Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить специфику страхов детей из неблагополучных семей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Изучить специфику страхов детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Исследовать особенности проявления и причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ
1.1. Проблема страха в психологии……………………………………
1.2 .Сущность страхов в дошкольном возрасте………………………
1.3 .Особенности страхов детей из неблагополучных семей………..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня страха у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
2.2. Описание результатов психодиагностического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Страх быть наказанным также
находится в числе самых
Дети из неблагополучных
семей чаще подвергаются страшным снам.
Они боятся страшных снов, чудовищ
и бандитов. Страх страшных снов
объясняется неспокойной
Отличительной особенностью детей из неблагополучных семей является тот факт, что они боятся многих вещей одновременно и с одинаковой силой. Страх одиночества и страх потерять маму или папу, боязнь заразиться и боязнь сказочных персонажей, боязнь темноты, транспорта, боли, уколов, боязнь страшных снов – все это находится у них на одном уровне. Все это указывает на явное неблагополучие этих детей.
Так, какой он, тревожный ребёнок из неблагополучной семьи?
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к обучению снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
Повышение тревожности детей
из неблагополучных семей
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня страха у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Целью данного экспериментального исследования является выявление уровня страхов у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей и установления причин повышенной тревожности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
При правильном построении экспериментальной работы и процесса самого исследования есть возможность не просто констатировать состояние детей дошкольного возраста из неблагополучных семей, но и дать рекомендации для работы с детьми.
Исследование проводилось на базе детского социального приюта г.Горки Могилевской области. В исследовании принимали участие 20 детей дошкольной группы в возрасте от 4 до 6 лет.
Для выявления уровня детских страхов были использованы:
Методика «Страхи в домиках».
Авторы: А.И.Захаров, М.А.Панфилова.
Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [17, с.10]. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.).
Выяснить весь спектр страхов, можно
специальным опросом при
Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.
Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой,
тесной комнате, помещении, в
туалете (страх замкнутого
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
2.2. Описание результатов психодиагностического исследования
В результате изучения количественных показателей проявления страхов у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей, была получена следующая информация. Если отталкиваться от возрастных норм страхов по А.И.Захарову, то страх потерять своих родителей и боязнь их смерти стоит на первом месте. Однако он занимает не самый высокий уровень (80%, 90%). Были дети, которые проигнорировали этот страх (одна девочка и два мальчика). Изучив «личное дело ребенка », оказалось, что эти дети до попадания в приют проживали у родственников – кто у бабушек и дедушек, кто у дяди и тети, а родители ими не занимались в силу разных обстоятельств. Со временем дети все реже интересовались родителями и свыклись с мыслью, что приют – это их новый дом. Этим и можно объяснить отношение таких детей к данному страху.
Одиночество (страх остаться одному) – самый главный страх детей из неблагополучных семей (и у мальчиков и у девочек – 100%). Этому есть логическое объяснение: эти дети знакомы с одиночеством, почувствовали его. Они интуитивно чувствуют боль от того, что родитель предпочитает ребенку алкоголь, наркотики, компании незнакомых людей и т.д. и боятся одиночества либо в целом – того, что родители оставят их в приюте, либо в более конкретном смысле (так как родители из-за своей халатности могли оставлять их одних дома).
Высокие показатели по страху «заразиться». У детей из неблагополучных семей он легко объясним, т.к. в период болезни их помещают в изолятор. Сам по себе изолятор внушает много неприятных переживаний ребёнку, т.к. там обычно мало детей, постоянное воздействие врачей, приём разных лекарств и процедур, запрет на игру с другими детьми. Но самая главная причина страха заразиться в том, что родителям этих детей запрещают их забирать домой, хотя дома, зачастую, условиях значительно хуже.
Страх быть наказанным находится в числе самых главных страхов детей из неблагополучных семей. Эти дети все без исключения сильно боятся наказаний, видимо, это связано с тем, что родители ругают и используют физические наказания.
В нашей иерархии рядом со страхом наказания стоит страх боли – это может говорить о том, что эти страхи как-то связаны между собой. Из наказания может вытекать боль. Дети не просто боятся боли, но испытывали ее, поэтому и выбирали часто этот страх (например, один мальчик после вопроса: «Боишься ли ты какой-нибудь боли?» сказал: «Конечно, вот так если сильно бить, то больно конечно будет» и показал, как именно его били.
Девочки из приюта наряду со страхами одиночества и наказания очень сильно боятся различных животных. Неблагополучные семьи живут не только в антисанитарных условиях, которые сами себе и создают, но их местом жительства, как правило, являются коммунальные квартиры, бараки, частные дома, ставшие притоном для бомжей. А рядом соответственно такие же бездомные, грязные, дикие кошки и собаки.
У мальчиков и девочек из приюта первые места занимают боязнь страшных снов, чудовищ и бандитов. Страх страшных снов объясняется неспокойной обстановкой в семье, часто ребенку страшно засыпать. Во сне ребенка происходит отражение обстановки, в которой он находится и тех чувств, которые он переживает, ведь сон это процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным. Можно предположить, что дети из неблагополучных семей не просто больше боятся появления страшилок во сне, но и чаще подвергаются страшным снам.
Естественно, что на этот страх влияют не только факторы семейного неблагополучия, но и среда, в которой развивается ребенок. Сейчас открытым источником являются СМИ, после просмотра фильмов по телевизору, страшные герои боевиков начинают мерещиться им на каждом шагу, изображаются детьми в их играх. Избыток кровавых фильмов и сцен насилия в них приводит и к кошмарным снам.
Хочется отметить, что боязнь темноты находится у мальчиков и девочек на одном уровне.
Интересен тот факт, что девочки из неблагополучных семей боятся сразу многих вещей одновременно и с одинаковой силой. Страх потерять маму или папу, боязнь сказочных персонажей, боязнь темноты, транспорта, пожара, бандитов, боли, уколов, страх умереть, страх того, что умрут твои родители, страх перед тем как заснуть и боязнь страшных снов – все это находится у них на одном уровне. Все это указывает на явное эмоциональное неблагополучие этих детей, что требует вмешательства психолога.
Таким образом, выполненное экспериментальное исследование показало, что дети дошкольного возраста из неблагополучных семей в большинстве своем имеют большее количество страхов, чем их сверстники из благополучных семей. Такие дети живут в постоянном напряжении, страхе, они имеют высокий уровень тревожности, который проявляется в эмоциональном дискомфорте, в чрезмерном и избыточном беспокойстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим, что в целом поставленные задачи выполнены. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Во-первых, как показало исследование, у детей из неблагополучных семей страхов больше почти в 1,5 раза и они носят более выраженный характер.
Во-вторых, в основе страхов детей из неблагополучных семей лежат внутрисемейные отношения, которые отражаются на эмоциональном состоянии детей, проявляются в напряженности в контактах, неспокойствии, неуютности и неуверенности за свое благополучие. Отсюда можно сделать вывод о том, что психологическое самоощущение детей дошкольного возраста из неблагополучных семей характеризуется нехваткой любви, внимания, заботы, теплых надежных ощущений в семье, эмоциональной привязанности и т.д.
Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Боулби Дж. О человеческой привязанности// Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №1.
2.Буянов М.И. Ребенок из неблагоприятной семьи. М., 1988.
3. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995, № 5, с.104 - 144.
4. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 144 с.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. - 136 с.
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
Информация о работе Специфика страхов детей дошкольного возраста из неблагополучных семей