Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить специфику страхов детей из неблагополучных семей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Изучить специфику страхов детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Исследовать особенности проявления и причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ
1.1. Проблема страха в психологии……………………………………
1.2 .Сущность страхов в дошкольном возрасте………………………
1.3 .Особенности страхов детей из неблагополучных семей………..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня страха у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
2.2. Описание результатов психодиагностического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, под состоянием страха мы будем понимать определенный временный уровень целостного функционирования психики, заключающийся в отражении конкретной ситуации как угрожающей.
1.2 Сущность страхов в дошкольном возрасте
Можно выделить несколько подходов, по-разному описывающих специфику содержания страха у детей.
В психоаналитическом подходе основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. 3. Фрейд и А. Фрейд отмечали, что психологическая особенность, детерминирующая специфику страха в дошкольном возрасте у ребенка формируется в "Сверх-Я" и именно с данным феноменом связаны особенности детского страха. В отличие от З. Фрейда, А. Фрейд считала страх Сверх-Я первым внутренним страхом. Одним из характерных признаков данного подхода является тенденция авторов выяснить "психологическую пользу" детского страха, его естественность для психики, а также провести разграничение между нормальным и патологичным развитием в области детского страха [6,c.112].
Следующий подход условно можно назвать социальным. Здесь исследователи, как отечественные, так и зарубежные (Д. Селли, Г.С. Салливен, А.И. Захаров), обращают внимание в первую очередь на изменения социального положения ребенка, на особенности его взаимоотношения с внешним миром. Они говорят о том, что содержание детского страха становится тесно связанным с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.
Можно предположить, что эти два подхода отражают две точки зрения на единый феномен. Сторонники одного подхода обращают внимание на внутреннюю психическую деятельность, другие исследователи обращают свое внимание на социальные аспекты существования ребенка [6,c.112].
Также можно указать еще два направления, связанных с выделением различных особенностей развития ребенка. В одном случае авторы (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов) фиксируют выявленный экспериментальным путем страх смерти у детей 5-8 лет. Причина его возникновения, как отмечается, лежит в особенностях развития детской картины мира - у ребенка происходит осознание смерти как таковой, как конечности жизни (В.И. Гарбузов). Кроме того, описывается существование у детей страха, связанного с символическими структурами сознания, с мифологичностью мышления, - страха различных мифологических персонажей. Именно этот подход обращает внимание на данные страхи-заместители, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества (А.И. Захаров).
Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов: 1) возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. 2) невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем [4,c.32].
Отечественный исследователь эмоции страха А.И. Захаров, разделяет страхи по следующим признакам: 1) по характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные; 2) по степени реальности - реальные и воображаемые; 3) по степени интенсивности - острые и хронические [8,c.128].
Приведенные выше классификации
не являются единственными в своем
роде. Следует отметить, что в
современной психологии эмоций не существует
универсальной классификации
Условно страхи можно разделить на две большие группы: врожденные (возрастные) и приобретенные. Страхи, названные врожденными, сопровождают определенный возрастной период развития.
На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:
- от рождения до 6 месяцев
малышей способен напугать
- от 7 месяцев до года
малыша пугают уже
- дети от 1 года до 2 лет
могут бояться разлуки с
- источником страхов детей
до 3 лет являются отвержение со
стороны родителей, незнакомые
ровесники, смена обстановки, изменение
порядка жизни. Специалисты
- дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства.
- в 6-7 лет апогея достигает
страх смерти. Именно в этом
возрасте у ребенка
- 7-8-летние дети боятся
вызвать неодобрение со
- дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей [5,c.143-144].
Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз.
В старшем дошкольном возрасте проходит самый насыщенный страхами период. И не столько потому, что дети воспринимают все более эмоционально, сколько по причине когнитивного развития. Они начинают четче разделять опасное и неопасное, страшное и нестрашное. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный в 7 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.
Приобретенные страхи
Первая причина приобретенных страхов - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком.
Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Сюда относятся боязнь собак, отрицательных персонажей и «нехороших» людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий.
Вторая причина. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности. Некоторые дети носят в себе очень много страхов: став мнительными, имея мнительных родителей и схожий с ними тип нервной системы, они просто «переносят» родительские тревоги и страхи, а потом еще добавляют и свои.
Третья причина - запугивание в воспитании. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники, боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Чаще страдают от кошмаров и разнообразных страхов и гиперактивные дети, так как родители, подыскивая методы управления ребенком, очень часто используют запугивание.
Как справедливо отмечает А.И. Захаров, у нормально развивающихся детей довольно часто бывают ночные страхи.
Причиной ночных страхов могут стать разные жизненные ситуации, например драки, семейные скандалы, укус собаки, яркие устрашающие впечатления, особенно если ребенок испытывал страх, засыпая. Именно поэтому не стоит рассказывать детям страшные сказки перед сном. И недопустимо, чтобы ребенка будили семейные скандалы.
Многие дети не любят засыпать
в темноте и даже просто засыпать
из-за того, что боятся повторения кошмарных
снов. Дети дошкольного возраста еще
не могут сказать себе, что это
сон, заставить себя проснуться или
изменить сюжет сновидения. Они полностью
во власти своего сна, и взрослые, оставляя
малышей наедине с
Так, известный детский
психотерапевт и православный психолог
Т. Л. Шишова предупреждает родителей
о том, чтобы они осторожно
вытаскивали ночные ужасы из ребенка:
можно побуждать ребенка
Если реально посмотреть на сновидения, то кошмары, как и большинство страхов, прежде всего, являются отражением действительности, окружающей ребенка. Если в семье ровные, доброжелательные отношения, одинаковые требования обоих родителей и взаимная любовь и уважение, тогда вероятность страшных снов сокращается. Чаще всего кошмарные сны снятся детям, обнаруживающим большое количество возрастных страхов: машин, поездов, самолетов, стихии, высоты и глубины, уколов, боли и т. д.
Чтобы помочь детям дошкольного возраста справиться со всеми страхами, нужно сначала их выявить.
Содержание таких
Таковы, основные проблемы эмоциональных состояний детей дошкольного возраста.
1.3. Особенности страхов детей из неблагополучных семей
Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, на все реагирующие, а другим все трын-трава, ничем их не проймёшь.
Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы отклонений
от нормального психофизического развития
ребенка мы не затронули, почти всегда
вынуждены говорить о тлетворном
влиянии пьянства родителей. Из-за этого
зловещего явления ребенок
Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем.
Для того чтобы стать полноценной личностью ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. А.Адлер отмечал, что если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок живет как бы на вражеской территории: обстоятельства подавляют его, он постоянно чувствует себя слабее других, испытывает напряженность в контактах, страхи, тревогу.
Чего же боятся дети из неблагополучных семей?
Самый главный страх – одиночество (страх остаться одному). Эти дети знакомы с одиночеством, почувствовали его. Они интуитивно чувствуют боль от того, что родитель предпочитает ребенку алкоголь, наркотики, компании незнакомых людей и т.д. и боятся одиночества либо в целом – того, что родители оставят их в приюте, либо в более конкретном смысле (так как родители из-за своей халатности оставляют их одних дома).
Информация о работе Специфика страхов детей дошкольного возраста из неблагополучных семей