Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 11:59, реферат
Исследование способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии. Задача по измерению человеческого интеллекта и общих – а затем и специальных – способностей была продиктована нарастающими запросами специалистов практиков: учителей, воспитателей, клиницистов, руководителей больших коллективов, которые рассматривают интеллект как характеристику со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться собственной активностью. При этом стоит отметить, что к интеллекту нельзя применить оценочно-содержательные характеристики. Интеллект не может быть «порядочным», «моральным», «злым» или «добрым».
1.Введение
2. Способности человека
2.1 Структура способностей
2.2 Уровни развития способностей
2.3 Виды способностей и их характеристика
2.4 Задатки и способности
3.Интеллект человека
3.1 Способность рационального познания
3.2 Коэффициент интеллектуальности и креативность
3.3 Развитие интеллекта
4. Заключение
Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.
Определений интеллекту было дано много. Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.
3.2 Коэффициент
С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.
Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.
Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.
Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.
В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.
Критика результатов тестирования с точки зрения когнитивной психологии более чем справедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когнитивные компоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих пор когнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод в качестве критерия точности когнитивных тестов.
Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.
Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".
Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.
3.3 Развитие интеллекта
С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта — это изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.
Но не может быть интеллект таким клубочком из русских сказок, который бежит себе впереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке, ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему "приз", не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданном ему направлении.
Скорее интеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и при этом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набирая массу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.
Если сравним с ЭВМ то, скажем, чем больше данных находится в памяти компьютера, тем быстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно разработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение в эффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мы обратимся позже в отдельной статье.
Поведение Иванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее пути, по которым проходят воздействия его на объекты, и лишь тогда он придет к действительным победам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема способностей человека и их развития является актуальной для современной психологии. Способности при этом понимаются как такие свойства личности, индивидуальные особенности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Принято различать общие способности, определяющие готовность человека к деятельности в целом, и специальные способности, определяющие его готовность к определенным видам деятельности.
Природа человеческих способностей до конца не изучена. Современная психология, не признавая врожденности способностей, в то же время не отрицает существования врожденных особенностей строения и функциональной организации головного мозга человека и его организма в целом, которые создают предпосылки для успешного выполнения определенной деятельности. Способности формируются в деятельности на основе задатков, которые рассматриваются как биологическая основа способностей.
Любые
задатки, прежде чем превратиться
в способности, проходят длинный
путь развития. Для многих человеческих
способностей это развитие
В
значительной мере развитие
Знание практических психологов (включая в себя руководителей разного уровня, учителей и пр.) об уровне интеллектуального развития и умение применять и использовать это знание в продуктивном направлении – это одно из основных требований целостного развития общества. Руководитель, желающий стать действительно профессионалом своего дела не должен забывать о том, что психология не стоит на месте, ее осведомленность в вопросах развития личности действительно велика, поэтому хороший менеджер – это, прежде всего хороший психолог не только на обывательском уровне, но и психолог-ученый.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, Эксмо,
2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : 3-е изд. [текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007.
3. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [текст] / Л. В. Куликов. – СПб.: ЛитРес,
4. Леонтьев, А. Н. Биологическое и социальное в психике человека [текст] / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. – М.: Речь, 2001.
5. Небылицын, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии [текст] / В. Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий: тексты. – М. : Медицина, 1982.
6. Немов, Р. С. Психология [текст] : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: 4-е изд. / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.
7. Платонов, К. К. Вопросы психологии труда [текст] / К. К. Платонов. – М. : Наука, 1982.
8. Психология: учебное пособие [текст] / Ред.-сост. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2000.
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004.
10. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2-х т. [текст] / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985.
11. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие [текст] / В. Д. Шадриков. – М. : Просвещение, 1996. – 480 с.
12. Материалы с сайта http://www.effecton.ru/