Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: на основе анализа литературы по теме исследования, показать необходимость социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Выявить сущность исследуемого понятия «адаптация» в результате изучения педагогической и методической литературы.
2. Рассмотреть различные виды деятельности педагога деятельности педагога – психолога по адаптации первоклассников.
3. Изучить возможность использования деятельности педагога – психолога по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы.
4. Провести диагностику адаптации первоклассников на конкретном классе.
5. Составить рекомендации педагогу и родителям детей с низкой и средней адаптацией.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

Создание благоприятных  условий адаптации ребенка к  школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения  преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии обучения. Однако установлено, что у 20 - 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения.

Оптимальный адаптационный  период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к  новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами  доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так  называемой "острой" адаптации. В  это время не следует повышать нагрузку, темп работы.

Активный период обучения должен начинаться после "острого" периода адаптации [5, c. 171].

Если физиологическая  адаптация протекает как бы автоматически, то с социально-психологической  адаптацией дело обстоит иначе: она  представляет собой процесс активного  приспособления. Адаптация ребенка  к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только "встроиться в нее", но и ее "пристроить к себе". Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.

Процесс "притирки" друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче - и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он имеет существенное влияние на процесс адаптации.

Именно в первом полугодии  первого года обучения процесс адаптации  ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, которые  легко заметить и учителю и  родителям, являются двигательное возбуждение  или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные  признаки, а также снижение массы  тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в здоровье первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим утомлением и переутомлением.

По результатам наблюдений Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой, уже  к концу первой четверти масса  тела снижается у 60% детей. Одновременно с этим ухудшаются показатели работоспособности, появляются жалобы на усталость, сонливость, головные боли. Утомление приводит также к значительному снижению артериального давления у первоклассников, а переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов  в сердце, нарушениями нервно-психического здоровья.

Ухудшение нервно-психического состояния детей также наиболее выражено в первом полугодии. Специальные  исследования показывают, что именно в этот период число учащихся, имеющих  нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14–16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается  примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка первые шесть - девять недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности [7, c. 253].

А.Л. Венгер описывает три  уровня адаптации к школьному  обучению:

1. Высокий уровень адаптации.  Первоклассник положительно относится  к школе; требования воспринимает  адекватно; учебный материал усваивает  легко, глубоко и полно; решает  усложненные задачи; прилежен, внимательно  слушает указания и объяснения  учителя; выполняет поручения  без лишнего контроля; проявляет  большой интерес к самостоятельной  работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное  статусное положение. 

2. Средний уровень адаптации.  Первоклассник положительно относится  к школе, ее посещение не  вызывает отрицательных переживаний;  понимает учебный материал, если  учитель излагает его подробно  и наглядно; усваивает основное  содержание учебных программ; самостоятельно  решает типовые задачи; бывает  сосредоточен только тогда, когда  занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет  добросовестно; дружит со многими  одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [5, c. 132].

Какие же причины лежат  в основе школьной дезадаптации?

Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей  требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие "школьной зрелости".

В числе других причин можно  назвать недостаточный уровень  интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.

Все это - комплекс внутренних причин, так называемые "проблемы ребенка".

Однако существуют и внешние  причины школьной дезадаптации - "проблемы учителя": несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего эти факторы  существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.

Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два  типа (М.М. Безруких): специфические, имеющие  в основе те или иные нарушения  моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного  восприятия, речевого развития и т.п.; неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

В результате социально-психологической  дезадаптации можно ожидать у  ребенка проявления всего комплекса  неспецифических трудностей, связанных  прежде всего с нарушениями в  деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным  темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком  и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

Письмо такого ученика  выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность  графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот  его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных  заменах и пропусках букв, неиспользовании  правил.

Вызваны они несоответствием  темпов деятельности ребенка и всего  класса, отсутствием концентрации внимания.

Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз ("спотыкающийся" ритм), быстрый  темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности  выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном  восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему  необходимо постоянно работать над  повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной  деятельности, в общении с одноклассниками.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного  психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

На основании изученной  литературы по теме исследования можно  сделать следующий вывод: для  достижения эффективности в обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать  положительное, эмоциональное отношение  к занятиям. Руководство деятельности детей первого года обучения в  школе следует осуществлять широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с  частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность  дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей  первых классов и организации  их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к. положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению.

Необходимо учитывать  индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к они могут  привести к дезадаптации [8, c. 56].

1.2 Социально – педагогическая деятельность

по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы.

Цель социально - педагогической деятельности – создание педагогических и социально – психологических  условий, позволяющих ребёнку успешно  функционировать и развиваться  в педагогической среде (школьной системе  отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения  педагогическим коллективом и психологами  школы задач:

1. Выявление особенностей  психолого-педагогического статуса  каждого школьника с целью  своевременной профилактики и  эффективного решения проблем,  возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии. 

2. Создание системы психолого-педагогической  поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание специальных  педагогических и социально-психологических  условий, позволяющих осуществлять  развивающую, коррекционно-формирующую  работу с детьми, испытывающими  различные психолого-педагогические  трудности. 

Итак, для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в  школе комфортно, высвободить имеющиеся  у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного  обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо:

1) Знать ребёнка.

2) Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности.

3) Помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников  к школе осуществляется работой  психолога, социального педагога, классного  руководителя, а также ведется  работа с семьей для выявления  уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие  направления деятельности:

1) Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.

2) Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

3) Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.

4) Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.

5) Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.

6) Организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

Все обозначенные выше направления  работы в рамках социально – педагогической деятельности на этапе школьной адаптации  наполняются конкретным содержанием  в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом теоретически, могут быть выделены следующие основные этапы:

Первый этап – поступление  ребёнка в школу. Он начинается в  марте – апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей  в школу и заканчивается в  начале сентября месяца. В рамках этого  этапа предполагается

1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на  определение школьной готовности  ребёнка. Как правило, диагностика  состоит из двух составных  частей. Сначала осуществляется  общая экспресс-диагностика, позволяющая  судить об уровне психологической  готовности и сформированности  некоторых учебных навыков у  ребенка. Затем, по отношению  к детям, показавшим чрезвычайно  низкие результаты, организуется  второй диагностический тур. Он  направлен на выявление причин  низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета – начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна осенью, перед началом обучения или в первые недели занятий.

Информация о работе Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы