Социально-психологический климат в коллективе сотрудников ОВД. Конфликты в служебных коллективах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

По существу, их можно рассматривать как стили реагирования человека в угрожающих для него ситуациях, используемые на бессознательном уровне. Не случайно одна из методик, с помощью которой диагностируется выраженность того или иного защитного механизма, названа "методикой психологической диагностики индекса жизненного стиля".
Выделено уже большое количество защитных механизмов, но самыми изучаемыми оказались восемь: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Содержание

Введение
Механизмы психологической защиты сотрудника и устранения негативных психических состояний
Конфликты в служебных коллективах. Причины, способствующие возникновению конфликтов и неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе сотрудников ОВД.
Динамика конфликта. Методы разрешения конфликта между руководителем и подчиненным.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologia.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра социально-гуманитарных и  экономических дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: этнопсихология

на тему: вариант №3. Социально-психологический климат в коллективе сотрудников ОВД. Конфликты  в служебных коллективах

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Руководитель:


 

 

 

 

 

 

Воронеж

2013 г.

 

 

 

 

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

 

 

Введение

  1. Механизмы психологической защиты сотрудника и устранения негативных психических состояний
  1. Конфликты  в служебных коллективах. Причины, способствующие возникновению конфликтов и неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе сотрудников ОВД.
  1. Динамика конфликта. Методы разрешения конфликта между руководителем и подчиненным.

              Заключение

              Список использованных источников

              

 
 



 

 

     3-4

 

 

    5-10

 

 

 

 

   10-17

 

 

 

 

   17-27

 

   28-29

      30 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конфликтные ситуации наиболее часто  встречаются в деятельности сотрудников  ОВД. Причем конфликты здесь сложны и многообразны. Оскорбления и  насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю  власти и т.д. - все это примеры  конфликтов, которыми обязаны заниматься работники милиции.

Вместе с тем воздействие  экономической и политической ситуации, рост организованной преступности, недостаточный  уровень социальной защищенности, низкий уровень заработной платы, изменения  механизма предоставления льгот - все  это создает в коллективах  обстановку тревожности, раздражительности, повышенной конфликтности, что в  свою очередь мешает качественно  выполнять им свои служебные обязанности.

Нередко в практике правоохранительной деятельности фиксируются примеры  негативного поведения сотрудников  милиции - неуважительное отношение  к гражданам, коллегам по службе, грубость, неопрятный внешний вид, пьянство, недисциплинированность.

Многообразие и сложность конфликтов, с которыми встречаются работники  органов внутренних дел, обязывают  их хорошо разбираться в сущности этих явлений. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма  их развития и способов предупреждения и ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию своего поведения  на пути достижения намеченной цели.

Впервые термин "психологическая  защита" был использован З. Фрейдом.

Психологическая защита - это система регуляции, служащая устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или  внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа "я" и образа мира, которая достигается путем устранения из сознания источников конфликтных переживаний Психологический словарь / Под общ. науч. ред.П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007. - С. 248.

Защитные механизмы - это психологические стратегии, с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс.

По существу, их можно  рассматривать как стили реагирования человека в угрожающих для него ситуациях, используемые на бессознательном уровне. Не случайно одна из методик, с помощью  которой диагностируется выраженность того или иного защитного механизма, названа "методикой психологической  диагностики индекса жизненного стиля".

Выделено уже большое  количество защитных механизмов, но самыми изучаемыми оказались восемь: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

В настоящее время трудно недооценить понятие "психологическая  защита" и виды защитных механизмов личностей, поскольку они окружают нас везде - как в семье, на работе, на учебе, повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

1.Механизмы психологической защиты сотрудника и устранения негативных психических состояний.

В качестве основного механизма  обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита - специальная регулятивная система  стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким  подходом в качестве основной ее функции  рассматривается "ограждение" сферы  сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

В широком смысле термин "психологическая  защита" употребляется для обозначения  любого поведения, устраняющего психологический  дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты  личности, как негативизм, появиться "ложные", замещающие деятельности, измениться система межличностных  отношений.

Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как  результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.

Действие этих защитных механизмов не повышает адекватность информационно-ориентировочной  основы поведения человека и системы  его субъективно-личностных отношений, а зачастую даже снижает их адекватность.

Вытеснение - это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

Подавление - суть механизма - исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций. Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

Регрессия - возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу ("я - малое дитя, и вы обязаны мне помочь"). Решение проблем посредством запроса о помощи. В класс "регрессии" входит также механизм "двигательная активность" - предполагающий уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его косвенного выражения и через непроизвольные движения без развития чувства вины. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими потребность в симбиотических эмоциональных отношениях.

Проекция - это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Механизм развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция призвана справиться со страхом самонеприятия в ответ на отвергающее поведение других. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самоприятия на этом фоне ("если плохой человек меня отвергает, значит я хороший" или "мнение плохого для меня не значимо"). 

Нечеткие формы проекции проявляются  в повседневной жизни. Многие из нас  совершенно некритичны к своим недостаткам  и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает  у незрелых и ранимых личностей.  

Интроекция - это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. 

Рационализация - это защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна. 

Интеллектуализация - этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви). 

Компенсация - это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты. Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты. Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально  приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация  низкого роста - стремлением к  власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

Реактивные образования - этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства (особенно сексуальных и агрессивные) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком "высших социальных (моральных) ценностей". Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для секса и агрессии). Этот механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.). 

Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

Отрицание реальности - это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, болезненных в случае их осознания. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции приятия окружающих, если они демонстрируют безразличие или отвержение. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.). 

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе сотрудников ОВД. Конфликты в служебных коллективах