, альтернативных лишению свободы. В этой связи предполагается придание деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) социальной направленности, предусматривающей ресоциализацию осужденных в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Наиболее остро сегодня стоит вопрос социально-психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными
Введение…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие, правовая природа условного осуждения и его место в системе мер уголовно-правового характера
§1.1 Понятие и юридическая природа условного осуждения………..5
§1.2 Основания и условия применения условного осуждения. Испытательный срок и его значение…………………………………………..11
§1.3 Обязанности, возлагаемые на условно осужденного в течение испытательного срока………………………………………………………….23
Глава 2. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными
§2.1. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными…………………………………………………………………….27
§2.2. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными женщинами, несовершеннолетними, семьями…..………….30
Заключение…………………………………………….…………….....40
Список использованной литературы………………………………..44
В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением, уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонении.
ГЛАВА 2. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными
§2.1. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными
«Можно определить социально-психологическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего (известного) опыта решения определенных социально-психологических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной характер»23.
«Технологии прикладного характера используются в работе с осужденными. Преступность во все времена расценивалась как социальное зло, и никогда не ставилась под сомнение необходимость борьбы с фактами преступных проявлений. На протяжении веков и тысячелетий самым распространенным реагированием со стороны государства на преступность являлась смертная казнь. Гуманизация общественных отношений породила такой вид уголовного наказания, как лишение свободы. Необходимость концентрации усилий субъектов воспитательной работы в исправительных учреждениях, оптимизации их деятельности, определения системы воспитательных алгоритмов ставит задачу технологизации всего исправительного процесса, иначе говоря, - задачу разработки социально-педагогических технологии, обеспечивающих наиболее эффективное исправление осужденных24».
«Социально-психологические технология отличается предсказуемостью и воспроизводимостью результатов деятельности. Воспитатель может добиться в своей практической работе значительных успехов на основе индивидуального мастерства, таланта, интуиции, однако если вся его деятельность будет основана только на собственной индивидуальности, то с уходом такого человека может рухнуть вся его система воспитания. Технология же, основанная на точных характеристиках и механизмах воспитательных процессов, обобщающая хорошо известные, апробированные, обоснованные, не вызывающие сомнения факты, обеспечивает ее относительную независимость от индивидуальности субъекта, а значит и преемственность в деятельности субъектов»25.
«Для осужденных, приговорённых к наказаниям без изоляции от общества и являющихся объектом воспитательного воздействия в целях исправления, могут использоваться стимулирующие социально-педагогические технологии. Суть стимулирующих социально-педагогических технологий исправления осужденных состоит в том, что они должны устанавливать четкую зависимость реализации возникающих у осужденных потребностей и желаний от их правопослушного поведения. При организации стимулирования поведения осужденных необходимо также учитывать их потребностную мотивацию, выраженную в таких формах направленности личности, как влечение, желание и стремление, в целях формирования у них в дальнейшем идеала, мировоззрения и убеждения, в основе которых тоже присутствуют потребности, но более высокого уровня - социального, духовного и нравственного»26.
Вывод:
Таким образом, социально-психолоческую технологию можно определить как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего (известного) опыта решения определенных социально-психологических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной характер. Технологии прикладного характера используются в работе с осужденными. Преступность во все времена расценивалась как социальное зло, и никогда не ставилась под сомнение необходимость борьбы с фактами преступных проявлений.
Для осужденных, приговорённых к наказаниям без изоляции от общества и являющихся объектом воспитательного воздействия в целях исправления, могут использоваться стимулирующие социально-педагогические технологии. Суть стимулирующих социально-педагогических технологий исправления осужденных состоит в том, что они должны устанавливать четкую зависимость реализации возникающих у осужденных потребностей и желаний от их правопослушного поведения. При организации стимулирования поведения осужденных необходимо также учитывать их потребностную мотивацию, выраженную в таких формах направленности личности, как влечение, желание и стремление, в целях формирования у них в дальнейшем идеала, мировоззрения и убеждения, в основе которых тоже присутствуют потребности, но более высокого уровня - социального, духовного и нравственного.
§2.2. Социально-психологические
технологии работы с условно-осужденными
женщинами, несовершеннолетними,
семьями §2.2.1.Социально-
«Выстраивая технологию социально-психологической работы с подростками, следует учитывать: а) привязанность ребенка в семье (ее качество); б) (не)способность к процветанию. Чтобы обусловить процесс позитивных изменений в социальном поведении подростков, необходимо осуществить коррекцию их самооценки. Для достижения этой цели организуется индивидуально-групповая работа с применением тренинга, дискуссии, ролевой игры»27.
«Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей с позиции социально-психологического подхода может включать в себя следующие виды услуг и соответствующие им социально-психологические технологии и методы их реализации:
- социально-психологическое
и психологическое
- психологическая диагностика и обследование личности;
- психологическая коррекция;
- психотерапевтическая помощь;
- социально-психологический патронаж;
- психологические тренинги;
- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- экстренная психологическая (в т.ч. по телефону) и медико-психологическая помощь;
- оказание психологической помощи, в т.ч. беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса.
В то же время целостная технология социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, применяемая в УИИ, включает в себя:
1) социальную диагностику и
2) моделирование технологии
3) определение методов, показателей
и критериев оценки
4) организацию взаимодействия (в том числе межведомственного), надзора и социального контроля;
5) этап реализации программы социальной реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя, применения методов профессиональной социальной работы, привлечения волонтерской и благотворительной помощи;
6) оценку достигнутых результатов, в том числе на основе данных повторного социально-психологического обследования подростка;
7) прогноз социального поведения ребенка- делинквента»28.
Вывод: Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей с позиции социально-психологического подхода может включать в себя следующие виды услуг и соответствующие им социально-психологические технологии и методы их реализации:
- социально-психологическое
и психологическое
- психологическая диагностика и обследование личности;
- психологическая коррекция;
- психотерапевтическая помощь;
- социально-психологический патронаж;
- психологические тренинги;
- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- экстренная психологическая (в т.ч. по телефону) и медико-психологическая помощь;
- оказание психологической
§2.2.2. Особенности технологизации социально-психологической работы с женщинами условно-осужденными
Социально-психологическая работа с женщинами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, - ключевой структурный компонент технологии социального сопровождения осужденных в УИИ, который – пока недостаточно упорядочен (не имеет системы) и технологически слабо оснащен. Это означает, что социально-психологический подход к социальной реабилитации осужденных женщин в УИИ находится в стадии становления.
«Однако он имеет перспективу развития: в типовой структуре и штатном расписании УИИ приказом ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24 предусматривается отделение (группа) психологического обеспечения»29, а в силу приказа ФСИН России от 4 июня 2010 г. №259 «Об участии уголовно-исполнительных инспекций в социальной работе с осужденными, нуждающимися в социальной поддержке со стороны государственных органов» сотрудники УИИ обязаны участвовать в социальной работе с осужденными (хотя должности социального работника в штатном расписании УИИ 2012 г. нет).
Технологизировать процесс социально-психологической работы с осужденными женщинами, состоящими на учете УИИ, - значит упорядочить и оптимизировать процесс отбывания ими срока наказания, наполнив его содержание информацией, идеями и специальными приемами, позволяющими женщинам «дорастать» до минимума социальной зрелости личности.
«Стоит подчеркнуть, что любую технологию социально-психологической работы с женщинами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, следует рассматривать как часть технологии социального сопровождения, применяемой в УИИ, хотя она представляет собой относительно самостоятельную, завершенную, строгую систему действий, нацеленную на решение конкретной практической задачи, - реабилитация и развитие личности женщины, профилактика рецидивной преступности - методами практической социальной психологии.
УИИ также может выступить «заказчиком» социально-психологических услуг для женщин, осужденных к наказаниям без изоляции от общества. В свою очередь социальные службы могут предоставить осужденным женщинам такие виды социально-психологических услуг, как диагностика, коррекция, профилактика, консультирование, тренинг, психотерапия, патронаж.
Женщины, осужденные к наказаниям без изоляции от общества, могут получать социально-психологическую помощь, работая над изменением своего социального положения индивидуально, привлекая к работе значимых членов своей семьи или близких людей (коррекция межличностных отношений в диаде), участвуя в групповой работе (оказание социально-психологической помощи семье осужденной женщины, женские проблемно ориентированные группы)»30.
Целостный процесс социально-психологического сопровождения осужденных-женщин, состоящих на учете в УИИ, для управления которым применяется технология, включает в себя следующие структурные компоненты:
1)социально-психологическая диагностика и обследование личности осужденной женщины;
2)выявление психологических, социальных и социально-психологических факторов, обусловливающих ее делинквентное поведение;
3)моделирование технологии социального сопровождения осужденной женщины с учетом совокупности факторов ее делинквентности, половозрастных, индивидуально-личностных, культурно-религиозных и других особенностей, а также содержания приговора суда;
4)составление индивидуальной программы социально-психологической реабилитации, поиск соответствующих социальных служб и подбор специалистов, определение условий, форм и методов работы с женщиной, заключение контракта с осужденной;
5)определение показателей, методов и критериев оценки эффективности социально-психологической работы с осужденной, (а также применяемой технологии);
6)организация межведомственного взаимодействия в целях реализации целей и задач социально-психологической реабилитации осужденной женщины, оформление писем и подписание договоров о сотрудничестве;
7)этап реализации программы социально-психологической работы с осужденной, применения методов текущего контроля процесса ее социальной реабилитации;
8)оценка достигнутых результатов (повторная социально-психологическая диагностика личности и социальной сети осужденной);
9) прогноз постепенного снижения степени социальной уязвимости осужденной и определение условий, при которых женщина, отбывшая срок наказания без изоляции от общества, сможет вести законопослушный образ жизни.
Информация о работе Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными в УИИ