Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными в УИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает дальнейшее развитие наказаний, альтернативных лишению свободы. В этой связи предполагается придание деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) социальной направленности, предусматривающей ресоциализацию осужденных в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Наиболее остро сегодня стоит вопрос социально-психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие, правовая природа условного осуждения и его место в системе мер уголовно-правового характера
§1.1 Понятие и юридическая природа условного осуждения………..5
§1.2 Основания и условия применения условного осуждения. Испытательный срок и его значение…………………………………………..11
§1.3 Обязанности, возлагаемые на условно осужденного в течение испытательного срока………………………………………………………….23
Глава 2. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными
§2.1. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными…………………………………………………………………….27
§2.2. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными женщинами, несовершеннолетними, семьями…..………….30
Заключение…………………………………………….…………….....40
Список использованной литературы………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Сычёва 34 взвод.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением, уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 2. Социально-психологические технологии работы      с условно-осужденными

 

§2.1. Социально-психологические технологии работы  с условно-осужденными

 

«Можно определить социально-психологическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего (известного) опыта решения определенных социально-психологических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной характер»23.

«Технологии прикладного характера используются в работе с осужденными. Преступность во все времена расценивалась как социальное зло, и никогда не ставилась под сомнение необходимость борьбы с фактами преступных проявлений. На протяжении веков и тысячелетий самым распространенным реагированием со стороны государства на преступность являлась смертная казнь. Гуманизация общественных отношений породила такой вид уголовного наказания, как лишение свободы. Необходимость концентрации усилий субъектов воспитательной работы в исправительных учреждениях, оптимизации их деятельности, определения системы воспитательных алгоритмов ставит задачу технологизации всего исправительного процесса, иначе говоря, - задачу разработки социально-педагогических технологии, обеспечивающих наиболее эффективное исправление осужденных24».

«Социально-психологические технология отличается предсказуемостью и воспроизводимостью результатов деятельности. Воспитатель может добиться в своей практической работе значительных успехов на основе индивидуального мастерства, таланта, интуиции, однако если вся его деятельность будет основана только на собственной индивидуальности, то с уходом такого человека может рухнуть вся его система воспитания. Технология же, основанная на точных характеристиках и механизмах воспитательных процессов, обобщающая хорошо известные, апробированные, обоснованные, не вызывающие сомнения факты, обеспечивает ее относительную независимость от индивидуальности субъекта, а значит и преемственность в деятельности субъектов»25.

«Для осужденных, приговорённых к наказаниям без изоляции от общества и являющихся объектом воспитательного воздействия в целях исправления, могут использоваться стимулирующие социально-педагогические технологии. Суть стимулирующих социально-педагогических технологий исправления осужденных состоит в том, что они должны устанавливать четкую зависимость реализации возникающих у осужденных потребностей и желаний от их правопослушного поведения. При организации стимулирования поведения осужденных необходимо также учитывать их потребностную мотивацию, выраженную в таких формах направленности личности, как влечение, желание и стремление, в целях формирования у них в дальнейшем идеала, мировоззрения и убеждения, в основе которых тоже присутствуют потребности, но более высокого уровня - социального, духовного и нравственного»26.

 

Вывод:

Таким образом, социально-психолоческую технологию можно определить как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего (известного) опыта решения определенных социально-психологических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной характер. Технологии прикладного характера используются в работе с осужденными. Преступность во все времена расценивалась как социальное зло, и никогда не ставилась под сомнение необходимость борьбы с фактами преступных проявлений.

Для осужденных, приговорённых к наказаниям без изоляции от общества и являющихся объектом воспитательного воздействия в целях исправления, могут использоваться стимулирующие социально-педагогические технологии. Суть стимулирующих социально-педагогических технологий исправления осужденных состоит в том, что они должны устанавливать четкую зависимость реализации возникающих у осужденных потребностей и желаний от их правопослушного поведения. При организации стимулирования поведения осужденных необходимо также учитывать их потребностную мотивацию, выраженную в таких формах направленности личности, как влечение, желание и стремление, в целях формирования у них в дальнейшем идеала, мировоззрения и убеждения, в основе которых тоже присутствуют потребности, но более высокого уровня - социального, духовного и нравственного.

 

 

§2.2. Социально-психологические технологии  работы с  условно-осужденными женщинами, несовершеннолетними, семьями  §2.2.1.Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными несовершеннолетними

«Выстраивая технологию социально-психологической работы с подростками, следует учитывать: а) привязанность ребенка в семье (ее качество); б) (не)способность к процветанию. Чтобы обусловить процесс позитивных изменений в социальном поведении подростков, необходимо осуществить коррекцию их самооценки. Для достижения этой цели организуется индивидуально-групповая работа с применением тренинга, дискуссии, ролевой игры»27.

«Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей с позиции социально-психологического подхода может включать в себя следующие виды услуг и соответствующие им социально-психологические технологии и методы их реализации:

- социально-психологическое  и психологическое консультирование;

- психологическая диагностика  и обследование личности;

- психологическая коррекция;

- психотерапевтическая помощь;

- социально-психологический  патронаж;

- психологические тренинги;

- проведение занятий  в группах взаимоподдержки, клубах  общения;

- экстренная психологическая (в т.ч. по телефону) и медико-психологическая  помощь;

- оказание психологической помощи, в т.ч. беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса.

В то же время целостная технология социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, применяемая в УИИ, включает в себя:

1) социальную диагностику и социально-психологическое  обследование подростка; 

2) моделирование технологии социального  сопровождения с учетом индивидуально-личностных  особенностей несовершеннолетнего  правонарушителя и особенностей  ситуации его социального развития, разработка программы социальной реабилитации (в нее в качестве ведущего компонента включается подпрограмма социально-психологической работы с подростком);

3) определение методов, показателей  и критериев оценки эффективности  социального сопровождения (в перечень отслеживаемых показателей также включаются и социально-психологические показатели);

4) организацию взаимодействия (в том числе межведомственного), надзора и социального контроля;

5) этап реализации программы социальной реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя, применения методов профессиональной социальной работы, привлечения волонтерской и благотворительной  помощи;

6) оценку достигнутых результатов, в том числе на основе данных повторного социально-психологического обследования подростка;

7) прогноз социального поведения ребенка- делинквента»28.

    Вывод: Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей с позиции социально-психологического подхода может включать в себя следующие виды услуг и соответствующие им социально-психологические технологии и методы их реализации:

- социально-психологическое  и психологическое консультирование;

- психологическая диагностика  и обследование личности;

- психологическая коррекция;

- психотерапевтическая  помощь;

- социально-психологический патронаж;

- психологические тренинги;

- проведение занятий  в группах взаимоподдержки, клубах  общения;

- экстренная психологическая (в т.ч. по телефону) и медико-психологическая  помощь;

- оказание психологической помощи, в т.ч. беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2.2. Особенности технологизации социально-психологической работы с женщинами условно-осужденными

 

Социально-психологическая работа с женщинами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, - ключевой структурный компонент технологии социального сопровождения осужденных в УИИ, который – пока недостаточно упорядочен (не имеет системы) и технологически слабо оснащен. Это означает, что социально-психологический подход к социальной реабилитации осужденных женщин в УИИ находится в стадии становления.

«Однако он имеет перспективу развития: в типовой структуре и штатном расписании УИИ приказом ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24 предусматривается отделение (группа) психологического обеспечения»29, а в силу приказа ФСИН России от 4 июня 2010 г. №259 «Об участии уголовно-исполнительных инспекций в социальной работе с осужденными, нуждающимися в социальной поддержке со стороны государственных органов» сотрудники УИИ обязаны участвовать в социальной работе с осужденными (хотя должности социального работника в штатном расписании УИИ 2012 г. нет).

Технологизировать процесс социально-психологической работы с осужденными женщинами, состоящими на учете УИИ, - значит упорядочить и оптимизировать процесс отбывания ими срока наказания, наполнив его содержание информацией, идеями и специальными приемами, позволяющими женщинам «дорастать» до минимума социальной зрелости личности.

«Стоит подчеркнуть, что любую технологию социально-психологической работы с женщинами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, следует рассматривать как часть технологии социального сопровождения, применяемой в УИИ, хотя она представляет собой относительно самостоятельную, завершенную, строгую систему действий, нацеленную на решение конкретной практической задачи, - реабилитация и развитие личности женщины, профилактика рецидивной преступности - методами практической социальной психологии.

УИИ также может выступить «заказчиком» социально-психологических услуг для женщин, осужденных к наказаниям без изоляции от общества. В свою очередь социальные службы могут предоставить осужденным женщинам такие виды социально-психологических услуг, как диагностика, коррекция, профилактика, консультирование, тренинг, психотерапия, патронаж.

Женщины, осужденные к наказаниям без изоляции от общества, могут получать социально-психологическую помощь, работая над изменением своего социального положения индивидуально, привлекая к работе значимых членов своей семьи или близких людей (коррекция межличностных отношений в диаде), участвуя в групповой работе (оказание социально-психологической помощи семье осужденной женщины, женские проблемно ориентированные группы)»30.

Целостный процесс социально-психологического сопровождения осужденных-женщин, состоящих на учете в УИИ, для управления которым применяется технология, включает в себя следующие структурные компоненты:

1)социально-психологическая диагностика и обследование личности осужденной женщины;

2)выявление психологических, социальных и социально-психологических факторов, обусловливающих ее делинквентное поведение;

3)моделирование технологии социального сопровождения осужденной женщины с учетом совокупности факторов ее делинквентности, половозрастных, индивидуально-личностных, культурно-религиозных и других особенностей, а также содержания приговора суда;

4)составление индивидуальной программы социально-психологической реабилитации, поиск соответствующих социальных служб и подбор специалистов, определение условий, форм и методов работы с женщиной, заключение контракта с осужденной;

5)определение показателей, методов и критериев оценки эффективности социально-психологической работы с осужденной, (а также применяемой технологии);

6)организация межведомственного взаимодействия в целях реализации целей и задач социально-психологической реабилитации осужденной женщины, оформление писем и подписание договоров о сотрудничестве;

7)этап реализации программы социально-психологической работы с осужденной, применения методов текущего контроля процесса ее социальной реабилитации;

8)оценка достигнутых результатов (повторная социально-психологическая диагностика личности и социальной сети осужденной);

9) прогноз постепенного снижения  степени социальной уязвимости осужденной и определение условий, при которых женщина, отбывшая срок наказания без изоляции от общества, сможет вести законопослушный образ жизни.

Информация о работе Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными в УИИ