Специфика и особенности взаимоотношений подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности взаимоотношений подростков.
Объектом исследования является изучение взаимоотношений как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
1.Изучение особенностей референтных взаимоотношений подростков.
2.Изучение социометрического метода исследования взаимоотношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.………………........................................................................5
Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений
в подростковом возрасте……...………………………………...….....5
Особенности взаимоотношений подростков в школьном
коллективе………………………………………………………...…...7
Взаимоотношение со сверстниками противоположного пола. Любовь………………………………………………………….….......9
Дружба в подростковом возрасте..……………………….................12
Общие выводы…………………………………………………………….....17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ………….….....18
2.1. Организация исследования взаимоотношений. Характеристика
социометрической методики……………………………….….........18
2.2. Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.…........20
Общие выводы……………………………………………………..…...…....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)
:justify">Отмеченные факторы существенно  влияют на изменения отношений между  мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу  как к представителю другого  пола. [2, 60-63]

Бездумная «смелость» в обращении  мальчиков к девочкам или стремление «не замечать» их сменяется, раздумьем  и казалось бы неожиданно, робостью. Теперь по – новому, воспринимается и понимается объект внимания, соответственно должно перестраиваться и общение  с ним. В этой связи подростку  становится особенно важно, как относятся  к нему другие. С этим, прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, причёска, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Особенно тяжело переживаются рост, худоба, полнота и др. [15, 89-91]

Возникающий интерес к другому  полу у младших подростков проявляется  в начале в неадекватных формах. Так для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание  и даже болезненные действия. Девочки  обычно осознают причины, таких действий и серьёзно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также  интуитивным вниманием относятся  к этим проявлениям девочек.

Позднее отношение усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто  это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому  полу, либо в стеснительности при  общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства  влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес  к другому полу ещё более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков  и девочек возникает большая  изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников. [3, 55-58]

 У старших подростков общение  между мальчиками и девочками  становится более открытым: в  круг общения включаются подростки  обоего пола, может быть интенсивной,  как правило, ей придается очень  большое значение. Отсутствие взаимности  иногда становится причиной сильных  негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведёт к увеличению возможности  выделять и оценивать переживания  и поступки другого, к развитию рефлексии  и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей  вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и  переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для  оценки своих переживаний может  являться общение с привлекательным  для себя сверстником другого  пола. [13, 79-83]

В этом раннем юношеском  возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает ещё более глубокое чувство – любовь. В одном из исследований на вопрос о том были вы когда – нибудь влюблены, чаще других утвердительно ответили девушки в возрасте 16-18 лет, а реже других мальчики в возрасте от 12 до 15 лет.

Возникновение чувства любви связанно с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности.

Во - вторых, это желание иметь  очень близкого друга, с которым  можно было бы говорить на самые  сокровенные, волнующие темы.

В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной эмоциональной  персональной привязанности, которой  особенно не хватает тогда, когда  человек начинает испытывать чувство  одиночества. Установлено, что такое  чувство в обостренной форме  впервые появляется именно в ранней юности.

Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы, друг от друга и существуют в межличностных отношениях. Юноши и девушки сами активно ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться  в одиночестве.

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек с  взрослыми, они становятся более  ровными, менее конфликтными, чем  были в подростковом возрасте. В  ответ на требования взрослых, касающегося  их внешнего вида, работы по дому, учения в школе, влюбленные юноши и девушки  нередко демонстрируют значительную покладистость. В эти годы большинство  юношей и девушек проникаются  сознанием того, что взрослые желают им добра. Старшеклассники начинают с большим доверием, и открытостью  относится к ним. [7, 83-86]

 

1.4. Дружба в подростковом возрасте.

 

Особенно интенсивное  развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте.

В отрочестве как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.

Подросток теперь менее зависит  от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже  не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме  отстаивает право на дружбу со своим  сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. [11, 34-36]

В отношениях со сверстниками подросток  стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Что бы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и  личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право  на взрослость. Успехи в среде сверстников  в отрочестве ценятся более всего. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с  точки зрения равенства и свободы  каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п.

При всей ориентации на утверждение  себя среди сверстников подростки  отличаются крайним конформизмом в  подростковой группе.

Один зависит от всех, стремится  к сверстникам и подчас готов  выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «МЫ», которое поддерживает подростка  и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для  усиления этого «МЫ» прибегают к  автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля  и вида одежду, чтобы подчеркнуть  свою причастность друг к другу. [10, 35-39]

Обособленные группы сверстников  в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в  них между детьми начинают подчинятся более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида  взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально- личностного характера.

С переходом во - вторую половину подростничества (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела.

Старшему подростку не сидится  дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой  жизнью. Это - характерная черта детей  именно подросткового возраста, причём она проявляется у них независимо от степени развитости  специальной  потребности в общении- аффилативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма.

Для того что бы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать  всё возможное; иногда ради этого  он идет на прямое нарушение сложившихся  социальных норм, на открытый конфликт с взрослыми. [17, 67-73]

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личностного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждается эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнением товарищей. Такое поведение в группах сверстников- подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю, кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот отказывают в приеме в компанию в совместном участии, в каких- либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнёров или лидеров.

Иногда симпатия к товарищу, желание  дружить с ним  являются причинами  возникновения интереса к делу, которым  занимается товарищ. В результате у  подростка могут появляться новые  познавательные интересы. [6, 33-37]

Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у  них проходит много времени. Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком  друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну.

Ведь самое трудное в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим  сверстникам.

Поэтому для отрочества как говорилось ранее большое значение, имеет  обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение  по нормативам возрастного статуса  отрочества сочетается здесь с нежной  привязанностью и обожанием. Не только девочки- подростки выражают свои чувства объятиями и стремлением прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам- подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все – и мальчики и девочки- подростки – озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз. Подростковая дружба, начавшись 11,12,13 лет, постепенно переходит в юношескую уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. [10, 41-44]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Из выше сказанного следует, что  период отрочества для подростка  является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками,  преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он личность, что он часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я». Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни.

Но кризис отрочества обогащает  подростка знаниями и чувствами  такими глубокими, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток  через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу  идентификации с собой и с  другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Всё  это помогает ему отстаивать своё право быть личностью.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ.

 

2.1. Организация исследования взаимоотношений. Характеристика социометрической методики.

 

Для изучения взаимоотношений широко распространены различные формы  социометрического метода. Социологические  концепции и методы, позволяющие  выявлять психологические аспекты человеческих взаимоотношений (симпатии, антипатии, безразличие, отвержение и т. д.), представители микросоциологии изображают в качестве единственно возможных отношений между людьми.

Информация о работе Специфика и особенности взаимоотношений подростков