Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: на основе анализа литературы по теме исследования, показать необходимость социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Выявить сущность исследуемого понятия «адаптация» в результате изучения педагогической и методической литературы.
2. Рассмотреть различные виды деятельности педагога деятельности педагога – психолога по адаптации первоклассников.
3. Изучить возможность использования деятельности педагога – психолога по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы.
4. Провести диагностику адаптации первоклассников на конкретном классе.
5. Составить рекомендации педагогу и родителям детей с низкой и средней адаптацией.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования

Всем известно состояние  ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное  нетерпение, опасение чего-то неизвестного, находишься в постоянном напряжении. Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии. Вследствие чего у детей нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Появляются состояние тревоги, капризы, проявляются более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п.. Ребенку трудно. Он поступает в первый класс, поэтому адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Однако, из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе, из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период. Процесс адаптации детей в современной школе остаётся не до конца изученным, а, следовательно, часто проблемным. Поэтому, проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность.

Проблема адаптации первоклассников  к школе является актуальной для  всей системы образования. Приходя  в школу, попадая в новую для  себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Целью психолого-педагогической деятельности является изучение особенностей психологического сопровождения личностного развития младших школьников в период адаптации. В современной психологической науке в последнее время особую популярность приобретает именно идея сопровождения. Создание системы психолого-педагогической поддержки всем первоклассникам в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Проблема: Каковы особенности адаптации первоклассников к школе?

Цель: на основе анализа литературы по теме исследования, показать необходимость социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: мы предполагаем, что социально – педагогическая деятельность в процессе обучения первоклассников, является условием, способствующим школьной адаптации.

Задачи:

1. Выявить сущность исследуемого  понятия «адаптация» в результате  изучения педагогической и методической  литературы.

2. Рассмотреть различные  виды деятельности педагога деятельности  педагога – психолога по адаптации  первоклассников.

3. Изучить возможность  использования деятельности педагога  – психолога по адаптации   первоклассников к условиям общеобразовательной  школы.

4. Провести диагностику  адаптации первоклассников на  конкретном классе.

5. Составить рекомендации  педагогу и родителям детей  с низкой и средней адаптацией.

Методологическая основа: Дубровина И. В., Варламова А. Я., Гуткина Н. И., Зеленова М. Б., Платонова А. А., Эльконин Д. Б., Венгер А. Л., Обухова Л. Ф., Битянова М. Р., Бугаева Н. Н.

Методы исследования:

Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация, аналогия, моделирование, прогнозирование, идеализация.

Эмпирические: изучение литературы и источников, анализ диагностик, психологическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, обобщение опыта.

Теоретическая значимость: определение понятия «адаптация», а также изучение направлений деятельности педагога – психолога.

Практическая значимость: диагностирование первоклассников по адаптации в школе, составтение рекомендаций по адаптации детей с низким и средним уровнем для педагога и родителей.

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ с. Архангельское.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы школьной адаптации как психолого – педагогической проблемы

1.1 Сущность адаптации первоклассников  к условиям общеобразовательной школы

Начало обучения в школе  – один из наиболее сложных и  ответственных моментов в жизни  детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Поступив в школу, ребенок  становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в  школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание  черт дошкольного детства с особенностями  школьника будет характеризовать  весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в  школе, сталкиваются с теми или иными  трудностями.

Адаптация – это:

1. Приспособление строения  и функций организма, его органов  и клеток к условиям среды,  направленное на сохранение гомеостаза.

2. Приспособление органов  чувств к особенностям воздействующих  стимулов для их оптимального  восприятия и предохранения рецепторов  от перегрузки. Адаптация может  быть психологическая, сенсорная,  социальная.

Социальная адаптация  является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса.

В рамках социальной адаптации  может быть выделена адаптация ребенка  к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс  приспособления ребенка к школе  и школы к ребенку.

Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым  условиям, постепенно привыкает к  ним. В этом ему помогает накопленный  опыт, который с возрастом расширяется  и обогащается.

Адаптация к школе –  перестройка познавательной, мотивационной  и эмоционально - волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [5, c. 65 - 66].

При поступлении в школу  коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.

Режим школьных занятий требует  гораздо более высокого, чем в  дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения  с педагогами и сверстниками в  ходе совместной деятельности требует  развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает  готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у  старших дошкольников. Дети, имеющие  достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными  мотивами и умением произвольно-волевой  регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.

Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным  и индивидуализированным вниманием  родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в  познавательной сфере, но часто не имеют  достаточного опыта взаимоотношений  и вообще стоят на эгоцентрической  личностной позиции. Затруднения, возникающие  вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному  поведению и неудачи в учебной  деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов.

В первые учебные недели может  закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому  многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин).

В большинстве работ констатируется, что слабоуспевающих учащихся характеризуют  следующие личностные свойства: неспособность  к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического  и словесно-логического мышления [6, c. 173].

Готовность ребенка к  школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др.). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе", а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская) [4, c. 23].

Известны многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов. Особо отметим понятие "дезадаптация", которое занимает важное место в  педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано  со слабой успеваемостью, а причины  их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих случаях  является причиной слабой успеваемости (Э.М. Александровская, Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.).

Дезадаптация – это  нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в  школе, которое выступает как  частное явление расстройства у  ребенка общей способности к  психологической адаптации в  связи с какими – либо патологическими  факторами.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут  быть очень шумными, крикливыми, без  удержу носятся по коридорам, отвлекаются  на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются  держаться незаметно, слушают, когда  к ним обращаются с вопросом, при  малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень  капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких  детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными  отклонениями, они вызваны той  нагрузкой, которую испытывает психика  ребенка, его организм в связи  с резким изменением образа жизни, в  связи со значительным увеличением  тех требований, которым ребенок  должен отвечать.

Конечно, не у всех детей  адаптация к школе протекает  с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс  сильно затягивается. Такие дети часто  и подолгу болеют, причем болезни  носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска  с точки зрения возникновения  школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже  переутомленными, т.к школа для  них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и  боли в области живота: страх, тревога  перед предстоящей работой в  классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок  в некоторые дни не может идти в школу [2, c. 152].

Анализируя процесс адаптации  первоклассников к школе, целесообразно  выделить те его формы, знание которых  позволит реализовать идеи преемственности  в работе воспитателя дошкольного  учреждения и учителя общеобразовательной  школы.

1. Адаптация организма  к новым условиям жизни и  деятельности, к физическим и  интеллектуальным нагрузкам. В  данном случае уровень адаптации  будет зависеть от возраста  ребенка, который пошел в школу;  от того, посещал ли он детский  сад или его подготовка к  школе осуществлялась в домашних  условиях; от степени сформированности  морфофункциональных систем организма;  уровня развития произвольной  регуляции поведения и организованности  ребенка; от того, как изменялась  ситуация в семье. 

2. Адаптация к новым  социальным отношениям и связям  относится в большей степени  к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для  хранения школьных принадлежностей,  школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах  со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности  и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и  взрослыми, отношение к школе,  к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности  и общения ребенка (отношение  к ребенку в семье, стиль  поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка  и др.).

3. Адаптация к новым  условиям познавательной деятельности  зависит от актуальности образовательного  уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении  или в домашних условиях; интеллектуального  развития; от обучаемости как  способности овладеть умениями  и навыками учебной деятельности, любознательности как основы  познавательной активности; от сформированности  творческого воображения; коммуникативных  способностей (умение общаться со  взрослыми, сверстниками).

Информация о работе Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы