Социальные конфликты в молодежной среде в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:59, реферат

Краткое описание

Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса.
Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт.

Вложенные файлы: 1 файл

конфликты в молодежной среде..doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Этика природы должна формировать  в людях стремление к гармонии с окружающей средой. История доказала, что утверждение  И. Мичурина: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Наша задача состоит в том, чтобы взять их» - в сущности своей абсурдна и губительна. Идеология «покорения природы» должна отойти в небытие. Люди должны как можно быстрее научиться строить свою жизнь таким образом, чтобы сохранить для будущих поколений, как минимум, не худшие, чем ныне, природные условия, а по возможности улучшить их.

Этика развития, проистекающая  из возрастающего  разрыва между  богатыми и бедными  странами и людьми, должна способствовать сокращению этого  разрыва до оправданных  пределов за счет осознания того непреложного факта, что рано или поздно растущее социальное напряжение между людьми внутри отдельных, в том числе богатых, стран, а также между богатыми и бедными странами приведет к социальным революциям, вооруженным конфликтам и войнам, в огне которых сгорит все и вся.

Этика богатства как  противопоставление финансовым спекуляциям, в результате которых  за счет разорения  сотен тысяч фирм, целых стран и  регионов, несчастий  и слез миллиардов людей отдельные  группы людей наживают в одночасье миллиарды долларов, не произведя ни единицы продукции, должна сделать недопустимым и невозможным паразитический образ жизни.

Этика образов, выделяемая из-за ставшей чрезмерной власти СМИ, должна поставить  преграды на пути пропаганды жестокости и насилия, порнографии и низкопробной культуры.

Этика солидарности, продиктованная тем фактом, что  размерность проблем, перед которыми оказалось  человечество, требует  кооперации усилий всех стран и миллиардов людей, должна содействовать  тому, чтобы воспитать  в людях терпимость, заменить формировавшуюся тысячелетиями культуру войны культурой мира.

Чтобы предупредить мировую  катастрофу, все эти  идеи, и вывод о  реальности мировой  катастрофы, должны быть осознаны.

Одна  из основных причин в том, что когда  задумываешься о  том, насколько реально воплощение этих идей в жизнь, то неизбежно приходишь к мысли об их утопичности. И в то же время ясно, что у них нет альтернативы. Необходимо понять происходящее и выбрать те пути, которые должны выбрать, а не те, которыми (более легкими и знакомыми) нам хотелось бы идти. Ясно и то, что осознание всех названных проблем, а тем более их решение - дело чрезвычайно сложное, что это глобальная и потому долговременная задача, обращенная прежде всего к нынешним детям и нынешней молодежи, к будущим поколениям. Что это задача требует титанических усилий всех, кто занят просвещением, обучением, воспитанием, научными исследованиями.

Сегодня не только социально-экономические  условия и вся  атмосфера жизни, но также телевидение  буквально толкают  молодых людей на путь жестокости и насилия. Если бы ничего больше не делать, а только упорядочить телепрограммы некоторых телеканалов, предельно ограничив демонстрацию телеужасов, насилия и жестокости, извергающихся в юные души и умы с телеэкранов, то уже это было бы большим делом.

В программы школ и  вузов надо включить хотя бы небольшие  курсы по глобалистике. Сегодня все, кто  действует в сфере  социального управления и политики, принимает  решения, должны знать  о тех вызовах  и угрозах, перед  которыми стоит человечество и наша страна; как говорится, порами чувствовать единство и неделимость мира, взаимосвязь и взаимозависимость регионов, государств, народов и наций. Невежество и этой области - одна из угроз, без устранения которой глобальных проблем не решить.

Сегодня все, кто принимает политические и социально-управленческие решения, должны иметь хотя бы минимум знаний по конфликтологии. Знать, в частности, что конфликт - не патология общественной жизни, а способ существования социума. Что мечтать о бесконфликтном развитии - вредная утопия. Что конфликт имеет и созидательное начало. Что дело, в конце концов, не столько в конфликте, сколько в культуре, цивилизованности его разрешения и т.п. Можно говорить о понижении или повышении уровня конфликтности. Здесь есть как объективные, так и субъективные стороны. В России, например, многие конфликты спровоцированы властью. В этом смысле они противоестественны, искусственны.

Но  и объективно мир  становится все более  конфликтным. Надо учиться  жить в условиях повышенной и растущей конфликтности государств, народов, наций, социальных групп, организаций и индивидов. Если не говорить о политике, то способ разрешения этой проблемы тут может быть только один - образование, т.е. обучение и воспитание. Люди должны знать, что такое конфликт и как его преодолевать, а также иметь для этого необходимые качества ума, мышления, характера: умеренность, сдержанность, осторожность, терпимость и т.д.

Надо  развернуть также  работу по распространению  среди молодежи идей демократии и воспитанию ее в духе демократии.

То, что наблюдается  в России - это  не демократия, если говорить о демократии как результате и  состоянии. Люди, которые  якобы олицетворяют и творят российскую демократию, вовсе  не демократы. И это  нанесло огромный урон идее демократии в глазах народа, в том числе молодых людей. Но это не меняет положения вещей. В частности, того, что демократия отвечает природе человека. Того, что (как доказано историей, в том числе современной) демократия является политическим строем, дающим наибольшие шансы достичь мира и справедливости. Того, что демократия -- это не столько результат, сколько процесс демократизации, растянутый во времени и (если говорить о России) весьма надолго. Всегда существует разрыв между тем, что должно и могло быть, и тем, что достигнуто. И так далее. Иначе говоря, у нас нет решающих причин, по которым Россия должна отказаться от идей демократии и демократизации.

Надо  учесть, что молодым  досталось недемократическое  наследство. Что ни в одной стране мира, и ни в какую  эпоху демократизация не предшествовала экономической реформе. Демократия строится на экономике. Не может быть удовлетворительной, развитой и современной демократии в голодной стране. Голод и нищета - это повод к воровству, грабежам и убийству. Тут нужна уже не демократия, а «сильная рука», т.е. авторитаризм. И уж затем реформирование экономики. Реформы должны идти не синхронно, а асинхронно: сначала - сдвиги в сознании, затем - перемены в экономике, и потом - перестройка и развитие политических институтов, в т.ч. демократизация. Так должно было быть с самого начала и происходить на протяжении всех реформ. В реальности это крайне сложный и трудно регулируемый процесс, но только при этом условии он мог быть эффективным.

С молодежью об этом надо говорить. Она  должна иметь возможность получить хотя бы вербальное знание о природе и сущности демократии. Ее надо воспитывать в духе демократии и т.д.

3.2 Проблема социального неравенства в молодежной среде

Совершенно  очевидно, что проблема бедной и богатой  молодежи появилась  не сейчас.

Она существовала давно, но не приобретала  столь выраженного  очертания, которое  имеет место на стыке тысячелетий.

Каждая  из этих групп (назовем  их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой, выставляя положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.

В условиях социально-экономического кризиса современной  России в исключительно  сложной ситуации оказались многие юноши и девушки.

Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно.

Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках  экономическую и  политическую власть См: Кризис увеличит социальное неравенство // Вопросы социального обеспечения.- 2008 .- N 21 .- С. 29 ..

По  такой же схеме  происходит усиление различий жизненных  позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.

Определенное  поведение, диктуемое  занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы.

Разные  ценности, совершенно противоположные  идеалы и стремления отличают «бедную» и  «богатую» молодежь.

Объективные данные по социально-экономическому расслоению в молодежной среде получить сложнее, чем в отношении взрослого населения: кроме обычных трудностей, связанных с неясностью социальной статистики, неопределенностью истинной картины доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подработок, здесь возникает проблема самостоятельности молодого человека.

Становится  проблемой, что брать  за основу расчетов - собственные доходы или доходы родительской семьи, с которой  у молодых людей  сохраняются длительные связи материального характера даже при раздельном проживании.

Столь же неопределенна  в молодежной среде  фиксация данного  показателя по субъективным оценкам само отнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: молодой  человек часто  не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.

Особую  сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-разному проявляются  в столице, областном  центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.

Подрастающее  поколение, студенчество (как наиболее яркая его часть) уже четко сформировало свое мнение в области основных принципов организации хозяйственной жизни.

Студенческие  экзамены открывают  путь в университет  или другое высшее учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых людей знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жилплощадью и пр.

Многие  выезжают в общежитие, кто-то снимает квартиру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно желает иметь отдельную комнату.

Это же правило распространяется и на общежитие, где  комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры. Сейчас осталось совсем мало студентов, способных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить деньги на жизнь у родителей.

Практически каждый второй студент (в  эту категорию  попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу Сивцева А. П. Социальная работа в кризисной ситуации // Социальная работа. - 2008 .- N 5 .- С. 45.. Сделать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найти работу продавца в круглосуточном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.

Круг  предлагаемых работ  не так уж и велик. Но оказавшись в положении  самостоятельного и  независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.

«Бедная»  молодежь через какое-то время может заработать себе на жизнь.

Естественно, это не такие уж и большие суммы, но минимумом можно себя обеспечить. Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже - одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У других молодых людей ситуация сложнее.

Отсутствие  связи между уровнем  образования и  размером доходов  молодежи уже давно  и четко усвоилось.

Высшее  образование дает более широкий  выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни.

Однако  тут же возникает  проблема невостребованности достаточно высокого трудового потенциала современного молодого поколения.

Каждый  третий безработный - молодой человек  в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в последние два года, она остается значимым фактором социального исключения большой группы молодых людей.

Если  в экономически более  развитых обществах  проблема труда наиболее остро встает для низкоквалифицированных рабочих, то в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные специалисты.

Как неизбежное следствие  этих процессов, происходит духовная и профессионально-квалификационная деградация части  молодежи как субъекта труда, выраженная в депрофессионализации, а также изменение, извращение отчужденной функции в формах девиации. Ее ярким примером служит криминальный бизнес.

Налицо  явный конфликт между  интересами молодежи и реальными возможностями  социальной мобильности.

Как известно, снижение статуса в одной из сфер часто провоцирует нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как постоянного источника социальной нестабильности.

Молодые люди, которым «повезло», образуют пусть небольшую, но по- настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и бизнесменов. Они составляют около 70% «новых русских».

Информация о работе Социальные конфликты в молодежной среде в условиях экономического кризиса