Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:51, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является анализ психологических причин девиантного поведения подростков, их профилактика и коррекция . Задачи: 1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования девиантного поведения 2.Рассмотреть понятие девиантного поведения через анализ различных подходов 3.Рассмотреть специфику работы с детьми девиантного поведения
Содержание
Введение 1.ГЛАВА ПЕРВАЯ. Теоретические аспекты проблемы девивиантного поведения современных школьников 1.1 Характеристика девиантого поведения детей младшего школьного возраста 2.2 Характеристика подростковых девиаций Детские виды девиаций Подростковые девиации Девиации периода взрослости 2.ГЛАВА ВТОРАЯ .Экспериментальная деятельность по диагностике девиантного поведения подростков на базе 8 Б класса 1.1 Все диагностики 1.2 Своя собственная диагностика 2.Опросник склонности к отклоняющемуся поведению. Заключение
Методика диагностики склонности
к отклоняющемуся поведению является
тестом-опросником, предназначенным для
измерения склонности к реализации
различных форм отклоняющегося поведения
. Опросник ориентирован на выявление
внутренней склонности к отклоняющемуся
поведению в подростковом возрасте
14-17 лет.
В его основе лежат следующие
цели :
Установка на социально-желательные
ответы
Склонность к самоповреждающему
поведению
Склонность к агрессии и насилию
Склонность к нарушению норм
и правил
Склонность к аддиктивному
поведению
Склонность к делинквентному
поведению
Инструкция . Перед вами ряд
утверждений. Они касаются некоторых
сторон вашей жизни. Испытуемым предлагается
прочитать каждое утверждение и оценить
насколько они подходят к нему лично ,
проставив «+» или « - «рядом с номером
утверждения в бланке ответов . Далее
подсчитываются набранные очки по
каждой шкале в отдельности в соответствии
с ключом.
Ключ для опросника СОП
1.Шкала установки на социально-нежелательные
ответы:2 нет,4 нет,6 нет , 13 да,21 нет, 23 нет,
30 да,32 да, 33 нет,38 нет, 47 нет, 54 нет,79 нет,
83 нет, 97 нет.
2.Шкала склонности к нарушению
норм и правил : 1 нет,10 нет,11 да, 22 да,
34 да,41 да,44 да, 50 да, 53 да, 55 нет, 59 да,
61 нет,66 нет, 80 да,86 да,91 да,93 нет.
3.Шкала склонности к аддиктивному
поведению: 14 да , 18 да, 22 да, 26 да,27 да, 31
да, 34 да, 35 да, 43 да, 46 да, 59 да,
60 да, 62 да,63 да,64 да, 67 да, 61 да,
74 да, 91 да, 95 нет.
4.Шкала склонности к самоповреждающему
и саморазрушающему поведению : 3 да,
6 да, 9 да, 12 да, 16 да, 24 нет, 27 да, 28
да, 37 да, 39 да, 51 да, 52 да, 58 да, 68 да, 73
да, 76 нет, 90 да, 91 да, 92 да, 96 да.
5.Шкала склонности к агрессии
и насилию:3 да, 5 да, 15 нет, 16 да,
17 да, 25 да, 37 да, 40 нет, 42 да, 45 да, 48 да,
49 да, 51 да,65 да, 66 да, 70 да, 71 да, 72 да, 75 нет,
77 да,82 да,85 нет,89 да,94 да,97 да.
6.Шкала склонности к делинквентному
поведению: 18 да, 26 да, 31 да, 35 да, 42 да, 43
да, 44 да, 48 да, 52 да, 55 нет, 61 нет, 62
да, 63 да, 64 да, 67 да, 74 да, 86 нет, 91 да, 94 да.
Утверждения
Я предпочитаю одежду неярких,приглушенных
тонов.
Бывает, что я откладываю на
завтра то, что должен сделать сегодня.
Я охотно поучавствовал бы в
каких-либо боевых действиях .
Иногда я ссорюсь с родителями.
Человек, который в детстве
не дрался , вырастает маменьким сынком
и ничего не добьется в жизни.
Я бы взялся за опасную жизни
и здоровью работу.
Иногда я не могу усидеть на
месте и ощущаю жуткое беспокойство.
Я иногда могу немного похвастаться
чем-либо.
Если бы пришлось стать военным,
то я стал бы летчиком-истребителем.
В людях я ценю крайнюю осмотрительность.
Все законы жизни выполняют
слабые люди.
Я предпочел бы такую работу,
что была бы связана с путешествиями ,
несмотря на то, что это может быть
опасно для жизни.
Я говорю исключительно правду
и не меньше.
Если человек в меру употребляет
влияющие на психику вещества- это
вполне нормально.
Когда я злюсь, то я стараюсь
обойтись без ругательств.
Я думаю , что мне понравилось
бы охотиться на львов.
Я всегда отомщу тем, кто меня
обидит.
Каждый человек имеет право
выпить столько, сколько он захочет.
Если мой приятель опаздывает
на встречу к назначенному времени, я сохраняю
спокойствие.
Меня затрудняет работа, которую
необходимо выполнить в строго определенное
время.
Иногда я перехожу
улицу там , где мне удобно, а не там, где
положено.
Некоторые правила
и запреты можно отбросить , если испытываешь
сильное сексуальное( половое) влечение.
Иногда я не слушаюсь
родителей.
Если при покупке автомобиля
мне придется выбирать между скоростью
и безопасностью, то я выберу безопасность.
Я думаю, что мне понравилось
бы заниматься боксом.
Если бы мне предоставилось
бы возможность выбрать профессию,
то я стал бы дегустатором вин.
Потребность в острых
ощущения испытываю часто.
Иногда мне так хочется
сделать себе больно.
Мое отношение к жизни-
семь раз отмерь – один раз отрежь.
Я всегда добросовестно
покупаю билет в транспорте.
Среди моих знакомых
есть люди, которые пробовали одурманивающие
токсические вещества.
Я всегда выполню мое
обещание , несмотря на то , что иногда
это невыгодно мне.
Иногда мне так и хочется
выругаться.
Люди , которые следуют
пословице «Если нельзя, но очень хочется,
то можно» всегда правы.
Бывало, что я случайно
попадал на разборки или драку после употребления
спиртных напитков.
Мне нередко удается
заставить себя продолжать работу
после ряда обидных неудач.
Если бы в наше время
проводились бои гладиаторов , то я бы
обязательно участвовал бы в них.
Бывает, что иногда
я говорю неправду.
Терпеть боль назло
всем бывает даже приятно.
Лучше я соглашусь
с человеком, чем буду спорить с ним.
Если бы я родился в
древние времена , то стал бы благородным
разбойником.
Дракой можно разрешить
спор, если другого выхода нет.
Бывали случаи , когда
мои родители , другие взрослые высказывали
беспокойство по поводу того, что я немного
выпил.
Одежда должна с первого
взгляда выделять человека среди других
.
В фильме всегда должна
быть плохая концовка.
Я так скучаю на уроках.
Если меня кто-то случайно
задел в толпе , то я обязательно потребую
от него извинений.
Когда меня раздражает
человек, то я высказываю ему все в глаза.
Во время путешествий
и поездок я люблю отклоняться от обычных
маршрутов .
Мне бы понравилась
профессия дрессировщика хищных зверей.
Если уж и сел ты
за руль мотоцикла, то стоит ехать очень
быстро.
Когда я читаю детектив
, то мне часто хочется ,чтобы преступник
ушел от преследования.
Иногда я не сдерживаюсь
от смеха из – за очень непристойной шутки
Я стараюсь избегать
выражений в разговоре, которые могут
смутит окружающих людей .
Я очень часто огорчаюсь
из-за мелочей.
Я часто взрываюсь
и отвечаю резко , когда мне возражают.
Больше всего мне нравится
читать детективы, чем романы.
Чтобы получить удовольствие,
стоит нарушить некоторые правила
и запреты.
Мне очень нравится
бывать в компаниях , где в меру выпивают
и веселятся.
Меня раздражает , когда
люди курят.
Мне нравится состояние
,которое наступает , когда выпьешь в меру
и в хорошей компании.
Бывало, что у меня возникало желание выпить , но я понимал , что сейчас не время и не место.
Меня успокаивает в
рудную минуту именно сигарета.
Мне легко заставить
людей меня бояться и я часто делаю это
ради удовольствия.
Я смог бы своей рукой
казнить преступника, считая это правомерным.
Удовольствие-это главное,
к чему нужно стремиться.
Я хотел бы поучаствовать
в гонках.
Когда у меня плохое
настроение , ко мне лучше не подходить.
Иногда у меня бывает
такое настроение, что я готов первым
начать разборку.
Я могу вспомнить случай,
когда я был настолько зол, что хватал
любую вещь, попавшуюся ко мне в руки ,
и ломал ее.
Я всегда требую , чтобы
окружающие уважали ми права.
Мне понравилось бы
прыгать с парашютом.
Вредное воздействие
табака и алкоголя на человека сильно
преувеличивают.
Я редко заступаюсь
за себя, даже если кто-то меня сильно
достает.
Я не получаю удовольствия
от ощущения риска.
Когда человек в пылу
спора прибегает к « сильным выражением»
это нормально.
Я не могу сдерживать
свои чувства.
Бывало, что я опаздывал
на уроки.
Мне нравятся компании,
где все подшучивают друг над другом.
Секс должен занимать
в жизни молодежи одно из первых
мест.
Если кто-то не согласен
со мной , я начинаю упорно спорить,
отстаивая именно свою точку зрения.
Иногда я уклоняюсь
от выполнения домашнего задания.
Я часто совершаю поступки
под влиянием минутного настроения.
Мне кажется, что я
не способен ударить человека.
Люди справедливо возмущаются,
когда узнают, что преступник остался
безнаказанным.
Мне приходится скрывать
от взрослых некоторые поступки.
Есть очень простые
люди, которые сами виноваты в том, что
их обманывают.
Когда я нервничаю,
то стучу кулаком по любому предмету.
Только чувство опасности
помогает мне по-настоящему себя проявлять.
Я бы попробовал какое-нибудь
одурманивающее вещество , если бы точно
знал что оно никак не повредит моему здоровью.
Когда я стою на высотке
какого-нибудь дома, то меня так и тянет
прыгнуть вниз.
Всякая грязь меня
пугает и вызывает сильное отвращение.
Когда я злюсь, то хочу кого-нибудь ударить.
Люди должны отказаться
от приема всяких спиртных напитков.
Я мог бы на спор влезть
на высокую фабричную трубу.
Временами я не мог
справиться с желанием причинить боль
другим людям.
Я мог бы после небольших
объяснений управлять вертолетом.
Заключение
Итак, девиантное (отклоняющееся)
поведение - это поведение индивида или
группы лиц, которое не соответствует
общепринятым нормам, в результате чего
эти нормы ими нарушаются. Девиантное
поведение - следствие неудачного процесса
социализации личности: в результате нарушения
процессов идентификации и индивидуализации
человека, такой индивид легко впадает
в состояние «социальной дезорганизации»,
когда культурные нормы, ценности и социальные
взаимосвязи остутствуют, ослабевают
или протеворечат друг другу. Такое состояние
называется аномией и является основной
причиной отклоняющегося поведения. Учитывая,
что девиантное поведение может принимать
самые разные формы (как негативные, так
и позитивные), необходимо изучать данное
явление, проявляя дифференцированный
подход.
Отклоняющееся поведение часто
служит основанием, началом существования
общепринятых культурных норм. Без него
было бы трудно адаптировать культуру
к изменению общественных потребностей.
Вместе с тем вопрос о том, в какой степени
должно быть распространено отклоняющееся
поведение и какие его виды полезны, а
самое главное - терпимы для общества,
до сих пор практически не разрешен.
Если рассматривать любые области
человеческой деятельности: политику,
управление, этику, то нельзя вполне определенно
ответить на этот вопрос (например, какие
нормы лучше: воспринятые нами республиканские
культурные нормы или старые монархические,
современные нормы этикета или нормы этикета
наших отцов и дедов?). удовлетворительный
ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе
с тем не все формы девиантного поведения
требуют столь детального анализа. Криминальное
поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм
и наркомания не могут привести к появлению
полезных для общества культурных образцов.
Следует признать, что подавляющее число
социальных отклонений играет деструктивную
роль в развитии общества. И только некоторые
немногочисленные отклонения можно считать
полезными.
Список использованной литературы:
1.Галич Г.О., Карпушкина Е. А.,
Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева
Н. В. Девиации и их преодоление в системе
интегрированного образования // Известия
ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. № 12 (1б). С.
159-161.
2. Воспитание трудного ребенка: Дети с
девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова.
М.: Владос, 2001.
3. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей
и подростков. М., 2007.
4. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика
проблем обучения в 3-6 классах. (Часть II):
Методическое руководство. СПб., 2007.
5. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика
обучения, социализация и профессиональное
самоопределение старшеклассников. (Часть
III): Методическое руководство. Книга 1.
СПб., 2007
6.Змановская Е.В. Девиантология:(
психология отклоняющегося поведения):учеб.пособие
для студентов высш.учеб.заведений-5-е
издание)2008.
7.Г.И.Колесникова , Е.А. Байер , М.В. Харагезян
«Девиантное поведение» 2007.
8.Р.В.Овчаров « Практическая психология
образования» 2-е издание,2005.
9. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа
с трудными учащимися / Л.М. Зюбин. – М.:
Высш. Школа, 1982. – 191 с.
10.Иванов, В.Н. Девиантное поведение:
причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический
журнал. – 1995. – № 2. – С. 61–74.
11.Клейберг, Ю.А. Психология
девиантного поведения / Ю.А. Клейберг.
– М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.
12. Клейберг, Ю.А. Социальные
нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. – М.:
Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
13. Ковалев, А.Г. Психологические
основы исправления правонарушения / А.Г.
Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136
с.