Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности взаимоотношений подростков.
Объектом исследования является изучение взаимоотношений как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
1.Изучение особенностей референтных взаимоотношений подростков.
2.Изучение социометрического метода исследования взаимоотношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.………………........................................................................5
Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений
в подростковом возрасте……...………………………………...….....5
Особенности взаимоотношений подростков в школьном
коллективе………………………………………………………...…...7
Взаимоотношение со сверстниками противоположного пола. Любовь………………………………………………………….….......9
Дружба в подростковом возрасте..……………………….................12
Общие выводы…………………………………………………………….....17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ………….….....18
2.1. Организация исследования взаимоотношений. Характеристика
социометрической методики……………………………….….........18
2.2. Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.…........20
Общие выводы……………………………………………………..…...…....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
Социометрический метод
Для изучения процессов внутригруппового
общения необходимы иные методы, прямо
нацеленные на исследование процессов
непосредственного
Важной методологической проблемой социометрических исследований является определение их места в системе социально-психологического изучения внутригрупповых, внутриколлективных процессов. Такое изучение, как показывает анализ соответствующих работ, имеет несколько взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодополняющих уровней, которые в конкретном исследовании выступают как его последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методических подходов.
Четкое понимание того, что социометрическое
исследование измеряет взаимоотношения,
а не общение, имеет весьма существенное
теоретическое и практическое значение,
связанное с содержательным анализом
экспериментальных данных. На основе
социометрического статуса
Методы изучения взаимоотношений могут принести пользу лишь тогда, когда результаты экспериментов представлены в виде таблиц и чертежей. Особенно большое значение имеет составление основной таблицы результатов. Прежде чем составить эту таблицу, следует расположить фамилии всех учеников класса по алфавиту, и присвоить каждому ученику порядковый номер. Этот номер должен быть постоянным, т.е. во всех экспериментах, проводимых в данном классе, ученик фигурирует под одним и тем же номером.
2.2. Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.
В период педагогической практики в школе №46 города Минска я проводила исследование. Темой моего исследования является «Взаимоотношение подростков со сверстниками».
Цель: выявить сплоченность группы.
Объект исследования: система социального взаимодействия подростка со сверстниками.
Предмет исследования: специфика отношений межличностной значимости подростка со сверстниками.
Основная гипотеза исследования: Совокупность отношений межличностной значимости подростка со сверстниками представляет собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии.
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Испытуемые: было опрошено 15 школьников – восьмиклассников (13-14 лет) школы №46 города Минска.
Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. (приложение 1) После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы. (приложение 2)
Выводы: социометрия, проведенная в 8В классе школы № 46 города Минска выявила, что в исследуемой группе большинство детей благоприятный статус.
УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства учащихся в системе межличностных отношении, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
11 – показатель благоприятных статусных категорий;
1 – показатель
неблагоприятных статусных
11+1=12 – уровень благополучия взаимоотношений высокий
Высокий уровень благополучия
взаимоотношений означает благополучие
большинства детей группы в системе межличностных
отношений, их удовлетворенность в общении,
признании сверстниками.
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Коэффициент удовлетворенности
КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех учащихся класса.
На основании
данного показателя можно судить,
насколько учащиеся удовлетворены
своими отношениями. Определять уровень
удовлетворенности
13 – число детей, имеющие взаимные выборы;
15 – число всех учащихся в классе;
КУ = 13:15*100%
КУ = 86,7% - коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями высокий
Коэффициент взаимности (КВ).
Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I - KB = 15-20 % (низкий), II - KB = 21-30 % (средний). III - KB = 31- 40 % (высокий), IV - KB = 40 % и выше
(сверхвысокий).
КВ .= Сумма взаимных выборов
15 – число взаимных выборов;
15 – общее число выборов;
КВ = 15:15*100%
КВ = 10% - коэффициент взаимности низкий
Индекс изолированности (ИИ).
Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - показатель успешности воспитательных усилий учителя.
ИИ = 1 – класс является благополучным
По данным
социометрии можно сказать, что
взаимоотношения между
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Для изучения взаимоотношений широко распространены различные формы социометрического метода. Социологические концепции и методы, позволяющие выявлять психологические аспекты человеческих взаимоотношений (симпатии, антипатии, безразличие, отвержение и т. д.), представители микросоциологии изображают в качестве единственно возможных отношений между людьми.
Социометрический метод
Четкое понимание того, что социометрическое
исследование измеряет взаимоотношения,
а не общение, имеет весьма существенное
теоретическое и практическое значение,
связанное с содержательным анализом
экспериментальных данных. На основе
социометрического статуса
По данным социометрии, проведенной мною в 8В классе, можно сделать вывод: уровень взаимоотношений между учащимися класса высокий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного
1.Изучение особенностей взаимоотношений подростков.
2.Изучение социометрического метода исследования взаимоотношений.
Первая глава курсовой посвящена раскрытию потребности в общении и особенностей взаимоотношений подростка со сверстниками.
Потребность в общении – одна из основных социальных потребностей. Возникает она на самых ранних этапах человеческой жизни, а некоторые психологи даже считают ее врожденной и связывают с ней почти все другие общественные проявления человека. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью.
В подростковом возрасте общение
со сверстниками активизируется и углубляется,
при этом для мальчиков особенно
важна групповая
Вторая глава посвящена
На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2000
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1980
3. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М., 1995
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1979
6. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2002
7. Выготский Л.С. Педология подростка. - М., 1994
8. Гальперин П.Я., Запорожец
А.В., Карпова С.Н. Актуальные
9. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987
10. Кон И.С. Психология дружбы. - М., 1973
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997
12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999
13. Немов Р.С. Психология Кн. 2. - М., 1998
14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994
15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981
16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995
17. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996
Приложение 1
БЛАНК СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ОПРОСА
Дайте ответ на поставленный вопрос, записав под ним три фамилии учащихся своего класса, не исключая отсутствующих.
Информация о работе Специфика и особенности взаимоотношений подростков