Специфика работы с детьми девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ психологических причин девиантного поведения подростков, их профилактика и коррекция .
Задачи:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования девиантного поведения
2.Рассмотреть понятие девиантного поведения через анализ различных подходов
3.Рассмотреть специфику работы с детьми девиантного поведения

Содержание

Введение
1.ГЛАВА ПЕРВАЯ. Теоретические аспекты проблемы девивиантного поведения современных школьников
1.1 Характеристика девиантого поведения детей младшего школьного возраста
2.2 Характеристика подростковых девиаций
Детские виды девиаций
Подростковые девиации
Девиации периода взрослости
2.ГЛАВА ВТОРАЯ .Экспериментальная деятельность по диагностике девиантного поведения подростков на базе 8 Б класса
1.1 Все диагностики
1.2 Своя собственная диагностика
2.Опросник склонности к отклоняющемуся поведению.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

moya_kursovaya_rabota_12.docx

— 106.36 Кб (Скачать файл)

Детство является  одним из благодатных периодов для раскрытия  и последующего развития талантов, заложенных в человеке. Одним из выдающихся педагогов, исследовавших проблемы воспитания начиная с первых лет жизни, была М.М. Манасеина(1894-1899). Ее оригинальная концепция  о важности преобладающего фона  настроения как формирующего элемента , как «мостика», переброшенного  из психической жизни человека  в физическую», на развитие личности имеет значение  и в наше время. В своей работе «основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания  университетского образования» она приводит классификацию настроений и дает рекомендации  по порганизации воспитательного процесса, формирования индивидуального подхода в зависимости от данного параметра:

«1-я группа ( нормальное) – веселое, жизнерадостное настроение- результат равномерного  развития разнообразных сил и способностей души и тела человека. При работе с этой группой  в возрасте от года до восьми лет воспитатель должен обращать внимание на даже временное отсутствие у ребенка  веселого настроения, так как это указывает на  физическое  расстройство ребенка , или на то, что  психическое развитие совершается некправильным, односторонним путем. Воспитатель должен помнить , что удрученное  состояние  перерождается в характер.

Ко 2-й группе  относят настроения, которые развиваются  вследствие вялого  кровообращения. М.М. Манасеина  определила, что у детей  апатичного  настроения наблюдается застой кровообращения со значительными накоплениями  в ногах во время сидячего  и стоячего положения. Для таких детей характерно  прогулки на воздухе, гимнастика, спорт.

3-я группа нгастроений  – застенчивость , стыдливость, робость, смущение. Дети прячутся  от каждого  незанкомого, трудно осваивают любое  изменение окружающих условий. В  старшем возрасте они  ненаходчивы. М.М. Манасеина утверждает, что конфузливое  настроение обусловлено произвольным  состоянием мышечной системы. Дети  этой группы часто и сильно  краснеют, бекспричинно. В их воспитании  следует обращать внимание  на  закаливание  , занятия гимнастикой , плаванием , спортом? Проводить игры на воздухе .

К 4-й группе настроений Манасеина  относит те, которые развиваются   на почве ускоренного кровообращения и усиленной раздражительности нервной системы . Это настроение беспокойства, раздражительности, вспыльчивости. Важно  обратить внимание на то, чтобы при еде они пережовывали пищу, жидкость не пили  залпом, чаще гуляли на воздухе; необходимо приучать их  к ритмическим движениям, а так же сидеть смирно.

5-ая группа настроений  является результатом ненормальных  примесей в крови – это настроения  тоскливости, угнетенности , хандры.  В самлом раннем возрасте возможно  такое состояние печенпи, когда  желочь  в малых дозах поступает в желудок, а  так же в кровь. Малыш беспричинно плачет. Для маленького ребенка хандра – неестественное состояние . Если она часто повторяется , то станет привычным состоянием . Люди такого настроения нежелательны в семье, в обществе, Поэтому с раннего возраста нужно следить за тем, чтобы пища у ребенка былас здоровой.

6-я группа нстроений  может быть названа скукой. Манасеина  определяет  скуку  как скудность  и однообразие впечатлений.  Настроение  скуки начинается тогда,  когда  внимание человека остается незанятым, а область сознаний лишена  новых  впечатлений.Рекомендовано  управлять вниманием , для чего  нужно  убирать препятствия , котрые  мешают  правильному ходу психической  жизни. Препятствия эти состоят  в том, что недисциплинированное  внимание не может снабжать  сознание необходимым для психической  деятельности  материалом.

7-я группа настроений  – мечтательность, рассеянность. Малыши  в этом настроении любят удаляться  от всех в уголок , разговаривают  сами с собой. С годами эта  привычка переходит в мечтательность  « про себя». Дети рассеяны , их  часто наказывают. Это объясняется  неправильным развимтием внутреннего  внимания, его неумением подчиняться  внутренней воле, ребенок стремится  останавливать на вещах  более  приятных для него . Это переростает  в стремление человека жить  не настоящим , а будущим. Конечно , такие дети обладают способностями, но они рассеяны и внутренняя  недисциплинированность сказывается  на их учебе. Они трудно усваивают  математику . Необходимо воспитывать  у них внутреннее внимание, тренировать  в счете, приучать наблюдать за  явлениями внешнего мира.

Таким образом М.М. Манасеина делает заключение, что только первая группа настроений является показателем гармоничного развития ребенка. Все остальные есть следствие различных отклонений от нормы.

Основными видами девиаций  являются различного вида страхи темноты, одиночества, собак, ночные кошиары, фантазии, энурез. Поскольку в этом периоде ребенок слишком мал, чтобы « задавать» тон общения, то мы говорим о дисфункциональном отношении матери к ребенку, котрое и является тем пагубным фактором, инициирующим возникновение девиаций у него.

К основным видам дисфункциональных отношений матери к ребенку относят:дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, неравномерное общение.

Дефицитт общения – физическое или психологичсекое отсутствие матери.

Переизбыток общения- постоянное присутствие матери возле ребенка.

Формальное общение – психологическая невключенность матери в процесс ухода и воспитания.

Неравномерное общение – проявляется в непредсказуемом чередовании двух равнонаправленных циклов : чрезмерной общительности и психологической холодности.

Таким образом , к проблемам, провоцирующим дисфункциональное отношение матери к ребенку, могут быть отнесены следующие :

психологический инфантилизм матери ;

проблемы личностного роста;

трудное детство;

проблемные взаимоотношения с отцом ребенка;

социальные проблемы: например, в силу трудного материального положения мать не может находиться с ребенком и вынуждена выйти на работу.

Соответственно , психологическая помощь должна быть оказана матери. К видам дисфункциональных отношений  с отцом относятся те же дисфункции , что в паре « мать-ребенок»: дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, неравномерное общение.

К проблемам, провоцирующим дисфункциональное отношение отца к ребенку, могут быть отнесены следующие:

психологический инфантилизм отца;

проблемы личностного роста;

трудное детство;

проблемные отношения с собственной матерью;

проблемные взаимоотношения с матерью ребенка;

социальные проблемы: например, в силу специфики своей профессии мужчина редко бывает дома.

 

 

есгафтом было выделено шесть "школьных типов", которые без труда можно встретить и в стенах любой СОШ: "лицемерный", "честолюбивый", "добродушный", "забитый-мягкий", "забитый-злостный", "угнетенный", а также рассматривался в качестве педагогически желательного "нормальный тип (представляемый в идеале)". 
 
Лица лицемерного типа отличаются непосредственно-подражательными или имитационно-реальными действиями. "Способ их деятельности всегда бывает практический - опытный; они стараются хитростью и лаской обойти все затруднении, не особенно огорчаясь и неудачей. Отношение к истине только внешнее, заучены одни общие правила и шаблоны". Лесгафт определяет лицемерный тип как тип с "деятельно-повышенными проявлениями", то есть с высокой степенью личностной активности и, в то же время, как "отраженно (рефлекторно) опытный", имея в виду отсутствие личностной самостоятельности, высокой зависимости поведения ребенка от референтных взрослых, другими словами, доминирование внешнего локуса личностного контроля. Среда, которая создает тип ребенка подобного типа лицемерна, формальна и, по-существу, безразлична к нему. 
 
Честолюбивый тип Лесгафт описывает следующим образом. "Сильно развивающееся чувствование превосходства является всегда самым главным возбуждающим моментом, под влиянием которого и в зависимости от которого совершаются все действия ребенка честолюбивого типа. Отсюда гордость, спесь, самоуверенность, напыщенность и постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими. Скромные серьезные занятия, не ведущие к отличиям, не привлекают молодых людей этого типа; они их избегают. Для них деятельность возможна только при надежде на внешний успех, являющийся прибавочным возбудителем". Среда, которая способствует формированию честолюбивого типа, по мнению Лесгафта, всегда характеризуется таким условием, как "постоянное постороннее возбуждение ребенка к занятиям либо к соревнованиям, либо словесным или материальным поощрением его". Честолюбивый тип классифицируется Лесгафтом как "подражательно-рассудочный", при этом подразумевается, что его активность обусловливается как зависимостью от других людей ("подражательно"), так и, в отличие от лицемерного, значительной степенью личностной самостоятельности ("рассудочный"). Продолжает преобладать внешний локус контроля, но степень его значительно ниже, чем у лицемерного типа.  
 
Добродушный тип - это тип у которого главным образом развита аналитическая деятельность: ребенок привык рассуждать над каждым новым явлением и при дальнейшем своем развитии приучается мыслить более отвлеченным образом. При недостатке знаний мыслительная деятельность его легко принимает характер фантазии. Умественная деятельность его сосредоточена по преимуществу над выявлением личности человека, над разбором и выяснением собственных проявлений и над отношением этих проявлений к своим действиям и ко всему окружающему. Поэтому деятельность лиц этого типа отличается всегда большой самостоятельностью и правдивостью. Лесгафт считал, что условия среды, которые способствуют формированию подобного типа: "тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения на свет; любящая, добрая мать или другое близкое ребенку лицо, отсутствие всякой похвалы и внешности, действующей на чувствования, а также отсутствие всяких мер наказания или преследования ребенка".

 

 Мягко-забитый тип - тип холодный и равнодушный, "он в сущности никого не любит, а только, так сказать, прицепляется к кому-нибудь и не отходит от него ни на шаг точно так же, как и раньше не отходил ни на шаг от матери или няни".Все неудачи, препятствия или неожиданные явления ставят его в тупик, и он совершенно не в состоянии справиться с ними без посторонней помощи и заботы: Исполнить поручение он может только тогда, когда все необходимое ему раньше было показано, потому что действовать он может только по имитации и по указанию". По наблюдениям Лесгафта, такой тип личности формируется главным образом в закрытых учебных заведениях, в первую очередь женских. Предупреждение всякой самостоятельной деятельности ребенка, уничтожение инициативы, всякого почина со стороны ребенка, отсутствие и заботливое устранение условий для развития умственной деятельности - вот главные моменты, которые будут содействовать развитию такого типа. Согласно классификации Лесгафта, данный тип относится к категории типов "с инертно угнетенными проявлениями, т.е. школьники данного типа, прежде всего характеризуются как пассивные. В то же время, мякго-забитый тип Лесгафт рассматривает как "рефлекторно-опытный", подчеркивая этим характерную для него зависимость от взрослых. Активность личности носит здесь ответный ("рефлекторный") характер, такие школьники полагаются во всем на взрослых, то есть преобладание у них внешнего контроля совершенно очевидно.  
Злостно-забитый тип всегда ожесточенный, отличается своей подозрительностью, самолюбием и рефлекторными проявлениями, часто очень резкими. Сознательная деятельность более всего сосредоточена над личной защитой. К занятиям он относится очень вяло и без собственной инициативы, даже охотно от них отделывается, а иногда впадает в какое-то инертное состояние, в котором он или совершенно не реагирует на обращенное к нему требование, или только после применения самых сильных мер, но эти последствия еще более ухудшают его состояние, или притупляют его. При более резкой форме этот ребенок все делает назло, наоборот и выискивает случай, чтобы демонстративно отказаться от предъявленных к нему требований. При смягченной форме - он мимикрирует. Среда, которая обуславливает формирование подобного типа личности, жестка или вообще жестока, ориентируется на понуждение, насилие, несправедлива и отличается произволом. Главную роль в ней играют настойчивые, постоянные, безотчетные и произвольные преследования, вызываемые большей частью личным раздражением, оскорбление личности ребенка и унижение его перед другими и перед товарищами. Злостно-забитый тип Лесгафт относит к категории пассивных ("с инертно-угнетенными проявлениями) типов, характеризуя его как "подражательно-рассудочный", имея ввиду большее, по сравнению с мягко-забитым типом, проявление самостоятельности ребенка, наблюдаемое, однако, на фоне доминирующей зависимости его активности от требований окружающих (внешний локус контроля). 
 
Угнетенный школьный тип Лесгафт описывает следующим образом: "Во всех отношениях отличается замечательной скромностью, что и составляет один из самых характеристических его признаков. Такой ребенок, кроме того, весьма трудолюбив; он постоянно чем-либо занят и всегда вполне сосредоточен над своим делом. Он отдаляется от своих товарищей, отыскивает себе более спокойный уголок, чтобы наедине воспользоваться временем для своих работ. Он никогда не выходит вперед, а всегда остается позади, в последних рядах, и внимательно следит за всеми происходящими в классе занятиями: все свои растительные потребности он может довести до крайних пределов и удовлетвориться, например, очень скромными количествами пищи и питья. Не находя обыкновенно у себя никаких талантов и способностей, он часто отказывается от занятий, требующих инициативы и самостоятельности, не всегда и не скоро решаясь на новое для него дело, в особенности если оно требует некоторой самоуверенности и предприимчивости".  
Лесгафт констатирует, что средой формирования данного типа личности чаще всего служит бедная семья, в которой нет особых претензий к ребенку, но есть атмосфера, некоторая обреченность, с которой он постепенно смиряется. По классификации Лесгафта, угнетенный тип рассматривается как "разумно-исполнительный с инертно-угнетенными проявлениями", то есть как самостоятельный (внутренний локус контроля), но в то же время крайне пассивный. 
 
Нормальный тип Лесгафт описывает как "идеальный". Такой ребенок постоянно развивает как умственные свои способности, так и физическую деятельность, потому что приучается достигать всего ему необходимого собственными силами и по возможности участием в деятельности той среды, в которой он растет. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен". Таким образом, в качестве главных характеристик идеального типа ребенка можно рассматривать самостоятельность и активность.  
Методика векторного моделирования образовательной среды В. Ясвина  
Далее с помощью метода векторного моделирования образовательной среды В.Ясвина нами будет кратко рассмотрено соотношение между типами "воспитывающей среды" Я. Корчака и "школьными типами" П.Ф. Лесгафта. При этом необходимо иметь ввиду, что возможность переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал носит ограниченный характер, неизбежно упрощая реальность.  
Методика векторного моделирования образовательной среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: ось "свобода-зависимость" и ось "активность-пассивность". 

Приерно с пяти лет ребенок начинает воспринимать родителей  как некое  неделимое целое. Понятие  « семья» стновится определяющим и формирующим.Девиации данного возраста: частые соматические заболевания, фобии, поведенческие проблемы(агрессия , аутоагрессия), проблемы адаптации , низкая успеваемость.

Семья- меняющаяся группа людей, включающая  в себя родителей , родственников,детей, опреленный  цикл развития, стереотипные  паттерны поведения.

Значимые близкие – люди, не имеющие кровного родства с представителями данной семьи.Таким образом, решающая роль в формировании личности и характера ребенка  раннего и дошкольного возраста принадлежит именно семейному воспитанию.

Подростковые девиации.

В подросковом возрасте на первый план выходят

отношения со сверстниками, однако то, какой статус

займет подросток в группе, во многом определяется от-

ношениями внутри семьи и стилем воспитания.

Подростковый период, являясь переходным этапом

от зависимого детства к самостоятельной и ответсвен-

ной взрослости, педпологает, с одной стороны, завер-

шение физического, в частности полового созревания,

а с другой - достижение социальной зрелости. Дан-

ный переход имеет социокультурологическую обуслов-

ленность.Психология подросткового возраста тесно связа-

на с проблемой "отцов и детей". Взаимоотношения в

семье между родителями и детьми влияют на взаимо-

отношения подростка со сверстниками, выражаясь в

переносе структуры взаимоотношений в семье на вза-

имоотношения с социумом.

Одной из важных потребностей данного возраста

становится потребность в освобождении от конт-

роля и опеки. В этот период подросток начинает по-

новому оценивать свои отношения с семьей. Стремле-

ние к индивидуализации на внешнем уровне прояв-

ляется в виде отчуждения от значимых близких, пред-

стающее в "одеждах" негативизма.

Из факторов социализации семья по-прежнему игра-

ет предопределяющую роль, трансформируясь, однако,

из явного лидера, место которого теперь занимают вза-

имоотношения со сверстниками, в образ некого "серого

кардинала". Значительное влияние при этом как на

личность подростка, так и на его место в социуме ока-

Информация о работе Специфика работы с детьми девиантного поведения